НовостиОбщество

Следующая остановка: старый город

Не ошибусь, если предположу, что одной из животрепещущих проблем нашего города еще с советских времен является проблема общественного транспорта. Несмотря на то, что в разные годы акценты в постановке вопросов сменялись, общий лейтмотив их остается прежним: «Нарушения графика, грубые кондуктора, давка, карманники, и даже зайцы.

ГАЗ 51

Но сегодняшний выпуск «Старого города» не о проблемах, о них мы и так немало пишем. Предлагаем вспомнить, что собой представлял общественный транспорт, когда на «такси в булочную советские люди не ездили».

Тройку, тройку мне!

Мы смогли разузнать об автобусах, начиная с конца 1950-х. Тогда еще в Гурьеве встречались автомобили вперемежку с грузовыми повозками с использованием силы мускулов животных — лошадей, осликов. На повозках привозили хлеб в магазины, развозили письма и газеты и проч.

Из общественного транспорта часто ходил автобус №3 – от «кольца», что на Первом участке (сейчас на этом месте – торговый центр по продаже люстр) и до колхозного рынка.

Это был автобус модели ПАЗ (очень похожий на тот, на котором Жеглов из кинофильма «Место встречи изменить нельзя» гонялся за бандитами). Старожилы говорят, что в те времена с общественным транспортом наблюдалась напряженка.

Автобусных линий в 70-90-х в Гурьеве было не столь много. Самыми популярными, а значит и битком набитыми, являлись тройка, единичка. Тройка следовала от железнодорожного вокзала по Первому участку, затем мимо школы имени Крупской, по улице Доссорской, выезжала на нынешний Арбат и уже через старую часть города доезжала до конечной – колхозного рынка и любимого всеми гурьевчанами городского парка отдыха (кстати, там же недалеко работал знаменитый салон красоты, что тоже немаловажно).

Единичка следовала также до к/х рынка через Сатпаева и Ленина (нынешний пр. Азаттык).

Всегда была набитой пассажирами двойка – она ведь довозила до самого популярного по тем временам торгового центра («Агила»), а еще до центральной городской бани, на «конечке» Балыкши. Пользовались спросом и 14-й с 12-м. Автобусы были желтые или оранжевые, двухдверные.

Как уточнил в разговоре с «Прикаспийской коммуной» директор ТОО «Атырау-Такси», а в 1980-90-х – работник  автобусного парка Багит Мендешев, люди добирались до места назначения на ЛиАЗах. Безразмерная вместимость ЛиАЗ-677, в который всегда могли поместиться еще, и еще, и еще несколько пассажиров, и была его главным достоинством. Это транспортное средство очень здорово разгружало маршруты, да и опаздывающие гурьевчане всегда могли запрыгнуть даже в казалось бы уже полный людьми автобус – его двери со слабым пневматическим механизмом можно было открыть рукой и без особых усилий.

«Прокомпостируйте, пожалуйста»

???-?? ?? 80-? ???????? ? ??????? ?????? ? ????????????. ? ???, ? ?????????, ?? ????? ? ??? ????? ??????????? ??????. ???? ? ?????? ????????? ?????? ???????, ?????????? ?? ??????????? ???????, ??? ????????? ? ?????? ????????, ? ?? ?????? ???? ????????? ??????????. ??????? ????? ?????????????????, ??????????? ???? ????? ?? ????? ???????????? ? ??????? ????? ??? ?????.

?????????? ????????? ????? ?? ????????? ????????? ????????????? ??????, ??????? ?????? ?? ??????????? ?????????, ??? ????????? ??????? ????????????? ? ??????????? ?? ????????? ????????.

Где-то до 80-х автобусы в Гурьеве ездили с кондукторами. Я вот, к сожалению, не помню в это время кондукторов совсем. Зато в память врезались рулоны билетов, нанизанные на специальный агрегат, что находился в начале автобуса, а по салону были развешаны компостеры. Поэтому фраза «Прокомпостируйте, пожалуйста» была одной из часто произносимых в Гурьеве сорок лет назад.

Кондукторы некоторое время на городских маршрутах отсутствовали вообще, работая только на пригородных маршрутах, где стоимость проезда варьировалась в зависимости от дальности маршрута.

Почему же наш город перешел с кондукторной на кассовую систему оплаты проезда? Как вспоминает работник общественного транспорта 80-х Ерлан Ергалиев, тогда считалось, что советский человек вышел на достаточный уровень сознательности: его совесть – лучший контролер. Но хоть кондукторов в салонах автобусов и сменили специальные билетные кассы, все равно иногда на остановках заходили люди в штатском и проверяли – нет ли зайцев, прокомпостированы ли билеты? То были контролеры из числа работников автобусного парка.

Билет на проезд, к слову, тогда стоил 5 копеек.

«Для тех, кто не имеет представления – много это или мало, объясню: на пять копеек в то время можно было купить 5 коробок спичек или полтора стакана воды с сиропом, – объясняет постоянная читательница Елена Ермолина. Если нарушителя выявляли, то он должен был заплатить штраф в размере 50 копеек».

Чуть позже в Гурьеве появились «Икарусы». А кто помнит длиннющие автобусы «MAN»-ы с гармошкой в середине, на которых горожане стали ездить уже в независимом Казахстане, в начале 90-х? Были ведь нормальные автобусы, были?! А ведь тогда тоже находились пассажиры, недовольные общественным транспортом.

«Хотя во времена СССР бесплатников-льготников не было, как сейчас, все платили 5 копеек, и собиралась по тем временам порядочная сумма денег», – вспоминает Багит Мендешев.

«Рогатые» в Атырау!

Серьёзно, в нашем городе ходили троллейбусы! Приблизительно в 1993-94-х (так и не выяснили мы точную дату, так что вдруг кто из читателей подскажет) пустили первый троллейбус. Помню, как мы с подружками специально ездили на тройке до «Океана» (был такой торговый центр в районе нынешнего «Востока», сейчас уже нет), чтобы там сесть на троллейбус и сделать круг, почувствовать себя жительницей города, в котором ходят trolleybus.

Багит Мендешевич рассказывает, что тогда по всей центральной части города провели электропровода: начиная от старого вокзала (район кафе «Минутка», недалеко от здания Атырауского университета нефти и газа) и заканчивая мкр. Авангард. Трансформаторная подстанция была подключена, водителей автобусов переучили на водителей троллейбусов.

В принципе, троллейбусы пассажиров своих нашли. И в целом электрический транспорт в нашем городе – это было современно и так ново, предоставлялся выбор потенциальным пассажирам: хочешь – поезжай на автобусе, хочешь – на «рогатом».

В планах у перевозчиков было продолжить троллейбусную линию до ж/д вокзала. Но через несколько лет троллейбусы прекратили свою работу в нашем городе. «Проект закрылся – тогда ведь страна только оправилась от развала Союза, все только начиналось в независимом Казахстане, по-моему были проблемы с финансированием», – вспоминает Ерлан Ергалиев.

Мы смогли связаться с тогдашним главой Атырауской областной администрации Сагатом Тугельбаевым. Вот что он нам рассказал:

– Проект был хороший, – говорит Сагат Кашкенович. – Экологически чистый. Предполагалось, что этот общественный транспорт будет с собственной электростанцией. Тогда еще Казахстан являлся совладельцем Тенгизского газа. Концепция была, считаю, хорошая: с одного конца города троллейбусы ходили в другой. Соглашалось на софинансирование проекта и ТОО «ТШО»…Более ничего выведать не удалось. Говорят, что проект не понравился наверху.

А Багит Мендешев рассуждает, что, может, и к лучшему, что троллейбусы в Атырау не выдержали долгого времени.

«Проезжая часть в нашем городе узкая, транспорта с каждым годом всё больше. В те-то годы еще было свободно на дорогах, машин поменьше. Троллейбус есть троллейбус, это не автобус…»

И еще несколько слов о маршрутных такси, которые были популярны в середине-конце 80-х. Это то, о чем многие пользователи общественным транспортом вспоминают с сожалением. Такое общественное такси, останавливается только по требованию, лишних людей не сажает и довозит, что называется, с ветерком. Проезд в таких маршрутных такси стоил 20 копеек.

А вы в курсе, что в городе затевали трамвайную линию, что гурьевчане любили пользоваться речными трамвайчиками, а вы знаете, какие были удобные такси и вежливые таксисты? Обо всем этом позвольте рассказать в следующем выпуске «Старого города».

Надежда ШИЛЬМАН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button