Общество

Уроки человечности Татьяны Карнауховой

«Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может жить без них, находит счастье и наслаждение в общении с ними».

Василий Сухомлинский


Эти слова всегда приходят мне на ум, когда я вместе с другими родителями посещаю открытые воспитательные мероприятия учителя начальных русских классов средней школы имени Ш. Валиханова поселка Индерборский Индерского района Татьяны Карнауховой.

Татьяна Ивановна — выпускница средней школы имени Ш. Валиханова. Свою педагогическую деятельность она начала в сентября 1985 года.
Долгие годы, работая директором этой школы, затем заместителем директора по учебно-воспитательной работе, я систематически посещала, изучала и анализировала уроки и воспитательные мероприятия молодого педагога. Сколько методических приемов, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, она применяла! Мои анализы помогали ей строить структуру уроков последовательно и содержательно. Являясь членом творческой группы учителей начальных классов, учительница работала над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся на основе технологий развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина». Как педагог-новатор, она быстро подхватывала новые идеи и внедряла их в процессе преподавания русского языка и литературы, математики и познания мира. Меня искренне радовали ее творческие исследования и достижения.
В настоящее время, находясь на заслуженном отдыхе, я посещаю все воспитательные мероприятия третьего класса, где учится моя внучка. Все эти мероприятия проводит Татьяна Ивановна Карнаухова.
Темы их разнообразны и актуальны. Каждый классный час носит целенаправленный характер. Учительница тщательно отбирает материал, умело применяет источники, продумывает содержание.
Огромное впечатление на родителей и учащихся произвёл классный час на тему «Хлеб – всему голова». Учителю важно было раскрыть знания, умения, навыки, рассказать о том, как хлеб приходит к нам на стол. Постановка такой цели способствовала расширению знаний о пользе хлеба, о его ценностях, о тяжелом труде хлебороба, воспитанию чувства бережливого отношения к хлебу, чувства гордости за свой народ, за свою страну. Само оформление кабинета притягивало взоры детей и зрителей. На сцене огромное панно «Хлебное поле», над сценой плакат «Хлеб – всему голова». Выставка книг о хлебе, зерновой культуре. На праздничном столе хлебные изделия разных сортов: румяные булочки, пироги, пряники, лаваш, чорек, багет, пицца, в центре – каравай хлеба на рушнике.
Дети входят в класс под звуки песни «Хлеб — всему голова» в исполнении Ольги Воронец. Первой идет девочка в национальном костюме с караваем в руках.
Во вступительном слове учителя прозвучала легенда о хлебе. Далее мы все стали свидетелями интересного сценария, в котором перемежались стихи, кроссворды, викторины, загадки, игры, сценка «В столовой». Вдруг неожиданно появилась красавица-осень. Она рассказала сказку о зернышках. Внимание привлек конкурс «Кто соберет быстрее яблоки, грибы?».
В заключительной речи учителя прозвучали следующие сведения: «Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб–батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.
С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны. Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг «Мир — народам, хлеб – голодным!». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г. В музее истории Санкт–Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной со спичечный коробок. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам».
Слушая учителя, я следила за детьми. Мне было интересно видеть, как они воспримут речь учителя. С волнением смотрела на грустные глаза, задумчивые лица. В классе стояла необыкновенная тишина… Следовательно, слово учителя дошло до юных сердец. Нужно беречь каждую крошку хлеба, потому что хлеб – святой продукт, который добывается человеческим трудом.
Большое впечатление оставил проведенный Татьяной Ивановной воспитательный час на тему «Человек без друзей, что дерево без корней». Через все занятие прозвучали мысли о воспитании ценностного отношения к себе и другим людям, осмысление понятий «дружба», «умение дружить», «товарищество», «настоящий друг».
Классный час начался с психологического настроя. Прочитанное учителем стихотворение А. Барто «Требуется друг» ввело всех в страну дружбы. Созданные команды представляли девиз, песню, эмблему. Каждая команда показывала сценку – ералаш о дружбе, раскрывала смысл пословиц, разрешала нравственные ситуации. Конкурс среди мальчиков с использованием конструкторов был направлен на развитие фантазии, смекалки.
Команды благодарили друг друга. Слова благодарности они писали на листиках. В конце занятия учительница предложила сформулировать правила дружбы. Учащиеся дискуссировали на тему «Как можно сберечь дружбу?». На заключительном этапе учащиеся представили десять законов дружбы — доверять другу, делиться новостями, успехами, неудачами. Уметь хранить чужие тайны, радоваться вместе с другом его успехам, предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи, стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций, защищать друга, если кто-то говорит о нём плохо, не критиковать друга в присутствии других людей, уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя, всегда выполнять свои обещания.
Воспитательный час на тему «Человек без друзей, что дерево без корней» достиг своей цели. Было видно, какая большая подготовка предшествовала его проведению. Активное участие принимали и родители. Такое сотрудничество педагога, учащихся и родителей приводит к созданию стабильного сплоченного коллектива и установлению общения. Наблюдая за детьми, я видела в их глазах яркий блеск, любовь к учителю, доброе отношение друг к другу. Взявшись за руки, они кружились в хороводе, читали стихи, пели песни.
Французский писатель Сент–Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». В этих словах заключается великая мудрость воспитания человека. Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли вызывает у него это общение и к чему направляет его волю.
Татьяна Ивановна, постоянно находясь в творческом поиске, всю свою энергию направляет на создание сплоченного детского коллектива. Внутренне радуясь ее стремлению к творчеству, думаю о том, чтобы до конца педагогического пути не иссякла бы в ней эта кипучая энергия.

Бакыт КАРЕКЕШОВА,
ветеран педагогического  труда, отличник  просвещения РК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button