НовостиОбщество

Зачем отнимаем детство?

Знакомые, которые не могли пристроить детей на летние каникулы, как-то сказали, что отдали своих отпрысков в какое-то медресе в районе Маслопрома. Якобы их там обучают азам шариата, чтению намаза, Корана. На наше возражение, мол, не рановато ли 7- и 8-летним мальчикам подаваться в религию, родители приводили свои доводы: хоть чем-то заняты весь день, да и оплата небольшая. Позже стало известно, что через неделю названное «медресе» по непонятной причине закрылось, я же из любопытства сходила по указанному адресу, но столкнулась с наглухо закрытой железной дверью.

По словам найб-имама мечети «Имангали» Ардака Абдираманова, в городе Атырау всего два медресе: при центральной мечети «Имангали» и мечети в Балыкши по адресу: улица Ашенова, 14. В этом году в них детей принимали только во время Рамазан-айта, который совпал с началом летних каникул. В остальное время в медресе учат только взрослых. А по возрасту детям установили ограничение: с 7 до 17 лет. «Мы предпочитаем, чтобы ребенок умел читать, писать, понимал, о чем мы говорим. Бывает, родители приводят 4-5-летних малышей, мы отказываемся их обучать», — говорит найб-имам. Однако, беседуя с верующими людьми, я замечаю, что они спокойно относятся к раннему приобщению детей к религии. Отчасти такой подход объясняется тем, что дети по достижении балигата (возраст 13-ти лет) ознакомлены с основными канонами ислама.

Главный специалист Атырауского областного управления по делам религий Мейрам Кикымбаев не отрицает, что, возможно, какие-то курсы, кружки по религиозному учению открывались в городе. Частные образовательные курсы регистрируются в налоговых органах как «субъекты предпринимательства», поэтому такие государственные учреждения, как департамент по контролю в сфере образования, управление образования и другие, не имеют права проверять их деятельность. В данном случае управление по делам религий также бессильно перед такими «курсами» и «медресе».

– Я не отрицаю, что сомнительные языковые курсы, в принципе, могли бы под видом «обучения языку» проводить разные религиозные уроки. Опять же за неимением законного права мы никак не можем вмешиваться, — говорит М. Кикымбаев.

Другая сторона вопроса: с какого возраста ребенку правильно начинать духовное воспитание? Меня к этому вопросу подтолкнула картина, которую мы видим в повседневной жизни. Девочки лет 5-6 окутаны с ног до головы платком и длинными платьями, дети дошкольного возраста держат пост, голодая вместе с взрослыми. Даже если чадо, допустим, добровольно приняло такое решение, правильно ли со стороны родителей приобщать к религии с малых лет? Вряд ли в странах, где неукоснительно следуют какой-то конкретной религии, наши сомнения вызовут споры, но как обстоят дела с этим в светской республике Казахстан?

— В нашей стране права детей охраняются не только Конституцией, а также Кодексом о браке и семье, Международной конвенцией по защите прав детей, — объясняет судья областного ювенального суда Нагима Искакова. — Согласно Кодексу о браке и семье, мнение ребенка учитывается с 10 лет, соответственно родители, прежде чем привлечь ребенка к какому-то действию, обязаны спрашивать разрешение по достижении указанного возраста. В противном случае, родителей можно привлечь к административно-уголовной ответственности.

Пенсионерка Клара Айтекенова, долгие годы проработавшая акушером, против использования ребенка взрослыми для реализации собственных амбиций, в том числе и религиозных.

– По шариату достижение балигата у мальчиков начинается с 13-ти, у девочек – с 9-ти лет. Только после этого, если ребенок заинтересован и проявляет инициативу, постепенно можно приобщать его к религии. Тем не менее, я бы предпочла, чтобы ребенок прежде всего занимался учебой, ходил в кружки, играл со сверстниками. Например, как бы он держал оразу во время учебы; вставал среди ночи и голодал днем?! Также не понимаю, почему маленьких девочек, которые могли бы весело и непринужденно играть в песочнице, в 40-градусную жару одевают в хиджабы. Кроме того, что в них некомфортно, ребенок толком и не понимает, зачем это нужно! Мы не должны забывать, что они – прежде всего, дети! — считает она.

Духовное воспитание – сложный процесс, который требует хорошего знания и подготовки. В большинстве случаев мы, не имея никаких навыков, опыта и даже понятия по этой сфере, подталкиваем несовершеннолетних членов общества следовать каким-то канонам, догмам. Отец одноклассницы моего сына не пустил свою дочь на новогодний карнавал, так как посчитал, что это «харам». Он запретил ей ездить вместе с одноклассниками на места захоронения исторических личностей, потому что, по его мнению, те согрешили «ширк» (многобожие).

Несмотря на то, что такие примеры можно встретить на каждом шагу, мы предпочитаем молчать, в лучшем случае, не замечать вовсе. Не лишаем ли мы тем самым детей детства? Это самый главный вопрос, который стоит перед обществом!

Куралай КУАТОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button