Я ГОВОРЮ НА ЯЗЫКЕ РОДИНЫ
В Атырауской школе-лицее №20 имени А. Пушкина учатся представители 28 национальностей — русские, украинцы, татары, армяне, грузины, корейцы и другие.
Проявляют ли эти дети интерес к изучению государственного языка? Насколько хорошо они знают казахский язык? Употребляют ли они его, разговаривая друг с другом? На эти вопросы мы нашли ответы, побывав на уроке казахского языка и поговорив с учениками.
Итак, я на уроке казахского языка в 5-м «Б» классе. Дети делятся на две группы, соответственно, и урок идет раздельно в каждой группе. В той, куда я попала, урок проходил в форме игры. Ученики, соревнуясь между собой, оперативно сочиняли предложения, находили в словах звонкие и глухие согласные звуки, рисовали, отгадывали загадки. Причем весь урок дети говорили только на казахском языке, активно выполняли устные задания, на произношение.
По словам учителя казахского языка Саягуль Нурмухановой, она всегда старается разнообразить свои уроки, чтобы детям было интересно, чтобы с каждым разом в них усиливалось желание знать лучше язык. На уроках дети слушают аудиокниги, работают с электронными книгами, интерактивной доской, сами готовят разные презентации.
Руководитель методического объединения казахского языка и литературы Гульнар Умирбаева отмечает, что дети с интересом изучают казахский язык и уже имеют определенные успехи. Они постоянные участники городских, областных, республиканских конкурсов по государственному языку, и каждый раз получают призовые места. Совсем недавно гордость школы — Татьяна Кабанкина заняла второе место в республиканском конкурсе «Жарқын болашақ», где поразила членов жюри знанием языка, замечательно исполнив песню на государственном языке.
— Количество желающих глубже изучать казахский язык растет с каждым годом, особенно среди детей некоренной национальности, они стали больше, чем 10-ю, 20-ю годами раньше, общаться на государственном языке. И в этом большая заслуга их родителей, которые с детского сада приучают детей говорить на языке своей Родины, — говорит Гульнар Умирбаева.
После урока казахского языка я пообщалась с детьми, чтобы «проэкзаменовать» малышей. Так вот ребята говорили не на бытовом уровне, а литературным языком, да еще и без акцента. Я своими глазами увидела, насколько представители других национальностей уважают государственный язык, стремятся говорить на нем.
Олег Мир-Азимов:
— Моя учительница готовит меня к конкурсу по казахской литературе. В этом конкурсе мне предстоит рассказать пословицы, поговорки, афоризмы на казахском языке. И в данный момент я учу их, тем самым все больше и больше узнаю о культуре казахского народа.
Нияра Садыкова:
— Казахский язык отличается от других языков. Я считаю, что в нем есть своя изюминка и уникальность. Благодаря учительнице, которая преподает нам с 1-го класса, я научилась свободно выражать свои мысли на казахском языке, читать рассказы казахских авторов.
Милана Цой:
— Кроме русского, я знаю казахский и английский языки. Мне родители часто говорят, что я должна хорошо владеть этими тремя языками. Я уже умею читать стихи на казахском языке. В будущем мечтаю свободно говорить на этом языке. И, думаю, что это у меня получится.
Мария Сергеева:
Моя бабушка — азербайджанка. Но она нередко говорит на казахском языке, и нас этому учит. Она часто повторяет, что со знанием казахского открывается множество интересных перспектив. Мне очень нравится урок казахского языка. Он всегда проходит интересно, и я с удовольствием выполняю все задания по казахскому языку, потому что уже очень хорошо понимаю этот язык.
Ляззат САЛИМОВА