Общество

СУДЬБА НАРОДОВ

На 2012 год приходятся сразу две печальные даты, которые мы не имеем права забывать. Это 80-летие массового голода начала 30-х годов, унесшего во многих регионах СССР  жизни миллионов людей. Только в Казахстане от голодной смерти погибло свыше полутора миллионов человек. Еще около 600 тысяч казахов вынуждены были покинуть родную землю. Не менее страшная дата — 75-летие пика массовых политических репрессий сталинизма, страшным катком прошедшего по судьбам сотен тысяч семей практически во всех городах и селах огромной тогда страны.

Сколько людей погибло во время репрессий, не могут точно назвать даже историки. Но эта цифра могла бы и удвоиться, а может, и утроиться, если бы не гостеприимство казахов, сплотившихся во время страшной беды и поддержавших насильно депортированных в нашу республику, в том числе и в Гурьевскую область. Как и по каким причинам люди, и стар и млад, были насильно отправлены за тысячи километров от родного очага и могил предков?  Как они выживали в годы сурового лихолетья? С какими мыслями живут сегодня?

Майя Дмитриевна Ким — одна из более чем полутора миллионов граждан СССР, подвергшихся в 1937-1938 годах массовым репрессиям. И одна из почти ста тысяч корейцев, живших на Дальнем Востоке и насильно переселенных в Казахстан. Не все перенесли длинную дорогу, как казалось людям, в никуда. Ни одна из сестер родителей Майи Дмитриевны не добралась до конечного пункта назначения — в неведомый Гурьев. Выехав из родного села с двумя детьми, в Казахстан семья  Майи Дмитриевны прибыла многодетной, забрав пятерых осиротевших племянников. Женщина с болью вспоминает те страшные и тяжелые времена. Как поселились в землянке, готовясь к неминуемой смерти от голода. И как на помощь им пришли местные жители — казахи, буквально спасая ослабевших и еле передвигавших ноги переселенцев.

— Жили очень бедно. Крайне бедно. Но, тем не менее, жили очень дружно. Всем делились, чем могли. Я очень благодарна казахскому народу. На каждом этапе мне помогали люди, приходя на помощь и в горе, и в радости, — вспоминает сегодня ветеран труда Майя Ким.

Депортированные не только не погибли, но и благодаря гостеприимству, поддержке простых людей обжились в непривычных местах, ставших теперь их настоящей родиной. Получили образование, заняли достойное место в обществе. Майя Дмитриевна, опять-таки при помощи добрых людей, закончила институт. Работала на швейной фабрике, а потом многие годы ей было доверено возглавлять областное управление бытового обслуживания, в структуру которого входили десятки предприятий во всех районах нашей области.

— И сейчас мы очень дружно живем. Я считаю, что наша сила в единстве. Во всех бывших союзных республиках вспыхивали межнациональные конфликты. У нас этого не произошло. Я уверена, что это благодаря политике нашего руководителя Нурсултана Абишевича Назарбаева. Правильную политику он ведет, — говорит Майя Ким.

Конечно, можно сейчас только порадоваться, что и у Майи Дмитриевны, и у тысяч других корейцев жизнь сложилась, и они обрели новую родину. Но почему люди оказались здесь? К счастью, сегодня уже нет табу на эту тему. Появилось немало материалов, рассказывающих о тех страшных годах. Вторая половина 30-х годов знаменуется резкой активизацией миграционных потоков, которые не просто стимулируются тоталитарным государством, осуществлявшим нередко оргнаборы рабочих на промышленные предприятия, но и прямо организуются и направляются им, вплоть до депортации целых народов на территорию Казахстана.

Со второй половины 30-х годов стала проводиться политика насильственного переселения людей по этническому признаку. В 1936 году по постановлению СНК СССР из пограничных районов Украинской ССР были высланы поляки. Всего было переселено 35 820 поляков из них 35 739 (99,8  процента) — в Казахстан, в основном в северные области республики.

Подписанное в августе 1937 году постановление Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП (б) о выселении корейского населения привело к тому, что в 1937 году в Казахстан и Среднюю Азию из пограничных районов Дальневосточного края было депортировано корейское население. В 20-х годах в Приамурье их насчитывалось около 200 тысяч человек. На территорию Казахстана прибыла 20 141 семья корейцев, или 95 421 человек, по другим данным — 98 454 корейца. Часть из них были размещены в нашей области.

Что любопытно, причины, по которым были переселены корейцы, до сих пор неизвестны. Вернее сказать, историки называют несколько, но какова из них верная — большой вопрос: в официальных документах, теперь рассекреченных, о причинах депортации прямо не говорится. Как-то принято было считать, что корейцев переселили, опасаясь вторжения японцев. Но некоторые историки ставят эту версию под сомнение по той причине, что Япония оккупировала Корею и многие корейцы оказались в СССР, спасаясь от оккупантов. Например, Майя Дмитриевна Ким знает, что ее отец родился в Сеуле, откуда и сбежал в СССР, спасаясь от японцев. Неужели они бы с радостью встретили японцев? Нет, конечно.  Так что вопрос этот до сих пор открытый. И остается надеяться, что где-то в архивах еще лежат или не рассекреченные, или просто забытые документы, проливающие свет на это дело.

В 1937-1939 годах в Казахстан переселялись также азербайджанцы, курды, турки, армяне… А всего сегодня в Атырауской области проживают представители более чем ста наций и народностей. Это по-настоящему одна большая дружная семья, где порой трудно понять, к какому этносу принадлежит человек. Глава одной такой семьи Саидамин Акаев, чьи родители были репрессированы в начале тридцатых, чеченец. Жена — казашка. Снохи — русская и болгарка. Все они, кроме языка своего этноса, прекрасно говорят на казахском.

— Моя семья — это как бы наш многонациональный и дружный Казахстан в миниатюре. Поэтому главное для нас, чтобы наша общая Родина расцветала и крепла и дальше, — говорит председатель чеченского этнокультурного центра «Вайнах» Саидамин Акаев.

Взаимопроникновение языков, культур, обычаев обогащает людей, делает их мировоззрение богаче. Но в нашей стране созданы все условия и для сохранения людьми своей самобытности. В Атырау сегодня успешно работают почти 20 этнокультурных центров. Не так давно свой центр «Возрождение» создали болгары, руководить которым доверили молодому парню Юрию Кустодинчеву.

История болгар не менее трагична, чем история корейцев. Их переселение стало одной из самых чудовищных из современных страниц истории Крыма. Имеется в виду  выселение с территории полуострова немцев, крымских татар, армян, болгар и греков во время Великой Отечественной войны. Весной и летом 1944 года по постановлению Государственного Комитета Обороны (ГКО) за подписью Сталина из Крыма было насильно вывезено около 230 тысяч человек за «измену» Родине. В 4 часа 18 мая 1944 года войсками НКВД была начата операция по выселению крымских татар, на ее проведение понадобилось 60 часов времени и 71 эшелон, до отказа набитый обезумевшими от горя и несправедливости людьми. В предательстве и пособничестве немецким оккупантам обвинили всех: и стариков, и грудных детей, а печать изменников хотели поставить и на родившихся после войны. По сведениям НКВД, в мае 1944 года в Крыму проживало 14 300 греков, кроме них, проживал 3 531 человек, имеющих греческое подданство. По указанию Сталина, все они были включены в число спецпереселенцев, как лица, имевшие на руках просроченные национальные паспорта. 27 июня 1944 года войска НКВД приступили ко второму спецпереселению. Армян, болгар и греков выселяли одновременно. К местам поселения их везли в одних и тех же эшелонах. Началась невольная одиссея людей, вырванных с корнями из родных мест, лишенных домашних очагов, имущества и чести. Подготовка операций по выселению до последнего момента держалась в секрете. Группы солдат НКВД во главе с офицерами на рассвете рассыпались по улицам городов и селений Крыма. Недоумевающих людей подняли с постелей и, скороговоркой зачитав постановление ГКО от 2 июня 1944 года за подписью И. Сталина, приказывали собираться в дорогу. Время на сборы определял старший группы — он мог дать и час, мог и сразу после составления описи имущества выставить семью за дверь, опечатав ее. Имущество, даже разрешенное к отправке, мог взять не каждый. Если транспортные средства, поданные для перевозки людей к эшелонам, находились далеко, то население физически могло взять на человека 10-15 кгвещей и продуктов. У кого были на руках грудные и малые дети, больные и немощные старики, — и того меньше. На руки спецпереселенцам были выданы квитанции о принятом у них имуществе. При этом им цинично заявлялось, что по прибытии на место поселения им выдадут новое имущество взамен оставленного в Крыму. Среди выселяемых греков, болгар и армян были люди, которые во второй раз в своей жизни теряли жилье и имущество. Многие из них были беженцами из Малой Азии, в разное время нашедшими себе приют в Крыму после резни, устроенной турками в русско-турецких войнах. По официальным данным, из Крыма было выслано 15040 советско-подданных греков, которых направили в Башкирскую и Марийскую АССР, Кемеровскую, Молотовскую, Свердловскую, Кировскую области РСФСР, а также в нашу  Гурьевскую область.

— Разве можно такое забыть? Конечно, нет. Но все-таки, как это ни парадоксально звучит, нам повезло, потому что мы волею судьбы оказались в Казахстане. Сегодня многие страны сотрясают революции социальных сетей. Они пытаются прийти к модели единства, согласия, пытаются найти новые формулы достижения дружбы народов, в Казахстане эта формула давно работает. По моему мнению, в очередной раз Нурсултан Абишевич на сессии Ассамблеи подтвердил нашу уверенность в  завтрашнем дне, — говорит председатель болгарского этнокультурного центра Юрий Кустодинчев.

И действительно, каким бы ни было наше настоящее,  мы не должны забывать и прошлое. На 2012 год приходятся сразу две печальные даты. Это 80-летие массового голода начала 30-х годов. Только в Казахстане от голодной смерти погибло свыше полутора миллионов человек. Еще около 600 тысяч казахов вынуждены были покинуть родную землю. Не менее страшная дата — 75-летие пика массовых политических репрессий сталинизма, страшным катком прошедшего по судьбам сотен тысяч семей практически во всех городах и селах огромной тогда страны. Это наша общая история. 31 мая все мы отметим День памяти жертв политических репрессий и голода. Стало уже  традицией, что в Атырау активное участие в этих мероприятиях принимают студенты, школьники, входящие в городской филиал молодежного крыла «Жас Отан» НДП «Нур Отан», которое возглавляет молодой политолог Ермек Мухамбеткалиев.

— Есть известное изречение, что без знания своего прошлого, нельзя построить будущее. И поэтому молодым важно знать свою историю. Историю своих предков. Для того, чтобы строить светлое будущее, — говорит Ермек Мухамбеткалиев.

Виктор СУТЯГИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button