Слова «хиджаб» нет в казахском языке

Это слово и предмет женской одежды – головной убор, уже укоренились в отдельной религиозно настроенной части населения. Можно было не заострять на этом внимания, но все дело в том, что в данном головном уборе и в религиозной одежде школьницы стали приходить в школу, что вызвало резонанс среди населения.

Дело дошло до противостояния. Пока Министерство образования РК не поставило точку, утвердив 14 января 2016 года единые правила для школьной формы. Напомним, в нее вошли пиджак, жилет, брюки, парадная рубашка, повседневная рубашка, юбка, классическая блузка. Ношение религиозной одежды не допускается. МОН определило свою позицию тем, что вопрос школьной формы является актуальным для казахстанской общественности и в последние годы учреждения образования сталкиваются с проблемой ношения учащимися предметов религиозной одежды. В соответствии с Законом «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» система образования отделена от религий и религиозных объединений и носит светский характер.

Понятно, что в данном вопросе важно не столько мнение самих учениц, но и их родителей, которые воспитывают своих детей в религиозном ключе, считая, что ношение мусульманской одежды подтверждает их приверженность исламу. Но ведь общеизвестно, что в исламе уделяется большое внимание не внешним атрибутам, а внутреннему содержанию. Каждый мусульманин, прежде всего, должен быть чистым в своих помыслах, поступках. Ведь Всевышнему безразлично, сколько вы имеете скота, материальных благ, как вы выглядите. Для него важна чистота в вашем сердце и ваших поступках. Но, к сожалению, в религиозно настроенных семьях, а чаще всего это приверженцы нетрадиционных религиозных течений, говорят дочерям: «Если девочка не носит хиджаб, она не мусульманка».

В этой связи стоило бы напомнить, что казахские девушки до замужества не носили платки, а если и носили, то платок красного цвета, и только после замужества ее голову покрывали белым платком, олицетворяющим чистоту. По мнению дизайнеров, цвет одежды влияет на эмоциональное состояние человека. Яркие светлые тона одежды вносят в жизнь владельца вещей данных цветов больше позитива, а длительное ношение одежды темных цветов подвергает депрессии. Если учесть, что у подростков еще только формируется характер, они пытаются познать мир, то ограничение в выборе одежды, принуждение к ношению мусульманских одеяний, когда девушку закутывают с головы до ног, безусловно, повлияет на ее дальнейшее мировоззрение. Ведь одежда — наша визитная карточка, через которую мы ежедневно хотим выразить миру свои чувства, свое эмоциональное состояние.

Вы заметили, какие глаза у девушек в мусульманской одежде? Всматриваясь в них, я до сегодняшнего дня не увидела живого блеска, интереса к жизни. Какие-то подавленные, с опущенными глазами. Понятно, что в любой религии есть ограничения, но зачем, проживая в светском государстве, закрывать себя и закрываться от внешнего мира, который дарит нам столько возможностей?! Ведь в Казахстане созданы большие возможности для раскрытия потенциала женщин: все зависит лишь от личного желания добиться успеха. Очень жаль, что родители девушек либо их религиозно настроенные мужья лишают их возможностей для самореализации, прикрываясь псевдорелигией. Ведь с подавленной женщиной легче жить: она ни на что не претендует, не строит планов, самое главное — просто покорна. А как быть с женской мудростью, которая нарабатывается годами, порой через личные ошибки? Приверженцы нетрадиционных религиозных течений желают управлять чьей-то судьбой через «религию», основанную на ложных постулатах, а не на вековом традиционном мазхабе абу Ханифа, которого веками придерживались в Казахстане.

Я не против платка, и вообще приветствую его ношение, поскольку в гардеробе любой женщины он просто необходим и даже обязателен. К примеру, когда женщина беременна. В казахских традициях ей рекомендуют носить платок. Поскольку общеизвестно, что через волосы, которые являются для человека антеннами, может проникнуть негатив, что неблагоприятно скажется как на ее здоровье, так и на здоровье малыша. Платок носят также при грудном вскармливании ребенка, чтобы он не ужаснулся при виде матери с распущенными волосами, наклонившейся над бесиком либо детской кроваткой. Обязательно его ношение при выходе ночью из дома, чтобы злые духи также не навредили. Платок спасает от холодов и вообще очень женственен. Кто же спорит?

Но укутываться с головы до ног и носить чуждую для традиционного восприятия населения хиджаб — насколько это верно?

По моему мнению, с одной стороны, данную ситуацию можно было спрогнозировать. Моя мама всегда носила белый платок и хотя ее нет с нами, в памяти всплывает ее образ именно в платке. Моя престарелая бабушка также носила белые платки. Но сейчас все женщины, и я в том числе, хотим выглядеть моложе своего возраста и первым делом отказались от платков. Порой сложно по одежде отличить мать от дочери, невестку от свекрови. Мало того, о национальной одежде вообще забыли, одеваем только по праздникам. К примеру, в Японии данной проблемы нет, потому что там до сих пор сохранили как свои традиции, так и одежду. Да еще пропагандируют по всему миру. И только у нас в Казахстане появилась данная проблема. Когда забывают свою национальную одежду, легче внести хаос.

В СМИ, Интернете как-то была информация о том, в которой предлагалось в один из мартовских дней (не имея в виду только праздник Наурыз) носить всем казахскую национальную одежду. Эта идея замечательная. Поскольку чем 100 раз говорить, лучше один раз показать молодежи, в какой одежде ходили наши мамы и бабушки. А может, вообще носить традиционную одежду каждый день?

Директор ТОО «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений Павлодарской области» Гульназ Раздыкова считает: «По исламу главный хиджаб в наших сердцах — это внутренняя перегородка. Некоторые носители хиджаба говорят, что это кимешек. Но кимешек носили женщины в возрасте, у которых были дети, и она олицетворяла материнское начало. Молодые женщины, только вступившие в брак и не имеющие детей, кимешек не надевали. Даже родив одного-двух детей, они не имели права носить кимешек. Молодые незамужние девушки носили тюбетейки. Мы не должны носить хиджаб, находясь на поводу деструктивных течений, а также менять и переписывать историю нашей страны».

 Гульжан ЕЛЕШЕВА