Общество

Щупальца афериста

Недавно мне позвонил неизвестный мужчина, строгим голосом представившийся сотрудником полиции. Он заявил, что в отделение полиции Нур-Султана поступило заявление об онлайн-кредите, в котором фигурирует мое имя. Меня на мякине не проведешь, тем более уже не первый раз звонит какой-то проходимец, пытающийся в итоге выманить конфиденциальную информацию. Жаль, что через телефон невозможно ему показать кукиш. Разве только можно послать афериста на три известные буквы. Да, телефонные мошенники все никак не угомонятся: придумывают все новые способы отъема чужого добра. Видимо, они будут так поступать до тех пор, пока удаются их черные дела. Вот и моя знакомая, уже третья, угодила в такую беду, аферисты обокрали ее на крупную сумму денег.

Светлана НОВАК

Преступный спектакль вокруг шифоньера

Знакомая, назовем ее Тамара, рассказала жуткую историю. В тот июньский день на работе случился завал, пришлось задержаться.

– Приблизительно в семь часов вечера мне позвонила женщина и спросила: «Вы продаете шифоньер?» А я действительно давала объявление в социальной сети о его продаже. Покупательница назвалась Еленой из Петропавловска. Начала расспрашивать, в каком он состоянии, и еще сказала, что на следующий день приедут ее рабочие и сами все разберут. Я ответила, что он у меня в собранном состоянии. И услышала, что, дескать, не проблема, рабочие сами все сделают. Потом спросила, есть ли у меня карта Евразийского банка? Ее почему-то заинтересовала карта именно этого банка. В суматохе рабочего дня я подтвердила. Звонившая заявила, дескать, у нее карты нет, но в этом банке имеется лицевой счет, так как она предприниматель. И вот с лицевого счета сейчас и отправит оговоренную сумму, и я деньги, мол, сразу увижу. Как раз была такая ситуация, что наплыв на работе, дома проблема, в общем, везде звонки, постоянно меня дергали. И дальше она говорит, сейчас от меня придет уведомление, и мне продиктуйте код, чтобы с ее лицевого счета переслать сумму. В то время у меня и мысли не возникло о чем-то нехорошем. А заподозрила о мошенничестве лишь тогда, когда произнесла эти четыре цифры.

– Может, стоило срочно в банк позвонить, заблокировать карту?

– В банк я практически сразу и позвонила.

– Как быстро?

– Через полчаса. Однако там сказали, что все заблокировали, но денег уже нет.

– А почему не обратилась в банк через секунду?

– Так она меня держала. Я же увидела, что деньги исчезли, и сказала ей, что она меня ограбила. Мошенница стала отрицать, дескать, она – порядочный предприниматель, ее все знают, и сейчас она все вернет, перешлет. Как бы ни так. В тот же вечер я написала заявление в полицию.        

О шансах отыскать преступницу

Как пояснил заместитель начальника департамента полиции Атырауской области по следствию Болат Кушкалиев, «по данному делу установлено, что деньги переведены (мошенницей – примечание автора) на счета двух лиц в городах Алматы и Актау». Значит, есть вероятность, что аферистов удастся задержать.

Очень хочется верить в лучший результат сотрудников полиции. Две другие мои знакомые, которых ранее также обманули телефонные сволочи, так и остались при своих интересах.

По словам заместителя начальника следственного отдела управления полиции города Атырау Дидара Кайргалиева, с развитием информационных технологий и расширением сферы их применения появляются новые виды мошенничества, в том числе интернет-мошенничества, количество которых с каждым годом увеличивается.

– В этом году в Атырау было зарегистрировано 315 уголовных дел, связанных с интернет-мошенничеством. Одной из особенностей интернет-мошенничества является то, что преступники могут находиться не только в Казахстане, но и за его пределами, то есть данный вид преступлений имеет международный характер. А раскрыть очень сложно, так как преступники совершают их с использованием информационных технологий, которые скрывают данные, как при регистрации, так и при получении денег, – пояснил Д. Кайргалиев.

Нередко ворюги представляются сотрудниками полиции или выискивают будущих жертв по объявлениям о покупке и продаже товаров через социальные службы, аренде квартир на сутки или на длительный срок, выигрышах в лотерее, инвестициях, увеличении денег в брокерских компаниях. На жертв оформляют онлайн-кредиты. Учитывая возросший уровень таких преступлений, надо держать ухо востро. Нельзя делиться паспортными и другими персональными данными. Номера банковских карт, пин-код, а также SMS-пароли, поступившие на мобильный телефон, никому не сообщать, даже если представляются сотрудником банка. При покупке (продаже) товара лучше не соглашаться на предоплату и не перечислять деньги неизвестным лицам. Важно ограничить доступ к своим документам (удостоверение личности, банковская карта), и никому не отправлять фотографии документов, так как в будущем злоумышленник может оформить микрозайм в микрокредитных финансовых организациях.

Призраки-кредиторы

Главный специалист управления региональных представителей Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка города Атырау Райымбек Тлегенов советует не спешить при принятии важных решений, касающихся денег.

– Лучше все перепроверить и проконсультироваться в Агентстве через мобильное приложение «Fingramota Online» или через call-центр по короткому номеру «1459». Звонок бесплатный, – пояснил Р. Тлегенов.

Через мобильное приложение «Fingramota Online» в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка поступил вопрос от пользователя: является ли организация, с которой он столкнулся, мошеннической. Он подавал заявки через интернет-сайты финансовых организаций на получение онлайн-кредита. Ему позвонил «онлайн-кредитор», который сообщил об одобрении займа на сумму 300 тыс. тенге, но для получения денег потребовал перечислить на карту 60 тыс. тенге, якобы для страховки от возможной просрочки.

Как сообщил «менеджер» этой «кредитной» организации, деньги будут перечислены на карточку, которая впоследствии достанется ему как клиенту, и будет в скором времени доставлена курьером. Пользователь заподозрил неладное, в результате обращения в Агентство он выяснил, что онлайн-кредитор не включен в официальный реестр финрегулятора.

Как вывести кредитных мошенников на чистую воду?

– Злоумышленники могут прикрываться сотрудниками банков второго уровня, микрокредитных финансовых организаций. Чаще всего они используют названия и логотипы крупных и известных финансовых организаций, но, как оказалось, мошенники придумали другие схемы обмана. Они выходят на связь к клиентам от лица неизвестных, точнее выдуманных, финансовых структур. Это так называемые кредиторы-призраки. В странах СНГ такой вид мошенничества получил распространение в период пандемии. У кредитора-призрака есть своя страница в интернете, причем фишинговая, – довел до сведения
Р. Тлегенов. – Иногда на подставном сайте даже могут быть указаны контакты организации, размещены нарисованные сертификаты и лицензии, и дизайн веб-страницы может быть разработан довольно грамотно, без видимых грамматических ошибок и с качественной версткой. Несмотря на это, раскусить таких аферистов довольно легко. Нужно открыть сайт Агентства www.gov.kz, раздел «Финансовые рынки» и далее «Банковский сектор» или «Иные финансовые организации» – это смотря, с какой организации с вами связались – из банка или МФО. В разделе «Реестры разрешений и уведомлений» представлен список кредитных организаций, которые работают в Казахстане легально и имеют соответствующую лицензию от финансового регулятора. Это означает, что, в случае нарушений с их стороны, потребители финансовых услуг могут обратиться за защитой своих прав в Агентство, где им обязательно помогут.

Поэтому при принятии серьезных решений, связанных с деньгами, лучше взять паузу. Не следует торопиться и следовать инструкциям псевдосотрудников финансовых организаций. Лучше все перепроверить и получить консультацию в Агентстве, обратившись через мобильное приложение «Fingramota Online» или посредством call-центра по короткому номеру «1459» (звонок бесплатный).

Некоторые люди при взаимодействии с мошенниками теряют бдительность и могут сообщить свои персональные и платежные данные, перевести деньги на указанные карты либо скачать различные приложения, таким образом предоставив злоумышленникам дистанционный доступ в свои гаджеты.

Какие схемы ещё используют аферисты?

Кредиторы-призраки – один из новых способов мошенничества, который еще не получил широкого распространения. Также существуют другие схемы, с которыми некоторые люди уже столкнулись, это «черные кредиторы» или кредитные посредники. Чаще всего они предлагают услуги по оформлению «льготных онлайн-кредитов», «микрозаймов с низкой процентной ставкой», «честных кредитов без переплат». Для них не имеет никакого значения, плохая ли кредитная история у заемщика, каков у него уровень дохода, официально ли он трудоустроен, есть ли у него пенсионные отчисления. Жертвами таких мошенников становятся те, кто находится в поиске «выгодных» кредитов, срочных и легких денег взаймы.

Те заемщики, у которых уже есть действующие кредиты, могут столк­нуться с другой «когортой» мошенников – они предлагают взять обязательства по оплате кредита на себя. Для этого заемщику необходимо оплатить только часть от общей суммы займа – от 10 до 40%. К примеру, если у заемщика имеется задолженность по кредиту в размере 300 тыс. тенге, то, оплатив всего лишь 50 тыс. тенге данным лицам, он якобы погасит всю сумму займа. Мошенники аргументируют это тем, что у них имеются связи в банках и МФО, либо они сами там работают, или у них проходят различные акции по частичному списыванию задолженности постоянных клиентов.

Кредитные посредники высылают клиенту сообщение на мобильный телефон через специальные сервисы подмены номера, что кредит погашен. Или они могут запросить дополнительную сумму денег, якобы необходимую для дальнейшего решения вопроса: оплата комиссии за досрочное погашение, за страховку, доставку карточки и т. д. Мошенники также могут попросить заемщика сообщить код из SMS, с их слов – «для подтверждения процедуры передачи займа». На самом деле это код, который высылают дистанционные сервисы финансовых организаций выдачи кредитов для подтверждения личности. Передав его мошенникам, вы даете им ключ к своему мобильному банкингу, а значит, доступ к своим деньгам.

Иногда мошенники-кредиторы могут действительно перечислить на ваш счет деньги, не запросив при этом предоплаты. Но здесь тоже таится опасность, если вы этими деньгами воспользуетесь. Потому что спустя время может «прилететь» требование от настоящего банка, микрофинансовой организаии или коллекторов погасить долг. Дело в том, что мошенники успели оформить кредит на ваше имя, а, сняв деньги, часть их либо совершив денежный перевод, вы тем самым подтверждаете, что кредитом воспользовались.

Кроме того, «черные кредиторы» могут предложить почистить информацию, содержащуюся в персональном кредитном отчете заемщика за символическую плату, якобы удалив из нее сведения о просрочках и иную информацию по желанию клиента. Для этого злоумышленники запрашивают конфиденциальные данные своей жертвы, включая реквизиты платежной карты. Пользуясь неосведомленностью заемщиков, аферисты утверждают, что кредитная история хранится всего пять лет, и все займы ранее этого срока автоматически удаляются. Получив нужные сведения, мошенники получают доступ ко всем банковским счетам и с помощью онлайн-банкинга оформляют на своего «клиента» крупные кредиты.

– Знайте, что никаких посредников между клиентами и банками второго уровня, микрофинансовыми организациями, которые могут помочь с оформлением банковского займа или микрокредита, не бывает. Это – мошенники, которые, заполучив ваши деньги, отключают телефон и исчезают. Запрашивать вашу кредитную историю финансовые институты и другие организации могут исключительно с вашего письменного согласия. Проверяйте свою кредитную историю регулярно – только так вы сможете узнать о мошенничестве и соответственно оперативно отреагировать, – советует представитель Агентства.

Что делать жертве?

Написать заявление в полицию и получить постановление о признании вас потерпевшим. Если передали мошенникам свои личные и платежные данные, то нужно незамедлительно заблокировать свою карточку, перевыпустить новую и сменить свои документы. Также желательно изменить пароли во всех своих аккаунтах и личных кабинетах: в мобильном банкинге, электронной почте, соцсетях. Если вы скачали сомнительное приложение, нужно его немедленно удалить и сделать сброс данных до заводских настроек. Если вы получили деньги по ошибке, то не стоит их переводить самостоятельно. Обратитесь в отделение банка, напишите заявление, чтобы банк сам перевел деньги адресату. Нас призывают быть всегда бдительными и аккуратными, соблюдать простые правила безопасности, чтобы уберечь свои средства от злоумышленников и не стать заложником «чужого» кредита.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button