Общество

Жаханша Досмухамедов — юрист, исследователь, общественный деятель

Исследование жизни и деятельности видных политических лидеров казахской интеллигенции начала XX века относится к одному из приоритетных направлений в научно-исследовательской работе в годы независимости. Именно лидеры национальной интеллигенции, сформировавшие в начале XX века одноименное движение, партию и автономию «Алаш» с правительством «Алаш Орда», выдвинули, практически, идею национальной государственности, которая ныне стала для нас реальностью.

Общественно-политическая деятельность Жаханши Досмухамедова, как и других лидеров партии «Алаш», последовательно, шаг за шагом была направлена на завоевание автономного управления краем и проходила в сложных условиях. Жаханша Досмухамедов — яркий представитель казахской интеллигенции, один из инициаторов создания политической партии «Алаш», председатель отделения по управлению западной частью автономии «Алаш» — объединенного военно-политического центра и самостоятельного казахского автономного образования.

В различных источниках имя Досмухамедова пишется по-разному — Жанша, Джанша, Джаганша, Жианша и т.д., но правильное и полное имя Досмухамедова — Жаханшах, что означает «Вселенная», Жанша же было его ласкательным именем в детстве.

Итак, Жаханша Досмухамедов родился в 1887 году в семье степняка-скотовода Досмухамеда (Досмагамбета) из рода Каракунан Тана, в селе Булдырты Джамбейтинского района (ныне Сырым), в отделении Каракудык, аул №3 (р. Тамды). Отец устроил Жаханшу в Булдуртинскую аульную, передвижную русско-казахскую школу.

После завершения учебы в аульной школе Жаханша поступает для продолжения своего образования в одноклассное русско-казахское училище в селе Джамбейты.

Учитывая способности Жаханши в овладении знаниями, руководство училища рекомендовало направить его в Уральское войсковое реальное училище. Добиться устройства в это учебное заведение Досмухамедову помог волостной управитель, почетный гражданин Российской империи Сарыкуджин Мухамеджан (народ его назвал Акшолаком).

Жаханша был вначале зачислен в подготовительный класс войскового реального училища в Уральске (ныне здание педагогического колледжа имени Жаханши Досмухамедова), затем поступил на первый курс. Училище размещалось в хорошем добротном здании, учебная база тоже соответствовала требованиям того времени.

В одном подготовительном, шести основных и одном дополнительном классах училища обучалось триста учащихся, в том числе восемнадцать казахских детей — Бактыгали Бисенов, Жумагали Буишев, Искандер Комжасаров, Жаханша Досмухамедов, Кожахмет Азимуратов, Жалмухамбет Суюнтуров, Ахметжан Алтюшев, Оспан Азимуратов, Нургали Досбаев, Халел Досмухамедов, Нургали Ипмагамбетов, Шабазгерей  Кусябгалиев, Гали Халилов, Сабыржан Сарыкуджин, Губайдолла Бердиев, Султан Тамашев, Молдагали Бекимов, Рабат Молдабаев. Стипендии этим аульным детям выплачивали казахские старшины-управители степных волостей.

Жаханша обладал великолепной памятью. Без каких-либо усилий он блестяще проявлял знания по математике, физике, химии и биологии. В годы учебы в училище он из класса в класс переходил без экзаменов.

Уральское войсковое реальное училище было одним из лучших училищ, распространенных в царской Росии конца XIX — начала XX веков. Эти училища давали общее среднее образование, основу которого, в отличие от классического образования, получаемого в гимназиях, составляли естественно-математические науки.

Формирование казахской интеллигенции, в том числе ее революционно-демократического крыла, было тесно связано, прежде всего, с русской ориентацией, с русской системой образования и воспитания. По этому пути и начал делать свои первые шаги молодой Жаханша.

В 1905 году, завершив учебу в Уральском войсковом реальном училище, молодой, энергичный Жаханша Досмухамедов стремится к продолжению образования. После долгих размышлений Жаханша твердо решает для себя и ставит цель поступить на юридический факультет Санкт-Петербургского императорского университета. В этом решении на него оказал большое влияние его земляк — султан Бакытжан Каратаев (правнук хана Абулхаира) — очень уважаемый и почитаемый человек в ауле, известный юрист, депутат второй Государственной думы России.

Начало учебы Жаханши Досмухамедова в университете совпало с революционными событиями 1905-1907 годов.

Российская революция 1905-1907 годов оказала свое воздействие на рост национального движения в казахской степи.

На сложившихся реальностях данных событий у студента Жаханши Досмухамедова постепенно формируется собственная система взглядов и мировоззрения. В стенах университета проводились диспуты, дискуссии о дальнейшем развитии страны. Одной из главных тем этих дискуссий была Столыпинская земельная реформа, которая затрагивала и национальные окраины, особенно казахские земли.

Студент Жаханша относился с симпатией к России, к русским, и уважал русскую культуру. Судьбу своего народа он не отделял от судьбы русского народа, всегда придерживался позиции сближения, а не растворения казахов среди русских. В годы учебы в Санкт-Петербурге Досмухамедов сблизился с семьей Колоссовских. Глава семьи Константин Колоссовский одно время был уездным начальником г. Черняева (нынешний Шымкент) и хорошо знал традиции, обычаи и даже язык казахов. На последнем курсе Жаханша соединил свою судьбу с его дочерью Ольгой — студенткой медицинских курсов.

В 1910 году Жаханша Досмухамедов оканчивает юридический факультет Санкт-Петербургского императорского университета с золотой медалью.

После завершения учебы Жаханша вначале работает статистиком Переселенческого управления по исследованию Казахского края, но за участие в газете «Уральский листок» был отчислен.

В 1911 году в газете «Уральский листок» была помещена статья Досмухамедова «Несколько слов о киргизском (казахском) обычном праве и народном суде», где автор с глубоким знанием излагает истоки казахского обычного права. Данный материал является одним из его ранних трудов и опубликован в трех номерах газеты.

Развитие культуры и образования в среде русского народа впоследствии привело к тому, что Жаханша Досмухамедов, понимая разницу в уровне развития, твердо решает для себя, что казахскому народу необходимо просвещение, чтобы быть грамотным в политических, экономических и других вопросах. Пребывание в гуще политической жизни способствует формированию политического мировоззрения, он начинает понимать, что нужно для освобождения казахов от колониального гнета, что нужно для совершенствования культуры, быта казахского народа. И это решение — свобода.

Именно в этот период жизни у Жаханши Досмухамедова уже четко была определена дальнейшая цель — служить на благо своего народа, и на этом пути он уже делает осознанные первые шаги. Шаги к тому, что мы сегодня понимаем под государственным суверенитетом.

До вовлечения в волну активного национально-освободительного движения, проходившего по всей стране в начале XX века, Досмухамедов работал в органах царского правосудия и занимал важные государственные посты. Вначале служил кандидатом на судебную должность в Приуральском окружном суде, исполняя обязанности помощника секретаря уголовного отделения и мирового судьи, летом 1912 года был переведен старшим кандидатом на должность при Омской судебной палате с откомандированием для исполнения обязанности мирового судьи 10 участка Барнаульского уезда. В 1913 году был переведен на ту же должность в первый участок Змеиногорского уезда, осенью того же года вызван в город Барнаул «в помощь прокуратуре», а в марте 1914 года назначен товарищем прокурора Томского окружного суда по Каинскому уезду. Работая товарищем прокурора Томского судебного округа, он контролировал политическую ссылку, имел, по существу, чин генерала юстиции.

Февральская революция, которая привела к падению самодержавия в Российской империи, открыла большие перспективы для всех многочисленных народов страны, стремившихся к свободе, равноправию и демократии. Этот период, как время ломки прежних общественных отношений, не мог не оказать влияния на развитие политического и национального самосознания казахской элиты.

Идеи справедливости, пробуждения и защиты кочевников, модернизация казахского общества, а не национализма, становятся стержневой линией деятельности этих лиц.

После Февральской революции в Казахстане по инициативе казахской национальной интеллигенции начало формироваться движение «Алаш».

Интеллигенты — просветители данного поколения, давшие своему народу письменность, учебники, первые школы, училища, вузы, науку, культуру и много других общественно полезных начинаний, стали жертвами политических репрессий, проходивших в два этапа. Первые аресты были произведены в 1928-1931 годах, затем ссылка в различные районы России. Отбывшие наказание и вернувшиеся домой были вторично арестованы в 1937-1938 годах. Большинство из них было расстреляно. В обвинении значилось: «террор против Советской власти и ее Компартии, против лидеров ВКП (б)» или просто «враг народа», и многое другое. Дело называлось «О буржуазных националистах».

Жаханша Досмухамедов, как и все бывшие лидеры «Алаш-Орды», неоднократно подвергался арестам, ссылкам и был расстрелян в годы сталинского террора.

В 1993 году Верховный Совет Республики Казахстан принял Закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». В целях увековечения памяти лиц, пострадавших в годы репрессий, 31 мая был объявлен Днем памяти жертв политических репрессий.

Движение «Алаш» и деятельность его ярких представителей, в том числе Жаханши Досмухамедова, оставили заметный след в политической истории Казахстана начала XX века. Досмухамедов, возглавивший движение «Алаш» на западе, являлся лидером наиболее передовой части казахской интеллигенции начала XX века.

Его знали как убежденного сторонника национальных идей, защитника и борца за судьбу своего народа, блестящего оратора, искусного политика, одного из высококлассных, профессиональных юристов-казахов.

Поэтому жизнедеятельность, творческое наследие Ж. Досмухамедова требуют пристального внимания исследователей, многие высказывания и положения его некоторых трудов могут стать весомым вкладом в проблематику истории формирования государственности Казахстана.

В целом деятельность Жаханши Досмухамедова в рамках движения «Алаш» явилась заметным общественно-политическим явлением в истории казахского народа, в его стремлении к национальной государственности.

 

Алдар САРСЕНОВ, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории

Казахстана Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button