ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ ПОТЕРИ РАБОТЫ

Защита интересов работающего населения в случае потери работы копия Общество

Во многих государствах система социальной защиты, охватывающей всех граждан, приводит не только к улучшению их благосостояния, расширению и укреплению трудовых ресурсов, но и способствует экономическому росту и стабилизации социальной ситуации.

В Казахстане за годы независимости построена собственная система социальной защиты населения. Вопросам социальной политики Глава государства уделяет особое внимание в ежегодных Посланиях народу Казахстана. Следует отметить, что увеличение социальных обязательств в странах Еврозоны в течение нескольких лет на фоне замедления темпов экономического развития привело к росту дефицита, государственного долга и дестабилизации государственных финансов, грозящей дефолтом в масштабе страны. Теперь в рамках бюджетной консолидации для недопущения дефолта в ряде стран Еврозоны принимаются меры по сокращению расходов и повышению налогов.

Достижению оптимального баланса между экономическими успехами и обеспечением общественных благ были посвящены Программная статья Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, Лидера нации от 10 июля 2012 года «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» и Послание народу Казахстана от 27 января 2013 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана».

В Программной статье Главы государства отмечено, что «…все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами. Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации…». В связи с этим, если каждый казахстанец отнесется к Программной статье, как к настольной книге, указывающей путь к улучшению благосостояния населения, то мы достигнем цели по дальнейшему процветанию нашего государства.

Также одним из направлений Послания Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» является модернизация политики занятости и труда.

Таким образом, задачи социальной модернизации предусматривают меры эффективного использования человеческого потенциала. В связи с чем определены следующие стратегические задачи по:

— обеспечению эффективного развития системы профессиональной подготовки;

— организации переподготовки безработных;

— стимулированию работодателей к сохранению старых и созданию новых рабочих мест;

— содействию развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства;

— содействию занятости социально уязвимых слоев населения и молодежи;

— обеспечению мер по организации трудовой миграции.

Меры по защите от безработицы являются неотъемлемым элементом государственной политики, направленной на снижение социальной напряженности, связанной с наличием в обществе групп, потерявших доход и социальный статус. При этом степень и формы участия государства в решении указанных проблем, набор применяемых инструментов и методов во многих странах мира отличаются.

За годы независимости Казахстана одной из приоритетных задач социальной политики стало недопущение роста уровня безработицы.  В связи с чем своевременно принятые меры по созданию новых рабочих мест отразились на основных показателях рынка труда Казахстана. Так, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, за 2008-2013 г.г. уровень безработицы снизился с 6,6% до 5,2%, а уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет снизился с 7,4% до 3,8%.

При рассмотрении мирового опыта организации систем социальной защиты от безработицы можно выделить две базовые модели — либеральную и социальную.

Первая из них, характерная для североамериканских стран и частично Великобритании, ориентирована на минимизацию экономических и финансовых потерь общества. Выбор активных и пассивных программ жестко увязан с их экономической отдачей, и система материальной поддержки безработных строится исключительно на основе принципов страхования.

В свою очередь, социальная модель, характерная для большинства стран Западной Европы, акцентирует внимание на социальных издержках безработицы, отличается высоким уровнем государственных затрат на социальную поддержку безработных. Материальная поддержка безработных осуществляется на основе тесного взаимодействия двух систем — страхования от безработицы и системы социальной помощи.

Созданная в Казахстане система социальной защиты от безработицы вобрала в себя лучшие черты существующих в мире систем, сочетая в себе основы либеральной и социальной моделей. В Казахстане поддержка безработного населения осуществляется за счет обязательного социального страхования и социальной помощи за счет средств государственного бюджета.

Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения» регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения. Основными направлениями государственной политики в сфере занятости являются обеспечение равных возможностей гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы.

Социальная защита от безработицы включает в себя содействие в трудоустройстве, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, организацию общественных работ, оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан. В связи с чем лица, желающие найти работу, могут обратиться в Центры занятости по месту жительства за содействием в трудоустройстве и получении соответствующей социальной помощи.

Каждый гражданин Казахстана, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие и получающие доход на территории республики, должны знать, что при трудоустройстве в обязательном порядке должны заключаться трудовые договора. Заключение трудового договора дает нам возможность получения дополнительного уровня социального обеспечения за счет средств Государственного фонда социального страхования (Фонд) при наступлении социальных рисков, поскольку работодатели ежемесячно уплачивают социальные отчисления в размере 5% от дохода работника в Фонд. Следует отметить, что социальные отчисления уплачиваются за счет средств работодателя и не удерживаются из нашего дохода.

Одним из видов социальных рисков в системе обязательного социального страхования Казахстана является случай потери работы. Право на социальные выплаты из Фонда, по данному социальному риску, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», имеют участники системы обязательного социального страхования, за которых работодатели уплачивали ежемесячные социальные отчисления. Одним из основных документов для назначения социальной выплаты на случай потери работы является Справка уполномоченного органа по вопросам занятости о регистрации участника системы обязательного социального страхования в качестве безработного.

При этом за назначением социальной выплаты по потере работы может обратиться физическое лицо, за которого плательщиком (работодателем и (или) самостоятельно занятым лицом уплачивались ежемесячные социальные отчисления в ГФСС не менее шести месяцев за последние 24 календарных месяца до регистрации в качестве безработного. Если социальные отчисления поступили за период: от 6 до 12 месяцев, то указанная выплата назначается на один месяц; от 12 до 24 месяцев — на два месяца; от 24 до 36 месяцев — на три месяца; от 36 и более месяцев — на  четыре месяца.

Размер социальной выплаты на случай потери работы  зависит от сумм ежемесячных социальных отчислений, поступивших в Фонд в течение 24 месяцев до даты регистрации в качестве безработного и стажа участия в системе обязательного социального страхования. В связи с чем, в случае потери работы, чем быстрее участник системы обязательного социального страхования зарегистрируется в качестве безработного, тем размер назначаемой социальной выплаты будет выше.

За 2005-2012 г.г. общая сумма осуществленных социальных выплат на случай потери работы из Фонда составила 3,5 млрд. тенге.

Следует отметить, что наблюдается динамика ежегодного увеличения численности получателей социальной выплаты на случай потери работы с максимальным периодом выплаты, равным 4 месяцам. В 2012 году основную долю (77%) количества назначенных выплат составили участники системы обязательного социального страхования со стажем участия от 36 месяцев и более.

В международной практике пособие по безработице предоставляется населению, которое занимается активным поиском работы. Предоставление социальной выплаты из Фонда на период поиска работы является дополнительной формой социального обеспечения к мерам по трудоустройству, оказываемым за счет государственного бюджета.

В связи с чем, если месячный среднедушевой доход лица (семьи) окажется ниже черты бедности, установленной в области (городе республиканского значения или столице), то государство оказывает поддержку посредством выплаты адресной социальной помощи (АСП).

С 2011 года в Казахстане реализуется государственная Программа занятости-2020, направленная, в первую очередь, на обучение, трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства. В случае отсутствия таких возможностей, содействие добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом и центры экономического роста оказывается с целью расширения доступности продуктивной занятости.

Запланированные мероприятия по продуктивной занятости, несомненно, благоприятно повлияют на систему обязательного социального страхования, обеспечивающего дополнительный уровень социальной защиты для работающего населения.

Таким образом, создаются условия для того, чтобы казахстанцы могли самостоятельно улучшать свое качество жизни и социальная поддержка направляется адресатам, чтобы побуждать их к трудовой, творческой и общественной активности.

 

А.М. КУРМАНОВ,

президент

АО «Государственный фонд социального

страхования»

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна