Аким города Атырау Алимухаммед Куттымуратулы вместе с членами городского Гражданского совета провели рейд по проверке доступности социальных объектов для людей с особыми потребностями.
В нём приняли участие представители департамента труда, социальной защиты и миграции, городского отдела занятости и социальных программ, областного управления архитектуры и градостроительства, люди с особыми потребностями. Проверке на доступность подлежали такие объекты социальной инфраструктуры, как здания железнодорожного вокзала, автовокзала, отделений «Казпочта», банки второго уровня и аэропорта.
Везде барьеры
По словам Жанар Даулетовой и Гульназ Космурзиевой, передвигающихся на коляске, много нарушений по доступной среде наблюдается на железнодорожном вокзале. Именно туда и направилась группа в первую очередь. Однако сразу у въезда начались проблемы. Такси с девушками не пропускали, объяснив, что могут проехать только те, кто на договоре с «Автобекетом». Пришлось им выйти на порядочном расстоянии от вокзала и ехать на коляске. У входа нас порадовало, что работает кнопка вызова для людей с особыми потребностями. К сожалению, в то время, пока девушки на колясках находились в зале ожидания, к ним никто не подошел, не поинтересовался, может, что нужно, ведь дежурные по вокзалу не должны игнорировать людей на колясках. В зале есть специальная касса для инвалидов, но в течение 20 минут, пока мы там находились, она почему-то была закрыта. Такой социальный объект, как вокзал, должен иметь соответствующую стандартам инфраструктуру, однако обход дал неутешительные результаты. Отсутствуют пандусы и подъемники по передвижению внутри здания и к путям. Представители вокзала продемонстрировали имеющийся у них гусеничный подъемник, который предназначен для спуска и подъема человека в коляске по лестнице. Но на тот момент, как оказалось, он не был заряжен. Да и показать, как сажать колясочника на это устройство, и как оно работает, никто толком не смог. Создалось впечатление, что данный подъемник тут просто в качестве экспоната для демонстрации. Санузел также показал несоответствие доступности, поскольку поручни по бокам унитаза должны быть поднимающимися, дабы человек мог приблизиться и сесть без посторонней помощи.
– По словам представителей вокзала, имеется пандус, ведущий к путям на улице, однако это не пандус, а дорога, предназначенная для грузовых перевозок, и без посторонней помощи колясочнику по ней проехать весьма сложно, – сказала Жанар Даулетова.
Один из плюсов – наличие на вокзале комнаты для отдыха для людей с особыми потребностями. Но и здесь не обошлось без нареканий. При входе в дверном проеме сделан железный выступ, спрашивается: как тут проехать колясочнику? Комната расположена в боковой части здания с входом снаружи, что неудобно, особенно в зимнее время, и кнопки вызова тут нет, а вдруг кому-нибудь станет плохо? И придется человеку вновь выходить на улицу и идти или ехать на коляске внутрь вокзала. «Почему бы комнату отдыха не сделать внутри здания, к примеру, вместо одного из многочисленных продовольственных ларьков, получается, что и здесь мы словно изолированы от общества?» – спросила Гульназ Космурзиева.
– Здание – старой постройки, для новых пристроек нужно новое , – невозмутимо парировали в ответ представители ж/д вокзала.
Сотрудники вокзала заверили, что разберутся с высказанными требованиями до конца года.
Добро пожаловать, или Вход воспрещен?
Далее группа последовала к стоящему рядом зданию отделения «Казпочта» и сразу при входе наткнулась на препятствие для колясочника – две ступеньки и отсутствие пандуса. Сотрудники «Казпочты» заверили, что данный недочет будет решен уже в течение 10 дней.
Не соответствовал нормам и пандус, ведущий к следующему объекту проверки – зданию отделения «Kaspi bank», что в мкр. Привокзальный. С огромным усилием, скользя по кафелю, один из мужчин смог довезти девушку на коляске по крутому пандусу, но чтобы ее спустить назад, понадобились усилия уже двоих мужчин. И это при том, что пока нет гололеда. А что тут говорить о самостоятельном передвижении.
– Очень тяжело соблюдать нормы при такой высоте фундамента, как у входа в это отделение. Тут длина пандуса должна быть как минимум в два раза длиннее. Однако для этого размера данного земельного участка просто не хватит. Поэтому выход только в установке подъемников, – прокомментировал ситуацию руководитель городского отдела архитектуры и градостроительства Ерлан Муканов.
Надо сказать, что подобные устройства, которые выдаются за пандусы, можно увидеть в городе на каждом шагу – перед магазинами, кафе, парикмахерскими, аптеками и другими объектами.
Более радостную картину рейдовая группа увидела в здании аэропорта, руководство которого старается уделить теме доступности повышенное внимание. В частности, для незрячих и слабовидящих здесь установлены тактильные плиты, правда, не везде, и схема плана аэропорта по Брайлю. Но есть и свои недочеты. Вызвали нарекания санузлы, не соответствующие стандартам, подняли колясочники и вопросы подъемников на второй этаж. Была также затронута тема доставки на самолет колясочников.
– До конца года в аэропорту будет открыта комната отдыха для людей с особыми потребностями. Также приобретен, но пока не доставлен лифт-подъемник на второй этаж. В планах руководства –приобретение амбулаторного лифта для перевозки и посадки в самолет людей с особыми потребностями, – сказала заместитель генерального директора аэропорта Жанна Умбетьярова. – Мы также продолжим работы по выкладыванию тактильных плит по периметру аэровокзала.
Звуки в помощь
Наряду с колясочниками свои претензии по доступности высказывали люди с ограниченными возможностями по зрению. Как отметил инвалид 1 группы по зрению Айбек Идаятов, доступности незрячих людей почему-то уделяется меньше внимания, видимо, считая, что раз они ходячие, то у них проблем меньше. Айбек предложил создать курсы для слабовидящих и слепых людей по самостоятельному передвижению по городу. По словам парня, который всегда самостоятельно ходит по городу, в ряде социально значимых объектов и на улицах нет звуковых индикаторов, тактильных плит. Мало и звуковых светофоров. А на пешеходных дорожках для незрячих людей просто необходимы тактильные плиты, по которым они могли бы ориентировался с помощью трости, ведь порой при переходе дороги их просто заносит то вправо, то влево. В начале пешеходных дорожек должен быть небольшой спуск, чтобы незрячие могли по нему ориентироваться. Угрозу для незрячих представляют и открытые арыки, куда по неосторожности они могут легко провалиться. Было бы отлично, если бы их закрыли решетками. «В зданиях на лестницах должна быть контрастная полоса ярко-жёлтого или белого цвета, – говорит Айбек. – Это поможет предупредить слабовидящих людей о начале и о конце лестницы. Отдельная тема – общественный транспорт. Стоя на остановке, мы не знаем, какой подходит автобус, если бы было звуковое сопровождение, нам было бы легче. С этой целью можно было доработать программу в операционной системе для смартфонов».
По итогам рейда, руководству посещенных объектов было выдано предписание об устранении недочетов и нарушений. Аким города Алимухаммед Куттымуратулы отметил, что все замечания занесены в протокол и будут приняты меры. Социальные объекты будут приведены в соответствие нормам если не из местного бюджета, то с помощью спонсорских средств.
– В городе проживают более 9 тысяч людей с особыми потребностями, из них около 500 – колясочники, и наша цель – обеспечение безбарьерной среды. Это касается не только зданий, но и улиц. К тем, кто не выполняет требования, будут применяться административные меры, я надеюсь также и на гражданскую ответственность людей, – сказал аким города.
Отметим, что по данным департамента контроля Министерства труда и социальной защиты РК, нарушение законодательства Республики Казахстан о социальной защите инвалидов со стороны должностных лиц влечет штраф в размере пятидесяти МРП (106 050 тенге). В случае нарушения субъектами малого предпринимательства – в размере 120 (254 520 тенге), субъектами среднего предпринимательства – 200 (424 200 тенге), субъектами крупного предпринимательства – 400 МРП (848 400) тенге.
Жанат ШАЯХМЕТОВА