Общество

УЧАТСЯ БУДУЩИЕ РОДИТЕЛИ

В детской деревне семейного типа «Шанырак» прошла акция «Қуан, сәби» под лозунгом «Саған бақыт сыйлаймыз».
Здесь состоялась встреча и серьезный разговор с теми, кто принял решение взять ребенка в семью. Им была предоставлена возможность ближе познакомиться с детьми, узнать об их увлечениях, мечтах. Ребятишки в этот раз подготовили оригинальные концертные номера, выступая в роли различных сказочных персонажей. А также продемонстрировали свои успехи в спорте, выступив с показательными номерами. Будущие родители, воспитатели охотно включились в игры с детьми, викторины, предложенные Нэлли Куликовских. И все могли убедиться в том, что для этих детей здесь созданы все условия для их развития. Но для полного счастья им не хватает настоящей семьи, любящих родителей. Как выяснилось, большинство предпочитают усыновлять одного ребенка, преимущественно девочек в возрасте до пяти лет. В то время как здесь и в школе-интернате №1 есть ребята из одной семьи и постарше, которым именно на данном этапе, когда близится к завершению учеба в школе, особенно нужна поддержка, которых можно взять на патронат или под опеку.
— Мы все желаем детям счастья. И радуемся за них, когда они обретают семью, — говорит директор «Шанырака» Гульсара Ботатаева. — Девять детей были взяты в приемные семьи, четверо вернулись в свои родные семьи. И это я считаю большим достижением. И подобных счастливых событий будет еще больше, так как реализуемый «Независимым поколением Казахстана» проект «Школа приемных родителей» как раз и направлен на то, чтобы помочь потенциальным усыновителям подготовиться к этому ответственному шагу, чтобы исключить возврат детей после усыновления.
Уже сейчас эту школу посещают около 20 человек. Именно здесь они узнают о том, как важно для ребенка соблюдение режима, как надо подготовиться к его приему в семью, ставить границы дозволенного, не балуя, интересоваться его увлечениями. И самое главное — быть готовыми к трудностям, которые неизбежны в воспитании ребенка. То есть именно взрослый должен быть готов психологически ко всему. Ребенок тоже вправе выбирать семью, в которую готов пойти жить.


— Всем посещающим нашу школу людям хочу сказать спасибо, за их желание подарить свою любовь и заботу сироте, — говорит Нэлли Куликовских. — По окончании наших курсов, понаблюдав за потенциальными родителями, мы сможем рекомендовать ту семью, в которой ребенку будет наиболее комфортно, где он в полной мере сможет почувствовать себя родным и желанным ребенком. А пока, я считаю, каждый взрослый, решивший усыновить ребенка, может стать волонтером, наладить контакт с тем или иным интернатом, приглашать в гости детей, таким образом быстрее установится контакт, лучше можно будет узнать друг друга.
Одна из тех, кто очень хочет стать настоящей мамой для девочки, моя собеседница, участница проекта «Школа приемных родителей» Улжан.
— Я живу одна, все условия для проживания, воспитания ребенка у меня есть, — делится Улжан. — У меня никогда не было детей, и я очень хочу подарить свою любовь и заботу хотя бы одному ребенку. Посещая занятия в школе приемных родителей, поняла, что недостаточно одного лишь желания взять ребенка в семью. Я все больше узнаю с каждым занятием о том, на что обращать внимание в воспитании детей в первую очередь, как надо вести себя с ребенком, направлять его в развитии способностей. Теперь стараюсь выполнять все рекомендации и советы психолога, потому что очень многое в выстраивании отношений с ребенком зависит от меня. И надеюсь, что когда-нибудь и в моем доме зазвенит детский смех.
Из-за незнания некоторых тонкостей, правил, законодательных норм усыновления порой возникает и недопонимание, когда люди, желающие усыновить или взять на патронатное воспитание детей, полагают, что достаточно одного посещения интерната, чтобы выбрать понравившегося ребенка. А потом оказывается, что он имеет сестричку или братика, которых нельзя разъединять. Такого подхода в таком важном вопросе нет и быть не может. Поспешность может обернуться настоящей трагедией для обеих сторон, когда ребенок, чтобы только его забрали из приемной семьи назад в интернат, готов сочинить самую невероятную историю об отношении к нему приемных родителей или попросту совершает побег. Или родители, взявшие ребенка, уже через два дня его пребывания в семье понимают, что не справятся. А чтобы как-то оправдать свое решение о возврате ребенка, приносят справки о плохом состоянии здоровья. Но спрашивается, кто в таком случае выдает справки о здоровье еще на стадии оформления опекунства или усыновления?
Вот эти все моменты и стали предметом обсуждения специалистов, людей, заинтересованных в том, чтобы каждый ребенок обрел настоящую семью, где его научат выстраивать отношения со сверстниками, любить и прощать, учиться и познавать мир.
В завершение мероприятия главный специалист департамента по защите прав детей Анара Каюпова, обратившись к тем, кто готов стать для детей-сирот добрыми и мудрыми воспитателями, самыми дорогими на свете людьми, которые поведут их по жизни, могут выбрать любую из форм устройства детей — опеку, патронат или усыновление.
— Но в любом случае вы совершите благородный поступок. Важно только помнить, что решение должно быть взвешенным. Тогда вы обязательно справитесь, и ваши дети вами будут гордиться.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ
Общественным фондом поддержки и развития «ТАН» был организован «круглый стол», на котором обсуждалась тема получения образования ребенком-инвалидом. Проводился он в рамках реализуемого проекта «Единый доступ к бесплатному образованию» при финансовой поддержке Гражданского альянса Республики Казахстан.
На сегодня в области проживают 2069 детей-инвалидов, среди которых есть те, кто по состоянию здоровья не посещает школу. Каким образом они обучаются, какая государственная поддержка им оказывается? По словам директора ОФ «ТАН» Баян Каражановой, целью проекта стало проведение мониторинга этой государственной услуги с выработкой рекомендаций.
— В рамках данного проекта мы планируем проведение анкетирования среди детей с ограниченными возможностями, их родителями, — рассказывает Баян. — Чтобы люди больше знали об этой услуге, мы намерены подготовить информационные буклеты для распространения их в городе и районах. Этим самым мы намерены повысить правовую грамотность родителей, детей, нуждающихся в обучении на дому.
Ведущая «круглого стола» эксперт ОФ Шынар Изтелеуова, познакомив с целями и задачами проекта, заметила, что, несмотря на то, что с детьми занимаются на дому учителя, приходят социальные помощники из собеса, в дальнейшем лишь небольшая часть детей продолжает образование. И это сопряжено с определенными трудностями как материального, так и социального плана, а, возможно, и качеством работы специалистов с этими детьми.
По мнению руководителя ОФ «Болашак-К» Жибек Бисеновой, инвалидность среди детей растет. Обучение, содержание, лечение дорого стоит. Наблюдается дефицит сурдологов для работы со слабослышащими. Надо идти к тому, чтобы не допускать инвалидности среди детей.
По информации представителя областной психолого-медико-педагогической консультации Зауреш Айтеновой, всего обучаются 269 детей, из них 108 по городу и 161 — по районам.
Выездные комиссии устанавливают детей, которые могут обучаться на дому. Для незрячих, для слабовидящих и слабослышащих, обучаемых на дому, выдаются компьютеры с подключением к Интернету. В нескольких школах есть классы для детей с задержкой психического развития. Они ничем не отличаются от других детей, с ними занимаются по определенной программе. Действует детский областной реабилитационный центр. Безусловно, работу в этом плане следует улучшать, и они над этим работают.
Было отмечено, что немаловажна и роль родителей, которые должны способствовать лучшему усвоению учебного материала детьми, заниматься с ними дополнительно, чтобы уже с детства ребенок верил в свои силы и в то, что инвалидность не помешает ему реализовать свою мечту.
По итогам «круглого стола» будут выработаны рекомендации, обеспечивающие улучшение услуги «Индивидуальное бесплатное обучение на дому детей, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного, среднего, общего среднего образования» в городе Атырау.

СПРАВКА «ПК»
Правовая основа обучения детей, нуждающихся в обучении на дому: Закон «Об образовании»; Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»; приказ Министерства образования и науки «Правила о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических и других организациях здравоохранения, оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями».

Подготовила Наталия УРАЗГАЛИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button