Общество

ЖЕНЩИНА В УСТАХ КАЗАХСКИХ ЗЛАТОУСТОВ

Данная статья является продуктом проекта фонда им. академика З. Кабдолова «Қ@З@ҚШ@ С@ЙР@!» на спонсорские средства ТШО.

Традиционная степная мораль была продолжением кодекса рыцарской чести, сформированной у нас в степи задолго до проникновения его в Европу. Отношение к женщинам в рамках этой морали — одно из самых ценных достижений человечества.
В суровых условиях степного, пустынного ландшафта и бесконечных войн часто стояла простая проблема выживания. Только общим трудом, общими усилиями могли люди этого добиться. Каждый человек был на счету. Рано взрослели дети, они уже в 13-14 лет становились воинами, батырами, входили в состав советов старейшин. Об этом остались строки Актамберды-жырау.
Вынуждены были воевать и женщины. Они были не только хранительницами очага, но и защитницами его. Яркий образ амозонок, оставленный древними писателями, — слепок с наших степных женщин-воительниц. Да и масса преданий и сказаний о них, их именах, оставлена в народных устных произведениях казахов.
Женщины-степнячки были привязаны не только к очагу, но и правили целыми племенами, странами. Томирис, Сфаретра, Зарина, Аккагаз (сакские времена), Шеджерет (кипчакская египетская султанша XVIII в. из Младшего Жуза, рода Дурут, т.е. Терт, — Терткара), Разия (дочь Шамсутддина Ильтутмиша, правительница Афганистана и Индии, султанша Делийского султаната XVIII века, вышедшая из прикаспийских бершей), Бопай (жена хана Абулхаира) и масса других. Ни один этнос, ни один народ не дал столько выдающихся женщин в политической и военной сфере, как древние и средневековые степные номады.
Многие из них были образованными людьми, умными и умелыми педагогами, искусными мастерицами (например, грек Приск при посещении резиденции Атиллы поражался красотой изделий и поделок, изготовленных тюркскими женщинами: коврами, одеждами, украшениями, бытовыми изделиями).
Поэтому мужчины их не только любили, но и уважали, и высоко ценили. Однако это отношение к ним резко изменилось с проникновением в степь семитских племен (арабов) вместе с исламом, который приравнял женщин с рабынями и наложницами. То же самое магометане хотели сделать в степи. Даже лица степнячек пытались прикрыть паранджой, чадрой. Но вольный дух нашего этноса не позволил этого сделать.

«Сын, порожденный отцом,
не рожден, чтобы стать рабом,
дочь, матери дар,
не рабыня и не товар.

Мы — народ, который не держит сыновей и дочерей в неволе», — так великолепно выразил этот дух казахский златоуст Казыбек би.
Ислам не смог силой, сталью и свистом сабель одолеть степь. Лишь миссионеры и проповедники (которых затем назвали хожа, ходжа) своими проповедями, взятками (садаха) внедрили чуждую для нашей ментальности веру. Кстати, слово «садаха» первоначально означало не милостыню, а посул, взятку или подкуп тех, кто приходил в мечеть молиться новому богу, Аллаху. Так что ни о каком-либо добровольном принятии новой веры не может быть и речи. Тем более о чистой вере подкупленного сердца.

Но нами был предан Тенгри-бог,
стали валяться у чужих ног,
шептать непонятную, бессмысленную молитву,
словом, проиграли божественную битву.
Женщина была отодвинута на задний план,
ее забрал к себе шайтан.
Тем не менее, в памяти народной сохранялась былая степная вольница,
женщина для мужа не стала наложницей,
осталась с открытым обликом,
правда, чаще, чем следует, стелилась пред ним ковриком.

Но инстинкты сильнее нравов. Прежде всего, материнский. Дети для матерей — и боги, и цезари. А мать для них — Богиня и Повелительница. Не зря же наши златоусты так много строк посвятили ей. Вот лишь часть тех пословиц и поговорок, сохранившихся до наших дней:
«Даже Великий рожден матерью»; «Даже мудрец порожден женщиной»; «Знатна знать, но знать породила мать»; «Родни шесть, но мать одна. Чем златой дворец родни, лучше матери лачуга»; «Мать, родившую шесть сыновей, следует называть «госпожой»; «Ера мать — народа мать»; «Отрекайся от детей непослушных матери, отрекайся от детей, не умеющих воспитывать детей»; «Станешь хулить женщину — мать свою втиснешь в хулу»; «Без матери доля — потухшие уголья», — гласят казахские пословицы. «Закон матери — божественный закон»; «Негодна девица, не получившая воспитание матери, негоден юноша, не воспитанный предком», — говорил еще Коркут ата. А такие великолепные стихи сочинил знаменитый Казыбек би:

«Дорожи своим Отечеством, золотым гнездом,
дорожи отцом своим, он содержит дом.
Дорожи сестрою милой, береги родную мать,
всю свою опору, помощь, благодать.
Совесть, честность дорога, дорога и честь,
дорога любовь твоя, когда она есть».
Эти мудрые изречения вбиты в память казахского народа, они к тому же еще и обогащаются нашими современниками.
«Все превосходное в человеке дается лучами солнца и материнским молоком. Они заставляют нас любить жизнь», — писал Макжан Жумабаев.
«Мать, Родине давшая имя свое, чего мне жалеть, щадить от тебя!» — восклицал Жубан Молдагалиев.
«По правде сказать, воспитание должно впитываться в сознание и плоть с молоком матери, превратиться в привычку, а затем — в обычай», — вот как умно и проникновенно написал о матери герой нашего времени и народа Бауржан Момышулы.
Женщина, как известно всем, не только мать, она выступает и в других ипостасях. Она и сестра, и жена, и дочь, и теща, и свекровь, и невестка, и друг.
Что примечательно, в отличие от других народов, у казахов нет каких-либо уничижительных, сатирических, комических высказываний, относящихся к теще, свекрови, типа анекдотов о теще. Их наши предки не только называли матерями, но и, отождествляя с матерью, так же к ним и относились. Как говорили предки наши: «Мужчина не дар небесный, он — женщины плод, женщина не плод земли — ее породил народ».
Особое отношение у казахов было к дочерям. Народное выражение «дочь в доме — гостья» не следует понимать в смысле принижения ее роли в семье, никто же из казахов не относится к своему гостю пренебрежительно, считая его пребывание в доме нежелательным. Даже к тем, кто явился нежданно. Только мелкие душонки могли придумать пословицу: «Незваный гость хуже татарина», называя татарами всех нас, тюрков. Мы же, те же «татары», говорим: «Гость приносит счастье, благо, весть». Поэтому у нас гостей не счесть. Такими же приносящими счастье и благо считаются дочери. Поэтому наш народ столько теплых и любвеобильных слов посвятил своим дочерям. Вот эти мудрые, сердечные изречения и слова…
«Породил коль дочь на свет, знать, оставил в жизни след»; «Дочь — угодье, сын же — стан»; «Созревший цветок — краса природы, созревшая дева – краса народа»; «Благородная девица с лучшим отроком сравнится».
Даже своих невесток казахи равняли, опять-таки, не на словах, а на деле, со своими дочерями, хотя и критических слов для них не жалели. Вот лишь часть этих выражений: «Согласие братьев множит лошадей, согласие невесток полнится снедью»; «Супруга в доме — твоя доля, сын же — грозный меч для боя, дочь — угодье в диком поле, а невестка — благо, воля»; «Если невестка приветлива — дом полон гостей. Если она противна заведомо — гости спешат утопать быстрей»; «Средь невесток есть невестка, что прекрасней всех невест, средь невесток скупердяйки, проходимки тоже есть. Были бы невестки все, словно наша мать, берегущая гостей, близких всех и честь».
Мудрецы давали советы и тем, кто собирался жениться, чтобы потом джигиты не недоумевали: «Все девушки хороши, а откуда берутся плохие жены?»
«Не та красива, что красавица, красива та, что нравится», — изрекал кто-то из мудрых.
* * *
«Эй, джигиты,
коль надумали жениться,
то женитесь на толковой —
станет кровом вам, подковой,
всех гостей и близких уважая,
сохранит заветные законы», — давал свой совет Шал-акын.
* * *
«С дрянью-женушкой
джигит
потеряет свое стремя,
не догонит свое время.
В жены знатную даст
жребий,
хоть в плену джигит у лени,
превращая лень во рвенье,
вырвет женщина из плена», — изрекал М. Султанкожаулы.

* * *
«Зеленеет коли масло,
пес крадет остатки мяса,
засыхает, тухнет пища,
черви в молоке прокисшем,
бьет детей в сердцах при госте,
спорит с мужем злобно, жестко,
чем джигиту на такой жениться,
лучше, все ж, осла купить», — острил Бактыбай-акын.
Более всего у казахского народа пословиц и поговорок, относящихся к женам, плохим или достойным, умным или бестолковым, скромным или сварливым:
«Воспитывать дитя надо смалу, а жену — сразу»;
«Стоящая жена жизнь продлевает, скверная — шею твою в ярмо продевает»;
«Мужчин прославляют либо кони, либо жены»;
«Мужа прославит скакун или ж прославит хатун»;
«В мыслях женщины краса»;
«Достойная женщина беспутного мужчину исправит»;
«Справная женщина — дань, дрянная женщина — брань»;
«Тайну женщины выпытай у окружающих»;
«У женщины мало сил, но много уловок»;
«Одна жена — уважения жена, другая жена — мучения жена, настоящая жена та жена, кто во всем размышления жена»;
«Не найти иглу с продетой нитью в доме женщины-неряхи»;
«Постель ленивой женщины не убирается до полудня»;
«Умная жена берет в долг шерсть, глупая же жена — воду»;
«Из всех достоинств женщины высшее достоинство есть, это — незапятнанная честь»; «Славный муж советуется с достойным кругом, достойная жена — со своим супругом»; «Достойная жена достоинства мужа удваивает, недостатки утаивает»;
«Превосходная жена мужа плохого в ханы возводит, негодная жена — достойного мужа изводит»;
«Коли женщина с мужем дружна, то она и обществу нужна»;
«Отменная женщина — бесподобный друг, она вернее верных слуг»; «Негодная жена заставит мужа зарезать единственную лошадь, отменная жена из ничего обед состряпать сможет»;
«Женщина — краса дома, мужчина — дикого Поля», — вот лишь часть поговорок нашего народа.
Казахские бии и поэты тоже не отставали от своих предков. Например, Айтеке би изрекал: «Злонамеренного покидает вера, у злой жены же заперты двери».
«Лучше жен всех жены есть. Чем же лучше? Тем, что дело завершают тихо, скромно», — рассуждал Балпык би.
«Надменность женщины ведет к плачу, высокомерие мужчины — к падению», — писал уже наш современник Габит Мусрепов.
«Женщина с умом накопит скот и преумножит,
богатея, стать прекрасной тоже сможет.
В благонравной селится краса, порода:
«Облик женщины в поступках» — мысль народа», —
писал в своей книге «Куттагу билик» Юсуп Баласагуни.

Шал акын сочинил следующие строки:
«Скверная жена с мужем в вечной ссоре,
гость придет — мрачнеют ее взоры.
Выпив чай, как будто выпив яд,
бедолага-гость уходит скоро.
Справная жена правит в доме королевой,
гневная жена убивает мужа ежедневно.
Коль от славных порождается никчемный,
он дедов позорит, даже древних.
Славная жена не строго судит слово,
слабый муж супругой своей скован.
Коль супруга злая, как собака,
то зубами возместит на муже злобу».

* * *
«Неучтива коль жена,
труд напрасен, жизнь — ничто,
муж навеки сирота.
Если муж ее невежа,
да к тому же и невежда,
будь хоть трижды хороша,. знай, жена там — сирота», — мудрствовал Актайлак би, добавляя: «Стоит женщину хвалить, если мужа не хулит».

* * *
Жанкутты-шешен же изрекал:
«Коль супруга хороша — для гостей, семьи оплот,
свет очей твой славный сын — он накормит рот.
Мука, если у коня никудышный ход,
если женушка негодна — не накопишь скот,
если сын твой незавидный, а в душе урод —
первым встречным опозорен будет славный род».

Словом, у казахов непочатый край высказываний о женах, женщинах, живших до нас, но эти мысли имеют непреходящую ценность и в наше время.

* В данном эссе использованы авторские переводы поговорок и пословиц казахского народа, высказываний и стихов поэтов и мудрецов, биев и шешенов.

 

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button