ТАЙНА «САХАРНОГО ОЗЕРА»
Много рассказов об этом озере ходило и ходит в низовьях Прикаспия. Существует даже грустная легенда о том, почему оно было названо именно так. О своих поисках «Сахарного озера» нашему изданию рассказал известный в Атырауской области историк-краевед, профессор Атырауского института нефти и газа Вячеслав Афанасьев.
Почему мне стало интересно
В конце 50-х годов прошлого века я впервые увидел село Сарайчик, куда я собрался в велосипедный поход с туристами городской школы имени Абая. Моя мама предупредила, что там живет наш родственник, брат бабушки, Григорий Тамбовцев, или, как мы уважительно называли его, дед Гриня. Я, конечно, обрадовался и решил непременно с ним встретиться. И вот, преодолев пыльные километры разбитой дороги, велотуристы в гостях. Нас было немало в группе, но дед Гриня во дворе поставил пузатый двухведерный самовар и пригласил пить чай. За этим незатейливым занятием потянулись его неторопливые разговоры о революции, гражданской войне, о белых и красных. Это для нынешней молодежи сейчас одинаково далеки те времена. Но в ту пору еще живы были свидетели исторических событий начала века, свежи и остры воспоминания. И мы, «дети войны», как нас тогда называли, как-то по-другому, с уважением и восхищением, воспринимали рассказы старших, искренне жалея, что нам не пришлось воевать с врагами, как нашим отцам и дедам. Поэтому мы с волнением, затаив дыхание, слушали рассказы деда Грини, его воспоминания об участии в Гражданской войне, о том, как революция делила семьи на «красных» и «белых», как в братских могилах бок о бок лежат герои, воевавшие по обе стороны баррикад…
Закончив с чаепитием, дедушка направил нас на крутой яр Урала, что был чуть ли не впритык к его дому. И там мы с ужасом увидели, что в обрыве на протяжении километра видны остатки погребений, большие обвалившиеся сферические купола с групповыми захоронениями людей и немало раздавленных грунтом керамических красноглиняных сосудов, много костей человеческих и животных. Видно было, что берег обнажается во время паводков и все это попадает в Урал, который затем несет свои воды по направлению к морю, через Гурьев. Домой мы возвращались полными впечатлений от увиденного. С тех пор я и стал чаще наведываться в это село. Манило оно меня своей таинственностью. От деда Грини впервые я услышал легенды о Сарайчике, про «Девичье место» («Кыз аулие»), расположенное почему-то под остатками старых казачьих домов. К сожалению, учителя истории в то время нам ничего не говорили об этих местах. Сейчас, разумеется, уже немало написано о Сарайчике. Опубликованы и мои многолетние находки, которые заняли около 50 страниц. Рассказывал нам старый казак дед Гриня легенду о «Сахарном озере» или нет, я уже и не помню. Она стала популярной среди местных жителей и гостей в последние 10-15 лет, когда в Сарайчике появился музейный комплекс и началось паломничество работников иностранных фирм. С особенным восхищением они слушают легенду о девушке, которая плавала на «золотой лодке» по озеру Секирколь, и о том, как она привлекала лебедей сахаром. Все это сильно заинтересовало меня, и я, разумеется, попытался узнать, где же на самом деле находилось легендарное «Сахарное озеро»?
Вперед, на поиски!
На картах в этом районе название нигде не сохранилось. Однажды зимой, находясь в Сарайчике, изучая обрывистый берег Урала и стоя на льду, чтобы охватить взглядом весь обрыв, я вдруг увидел под домом местного казака Котова не только большую гончарную печь, но и русло какой-то древней речки. Уж не остатки ли это легендарного озера? Но, подумав, я решил, что слишком маловато для такого водоема это понижение. Потом, учитывая, что Яик все время смывает правый берег и уже давно перемолол всю площадь древнего Сарайчика, я понял, что ландшафт изменился, и некогда существовавшие здесь озера, вернее, остатки старых разливов, за столетия заросли лесом.
Откуда же пришла эта легенда? Иногда, беседуя с археологами, я слышал, что она заимствована с других мест. Возможно, она пришла из Сарай Бату или Сарай Берке — главных городов Золотой Орды. Возможно, название этого озера сохранилось где-то на Волге, около указанных столиц. Чтобы выяснить это, я попросил своего соратника по краеведению Виктора Горбунова поискать через Интернет, не сохранилось ли где название «Сахарное озеро». Через день Виктор сообщил, что записи о «Сахарном озере» существуют в материалах Волгоградской области. Например, в статье археолога-историка XIX века Б.Я. Зайковского, под названием «Царевское городище» (татарская легенда, записанная на развалинах Сарая). Там он описывает свою встречу в уездном городе Цареве (в то время эта территория принадлежала Астраханской губернии) со своим приятелем — пожилым татарином, большим любителем старины. К сожалению, автор не сообщает его имени. На лошадях они из Царицына (ныне Волгоград) вниз по берегу Ахтубы добрались до Царева, а затем и до озера под названием «Сахарное». На вопрос, почему оно так называется, старик рассказал следующее.
Сама легенда
«…Еще до хана Мамая, — начал он, — жил тут бедный, но благочестивый человек.
Не дал ему Бог порадоваться на своих сыновей — все умерли, не достигнув зрелого возраста, и осталась у него одна дочь по имени Айша. Звали этого доброго человека Абдулла, а жил он у озера, и когда караваны с Ахтубы шли в степь, то он сообщал им сведения о дорогах и за это пользовался небольшой долей товаров. Говорят, и теперь сохранился такой обычай, что купцы оделяют подарками всякого, кто укажет им лучший путь в степи. Как-то раз к озеру прискакали охотники за лебедями. С ними был и молодой хан, юноша красивый и статный. Бойкая и смелая Айша по богатой парчовой одежде и дорогому оружию признала в нем царя и поклонилась ему.
— Почему на вашем озере так мало лебедей? — спросил ее молодой хан.
— Царь! — воскликнула восторженная девушка, — я приучу столько лебедей, сколько хочешь, только приезжай к нам чаще.
И стала она с того дня выпрашивать у проезжих купцов сахар и разбрасывать его по берегам озера. Лебеди, падкие на это лакомство, стаями стали слетаться к озеру и когда хан вспомнил свое обещание приехать, то был удивлен обилием дичи и находчивостью умной Айши. А бедная девушка радовалась как ребенок; она уже грезила стать подругой молодого хана-красавца, мечтала только о нем. И действительно, он потребовал ее к себе, строго приказав старому Абдулле оставаться у озера стеречь его дичь. Взял хан Айшу в свою ставку, но далеко он был от мысли назвать ее царицей. В душной неволе, среди наложниц и рабынь гарема плакала и тосковала Айша, поняв, как жестоко ошиблась она в своих девичьих грезах, думая стать царицей, женой великого хана. И, не выдержав мук разбитого сердца, она бежала к родному озеру, в объятия покинутого отца. Но несчастный отец, не смея ослушаться царского приказа, умер, не дождавшись возвращения Айши. Найдя отца мертвым, Айша бросилась в озеро. Впоследствии, — заканчивает рассказчик, — хан горько жалел о ней: «Много жен у меня, воскликнул он, но любила меня только одна!»
Так завершил свой рассказ старый татарин. Записавший эту легенду Б.Я. Зайковский впоследствии часто вместо слова «хан» употреблял «царь», вероятно, чтобы русским читателям XIX века был ясен высокий смысл этого титула. Астраханский же археолог Вячеслав Плахов сообщает, что это озеро существует и сейчас. Оно находится примерно в40 кмк северу от границы между Астраханской и Волгоградской областями. Между прочим, автор, сохранивший для нас легенду, пишет, что во времена раскопок Терещенки в середине XIX века «Сахарное озеро» в окружности имело 8 верст (это более8 км) и в него впадала река Кальгута и канал Мамая. Открыв карту Ленинского района Волгоградской области, действительно можно увидеть очертания озера, расположенного вблизи населенных пунктов Царев, Сарай, Солодовка. Название последнего из перечисленных сел всколыхнули в моей памяти воспоминания, как во времена голодного детства мы вместе с соседскими ребятишками бегали на берег Урала, где буйно росла трава с красивым названием солодка. Мы вырывали эту траву, жевали корень — таким приторно-сладким он был — сахар в ту пору был в дефиците. Мы и представить не могли, что через десятилетия корень солодки будет продаваться в аптеках как лекарство, и уж, конечно, не догадывались, что в Китае этот корень издавна используется для повышения мужской силы. В середине девяностых годов прошлого века в небольшой своей книжечке я писал про Секирколь или «Сахарное озеро», что название могло появиться, потому что там растет это удивительное растение с сахарными корнями. К слову, в изобилии его можно встретить и в Сарайчике. Возможно, именно из-за схожести слов «солодка — сладкий — сахарный» появилось название озера, со временем обрастая красивыми рассказами. Думается, что эта легенда не будет последней. Федоров-Давыдов, известный археолог, писал, что арабисты-переводчики иногда путали название городов Золотой орды. Крупные из них находятся на Волге — Сарай Бату и Сарай Берке, на Джаике (Жайыке) — Сарайджук (Сарайчик). На джучидиских монетах Сарай Бату писали «Сарай ал Махруса» (богохранимый), в Сарай Берке — «Сарай ал Джадид» (новый). Ясно одно — легенды «кочуют», передаваясь разными народами из уст в уста, из рукописей в рукописи.
Записал Евгений САМАРИН