Общество

СЧАСТЬЕ РАСТИ В СЕМЬЕ

Недавно я принимала участие в совместном заседании Республиканского совета директоров организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с участием председателя Комитета по охране прав детей МОН РК Раисы Шер. Состоялся очень продуктивный и полезный разговор, который затронул такие актуальные темы, как социальное партнерство и взаимодействие в сопровождении выпускников интернатных организаций, методы построения программ социальной адаптации в соответствии с региональными условиями.

На примере нашей детской деревни семейного типа была обсуждена программа подготовки к самостоятельному проживанию, о видах и формах работы, методах и приемах в условиях детской деревни. В Атырауской области 710 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 523 ребенка находятся под опекой и попечительством, 136 детей — в организациях образования, 32 ребенка — в организации здравоохранения и 19 детей — в организациях социальной защиты. Как нам всем известно, 80% — социальные сироты при живых родителях. По Атырауской области в 2012 году был закрыт один детский дом. Продолжается работа по раннему выявлению семейного и детского неблагополучия, укреплению семьи и семейных ценностей. Проводится обширная информационно-разъяснительная работа через СМИ по устройству детей в семьи. Увеличилось число граждан, желающих усыновить детей, взять под опеку и попечительство и на патронатное воспитание. Мы прекрасно знаем, что в учреждениях интернатного типа ребенок не в полной мере получает то тепло, которое ему хотелось бы получить. И одним из важных вопросов остается постинтернатная адаптация.
После выпуска помощь бывшим воспитанникам ограничивается только консультированием по возникающим проблемам. В такой работе акцент делается на повышении уровня готовности воспитанников к самостоятельной жизни, а не на поддержке в периоде первичной адаптации. У детей, живущих в детских домах, развивается синдром нарушения ролевой идентификации. У них нет представления о таких понятиях, как партнер, супруг, родители, дедушки и бабушки, братья, сестры, другие родственники, их роли в семейных отношениях. А это создает в будущем проблемы при осваивании ими социальных ролей.
Решение этого вопроса мы видим в работе над постинтернатной адаптацией с акцентом на формировании независимой, уверенной в себе личности, человека, который может реализовать свои жизненные цели с опорой на общество. В этом огромное значение имеет взаимодействие всех межведомственных государственных структур и местных исполнительных органов и неправительственных общественных организаций.
В Атырауской областной детской деревне семейного типа на сегодняшний день функционируют 5 семей, в которых воспитывается 41 ребенок в возрасте от 4-х до 18 лет, и 20 юношей и девушек в доме юношества в возрасте от 16 до 23 лет. Условия проживания максимально приближенные к дому, где выстроена доброжелательная атмосфера, в которой ребенок не чувствует себя одиноким. А обретаемые здесь навыки самообслуживания, поведения в социальной среде способствуют успешной адаптации и социализации. При детской деревне создан центр социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации, приглашаются специалисты учебных заведений. Огромное внимание уделяется организации досуга детей. Планируется работа по обучению детей китайскому и английскому языкам, действуют кружки по интересам, спортивные секции. Вся эта работа ведется при содействии НПО и волонтерских групп.
Постинтернатную социализацию прошли в доме юношества 130 юношей и девушек. Из них 15 окончили высшее учебное заведение, 25 — колледжи, 90 — профессионально-технические лицеи.
На сегодня одним из важных вопросов остается обеспечение детей-сирот жильем. С 2012 года квартиры этой категории из числа социально уязвимых слоев населения выделяются. Большие надежды в этом вопросе возлагаем и на программу «Жас отау», реализуемую в области. Как сообщили нам в жилищном секторе, на высоком уровне обсуждается новая методика пропорционального распределения жилья. В случае ее принятия из общего выделяемого жилого фонда около 20% будет выдаваться для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Каждый ребенок зарегистрирован в очереди на получение жилья. Более взрослые, которые проживают в доме юношества, самостоятельно отслеживают свою очередь.
В целостной системе пост-интернатной адаптации выпускников детской деревни мы выделяем необходимость установления новых отношений со взрослыми и сверстниками. Для этого организуются встречи с успешными выпускниками, профессионалами в той или иной области, с людьми, которым небезразлична жизнь других. Проводятся тренинги, мастер-классы, флешмобы, где дети познают себя через окружение.
Семейная форма воспитания детей способствует улучшению эмоционального фона, развитию чувства сопереживания, ответственности и доверия. И уходя от нас, они остаются нашими детьми. Мы рады, когда у них складывается жизнь в приемной семье. К примеру, одна семья изъявила желание взять под патронат уже взрослого выпускника дома юношества, который устроился на работу по специальности.
При поддержке фонда «Бота» были успешно реализованы проект «Успешное детство», проект «Школа лидерства» при поддержке Фонда Евразия Центральной Азии. Учили детей искусству общения, навыкам эффективного разрешения конфликтных ситуаций, стилям лидерства, ресурсам достижения цели, составлению бюджета, управлению настроением.
С февраля 2013 года молодежное общественное объединение «НПК» совместно с ТОО «Тенгизшевройл» реализовало проект «Новая жизнь» по двум направлениям: содействие программе «Школа приемных родителей» и «Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Мы познакомились с российским опытом в области приемных родителей. По их нормативно-правовым документам прохождение школы приемных родителей и сдача экзаменов является обязательным условием для усыновления или патроната. У нас же Школа приемных родителей (ШПР) носит рекомендательный характер. Занятия в них уже приносят хорошие результаты посещающим ее будущим патронатным воспитателям или приемным родителям.
Школа способствует объединению приемных родителей и оказанию им помощи, влияет на политику и общественное мнение для развития семейных форм воспитания, распространение информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве. Курсы ШПР проведены для 49 потенциальных усыновителей, составлены генограммы более 40 воспитанников интерната. Создан банк потенциальных родителей, некоторые забирают детей по гостевым направлениям.
В проект вовлечены директора, воспитатели, педагоги, воспитанники детской деревни семейного типа, детского дома им. С. Казыбаева, дома юношества. Подписан меморандум о взаимопонимании и совместной работе с управлением образования, департаментом по защите прав детей.
В мае был проведен День открытых дверей в детской деревне семейного типа. Участниками данной акции стали воспитанники семейной деревни, потенциальные усыновители, управление по защите прав детей, управление образования, МОО «НПК», участники и психологи ШПР.
В доме юношества с подростками проводятся тренинги по конфликтологии, которые помогают им решать ежедневные проблемы с окружающими и в самих себе. Закуплены учебники по личностному росту и словари по английскому языку. Создана библиотека из книг, переданных частными лицами.
В целом благодаря реализации проекта налаживается связь между государственными органами, ответственными лицами по программе ШПР и кандидатами на усыновление, и данный механизм требует дальнейшего усовершенствования.
В 2014 году Союз предпринимателей и работодателей области совместно с Национальной палатой предпринимателей начал реализовывать проект по организации «Дома мамы» с целью профилактики социального сиротства и пост-интернатной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проект поддерживается Министерством здравоохранения РК и предусматривает оказание помощи молодым мамам, которые не могут забрать родившегося ребенка, так как нет ни дома, ни семьи. По проекту им предоставляется временное жилье, оказывается поддержка в трудоустройстве и определении ребенка в ясли. Только так, общими усилиями, мы сможем помочь выпускникам наших интернатных учреждений адаптироваться в социуме и почувствовать уверенность в себе. А это для юноши или девушки, только вступающим в самостоятельную жизнь, особенно важно.

Гульсара БОТАТАЕВА,
директор детской деревни
семейного типа и дома юношества

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button