УВЕРЕННЫМИ ШАГАМИ К РАЗВИТИЮ МЕДИЦИНЫ
«100 шагов» — это план по реализации пяти реформ, которые Глава государства Нурсултан Назарбаев объявил своей предвыборной платформой на президентских выборах. Эти реформы — казахстанский ответ на глобальные и внутренние вызовы и одновременно план по вхождению в 30 развитых государств в новых исторических условиях. Поэтому «План нации» — задача «номер один» на предстоящие 10-15 лет. Хотелось бы поподробнее остановиться на шаге 80-м, где Глава государства дает конкретные поручения по внедрению системы обязательного социального медицинского страхования.
Особый акцент в поручении сделан на усилении финансовой устойчивости системы здравоохранения на основе принципа солидарной ответственности государства, работодателей и граждан. Также необходимо обеспечить приоритетное финансирование первичной медико-санитарной помощи, которая должна стать центральным звеном национального здравоохранения для предупреждения и ранней борьбы с заболеваниями. Для этого была создана Межведомственная рабочая группа с привлечением специалистов Всемирного Банка, которая провела анализ отечественной системы здравоохранения и передовых стран мира. В качестве базовых ориентиров были взяты показатели стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития. В странах ОЭСР наблюдается стабильная тенденция роста расходов на здравоохранение, где средний показатель составляет 9,4% от ВВП. Доля государственных расходов на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) от общих государственных расходов в Республике Казахстан составляет 1,8% от ВВП, среднее по ОЭСР – 6,7% от ВВП. Остается нереализованным принцип солидарной ответственности государства, работодателей и граждан за свое здоровье. При этом ожидания населения и цели Республики Казахстан устанавливаются уже на уровне развитых стран ОЭСР. Ежедневно более 300 тысяч человек посещают поликлиники, более 6 000 получают стационарное лечение. Каждый день на свет появляется более 1000 новорожденных и проводится около 2000 операций, 18 тысяч граждан пользуются услугами скорой помощи. Более чем в 6 раз увеличилось финансирование ГОБМП, проведена модернизация инфраструктуры.
Между тем, Казахстан стоит перед глобальными тенденциями. Старение населения стало важнейшей социально-демографической проблемой всех развитых стран. С одной стороны, это приводит к росту спроса на медицинские услуги, с другой, к увеличению демографической нагрузки на работающих (68,4 лет в 2010 году и 71,6 год в 2015 году). Наибольшее потребление специализированной медицинской помощи происходит в возрасте до 5 лет, 20-35 лет (за счет женщин репродуктивного возраста) и у лиц старше 65 лет.
В этих условиях необходима разработка нового механизма обеспечения эффективности и устойчивости системы здравоохранения, и таким механизмом может стать обязательное социальное медицинское страхование. Тем более в Казахстане уже подготовлены условия для ее внедрения на платформе Единой национальной системы здравоохранения. В мировой практике все системы здравоохранения имеют смешанную структуру финансирования. Проанализированы 54 страны, гарантирующие охват всего населения медицинской помощью.
Международный опыт показывает, что наиболее эффективными и финансово устойчивыми являются модели СМС, в которых действует принцип социальной солидарности (сборы по возможностям, а доступ одинаковый), закреплена ответственность государства, работодателя, гражданина. С учетом изложенного разработана модель, основанная на партнерстве государства, работодателей и граждан с уровнем финансирования, отвечающего потребностям населения, и наличием стратегического закупщика. Система СМС будет состоять из участников обязательного социального медицинского страхования, совокупности норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками. Участниками системы обязательного социального медицинского страхования будут: плательщики – государство, работодатели и работающие граждане, Фонд социального медицинского страхования (стратегический закупщик), получатели ГОБМП, поставщики медицинских услуг, поставщики лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, уполномоченные организации и органы.
СМС будет всеобщим и обязательным для граждан Республики Казахстан и оралманов, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих на территории Республики Казахстан деятельность, приносящую доход. Отчисления на социальное медицинское страхование будет осуществлять государство, работодатели, работники, а также самостоятельно занятые лица, не являющиеся работодателями и не имеющие работников. Использование средств ОМС будет исключительно для предоставления ГОБМП, при этом приоритетность будет отдана первичной медико-санитарной помощи и обеспечению качества и безопасности медицинской помощи. Государство будет обеспечивать финансирование медицинской помощи детям в возрасте до 18 лет, беременным, а также находящимся в отпусках по уходу за ребенком до трех лет, многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», пенсионерам, участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам, лицам, обучающимся в интернатных организациях, по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, после среднего, высшего и послевузовского образования и лицам, зарегистрированным в качестве безработных. Работодатели будут вносить ежемесячные обязательные отчисления на социальное медицинское страхование в пользу своих работников, размер ставки будет поэтапно увеличиваться: 2% от ежемесячного фонда оплаты труда в 2017 году, 3% в 2018 году, 4% в 2019 году, и 5% с 2020 года. Работники будут вносить ежемесячные обязательные взносы на социальное медицинское страхование: с 2019 года в размере 1% от их заработка и с 2020 года — в размере 2%. Размер взноса самостоятельно занятых граждан будет увеличиваться постепенно: 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 5% в 2019 году от 1 МЗП и 7% от их ежемесячного дохода с 2020 года.
В случае если ежемесячный доход самостоятельно занятого гражданина менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то взносы исчисляются и перечисляются исходя из минимального размера заработной платы.
Рамиля ДЖУМАГУЛОВА,
главный специалист департамента Комитета оплаты
медицинских услуг по Атырауской области МЗСР РК