Вверх
«Наше образование должно быть доступным и инклюзивным. Мы обязаны создавать равные возможности для людей с особыми потребностями. Необходимо расширить сеть малых и средних центров реабилитации для детей в «шаговой доступности».
Касым-Жомарт Токаев,
Президент республики казахстан,
(Из Послания Главы государства народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания государства»).
В Атырауской области социальное предпринимательство успешно развивается именно в сфере инклюзивного образования. Еще один тому пример – история Самал Джумашевой.
Самал – многодетная мама, ее второй ребенок родился особенным – в 2015 году ее четырехлетнему сыну поставили диагноз «задержка психоречевого развития и элементы аутизма». С тех пор жизнь женщины, как она признается, изменилась на 180 градусов. Молодая мама сразу взяла себя в руки и начала действовать – искать центры, где бы ей помогли.
Первая проблема, с которой Самал столкнулась лично, – отсутствие в Атырау образовательных и реабилитационных центров для особенных деток. С таким положением дел молодая мама не могла и не хотела мириться, поэтому на общественных началах решила внести свою лепту в решение этого важного вопроса, открыв общественный фонд «Сенім тірегі», который занимается инклюзивным образованием в Атыраускойобласти. И вот уже в течение четырех лет она занимается социальным предпринимательством. Она одна из первых в Атырау открыла инклюзивные кабинеты в средних школах №3 и №24 г. Атырау для детей с особенностями развития с сопровождением тьютора, приняла участие в программе поддержки социального предпринимательства «Жарқыра».
Поддержкой и опорой женщины в такой непростой период стал ее супруг Амиржан Есекенов. Инженер-механик, технический директор одной компании, Амиржан и думать не мог, что ради семьи, ради общей идеи оздоровить сына, дать ему уверенность в жизни, станет инструктором по адаптивной физической культуре.
– Участие в программе поддержки социального предпринимательства мне очень помогло. Я научилась крепко стоять на ногах и принимать правильные решения, налаживать взаимоотношения между родителями воспитанников и сотрудниками центра, – рассказывает Самал Джумашева. – Я – человек целеустремлённый, если ставлю перед собой цель, то обязательно ее достигаю. Пришло понимание, что мои цели и мечты осуществимы. Я научилась самостоятельно планировать свою деятельность и составлять перспективные планы на будущее.
Сегодня общественный фонд «Сенім тірегі» открыл сразу несколько классов в районах области. А в школе имени Мурзагалиева села Тущыкудук Исатайского района успешно работает инклюзивный класс для детей 7-13 лет, где обучаются семеро ребят. В школе имени Абая села Курмангазы Курмангазинского района также открыли один класс для особенных детишек, где занимаются десять детей, еще в двух школах г. Кульсары – №7 имени Е. Халыкова и №16 имени Д. Жазыкбаева – функционируют два таких класса для 19 детей. На 2023-2024 учебный год в одной из школ г. Атырау откроется еще один инклюзивный класс. Сейчас идет подготовительная работа.
– Было время, когда тьютор подсказывала моему сыну, что читать, какую страницу открывать. А сегодня она просто наблюдает со стороны. В это время мой сын сидит за партой со сверстником-пятиклассником, смотрит на него и выполняет задания самостоятельно. Сейчас ему сложно пересказывать текст или высказывать собственное мнение. Зато он силён в математике и пении. Недавно мы побывали на конкурсе в Астане – мой сын выступал на большой сцене и пел песню о маме. А я гордилась и плакала.
– Мы с мужем всегда хотели развивать и физические навыки нашего сына, – продолжает Самал Джумашева. – Однако в Атырау не было ни одного центра, в котором бы проводились занятия для детей с особыми потребностями развития. В обычные секции нашего ребёнка не брали, ссылаясь на отсутствие опыта работы с такими детьми. Поэтому нам приходилось ездить в Алматы, Астану, Санкт-Петербург, Москву и Астрахань. В Алматы мы занимались с сыном в центре «Ренессанс». Его основатели – тоже муж и жена – подсказали нам идею открыть в Атырау центр по адаптивному спорту. Они уже около 11 лет работают в этой сфере. Мы прошли практику работы с детьми с разными диагнозами, получили сертификаты.
Так, развивая свою предпринимательскую деятельность, Амиржан и Самал открыли центр по адаптивному спорту и футболу для детей в Атырау. А алматинскаясупружеская пара стала теперь их хорошим партнёром.
– Адаптивный спорт предназначен для удовлетворения таких важных потребностей, как самоактуализация, максимально возможная самореализация своих способностей, потребность в общении, а также для преодоления отчуждённости и социализации, – рассказывает Амиржан Есекенов. – Благодаря адаптивному спорту у ребёнка развиваются сенсомоторные, сенсорные, познавательные способности, мелкая и крупная моторика рук и ног, вестибулярный аппарат, улучшается концентрация внимания. Кроме того, у нас есть оборудование, которое помогает развитию равновесия и вестибулярного аппарата. А ещё в нашем центре проводятся индивидуальные занятия по нейрогимнастике, где тренер занимается лично с одним ребёнком. Некоторым детям нужно больше времени для физической подготовки, всё зависит от диагноза. Наша задача – подготовить детей, чтобы они смогли заниматься дальше в обычных группах.
За три года тренеры центра отправили 20 детей в обычные секции, а еще 15-ти порекомендовали взять направление в общеобразовательную школу. А в самом начале в центр на тренировки ходили всего 10 детей.
Сегодня их число выросло в шесть раз, и уже не хватает мест, приходится записывать желающих в резервный список.
– Сегодня к нам приезжают родители с детьми со всей Атырауской области. И понятно, что люди из районов не могут позволить себе подолгу оставаться в городе, ведь у всех работа. К тому же снимать жильё накладно, я по своему опыту это знаю, – говорит Амиржан. – Поэтому родители из Жылыойского района – самого большого в нашей области – попросили открыть филиал центра у них, в городе Кульсары, и сейчас он успешно работает.
Как рассказывает Амиржан Есекенов, многие дети, особенно с аутизмом, не смотрят в глаза, не откликаются на своё имя.
– Когда мы занимаемся спортом, всегда делаем так, чтобы ребёнок смотрел в глаза и выполнял задания. Обычно занятие длится полтора часа. Ребёнок приходит в зал, ставит свою бутылку с водой и садится на скамейку. Когда собираются сверстники, он здоровается и общается с ними. Мы учим детей и этому. Во время занятия тренеры всё показывают на себе, ползают вместе с детьми, проводят имитацию с предметами. Имитация – это когда ребёнок повторяет ваши движения. Детям с особыми образовательными потребностями бывает сложно, например, поднять руки вверх, поставить их на голову или на плечи. Во время имитации с предметами в руках у детей могут быть мяч, конус или фишка. «Подняли мяч вверх!» – говорит и показывает тренер. «В правую руку! В левую руку!» – благодаря таким командам дети изучают стороны и части тела. Со временем они начинают выполнять команды самостоятельно, без демонстрации со стороны тренера.
– Когда мы говорим родителям, что они могут отправить ребёнка в школу, у них начинается паника, – продолжает Самал Джумашева. – Им кажется, что он не готов. Недавно мы посоветовали маме одного мальчика отправить его в обычную секцию. Он занимался с нами шесть месяцев. Видно было, что смышлёный, мама с ним много работала. Однако он капризничал, мог внезапно начать плакать. За время занятий в нашем центре мальчик стал спокойнее и увереннее в себе, и теперь он занимается с обычными детьми.
Сегодня в центре адаптивного спорта работают специалисты, которых они сами обучили и которым доверяют. При подборе сотрудников в первую очередь определяется, как человек относится к детям? Очень важно, чтобы педагоги любили учеников и могли о них заботиться.
– Мы постоянно учимся новому, ищем новые методики, обмениваемся опытом с другими центрами, – говорят супруги. – Мы ездим по районам Атырауской области, нас зовут, чтобы мы проводили тренинги сами. Мы показываем и молодым специалистам – логопедам, дефектологам, тренерам по физкультуре – и родителям – что такое адаптивный спорт. Работа, которой мы заняты, – сложная. Но когда видишь результат, приходит вдохновение. Это то, что делает нас счастливее. Это – наша работа, и мы её любим. Мы будем продолжать работать ради своего сына и других детей, чтобы они нашли себя в этой жизни.
Марина КУАНЫШЕВА