Общество

С ГОДАМИ ЕЕ ТАЛАНТ ТОЛЬКО ЯРЧЕ

В минувшую пятницу в областном казахском драматическом театре им. Махамбета состоялся творческий вечер дизайнера, главного художника театра Гулмаржан Салимгерейкызы Махамбет. Это имя хорошо знакомо не только атырауским зрителям, но и за пределами области и даже республики.

Как подчеркнула в своем приветственном слове заместитель акима области Айгуль Ажгалиева, Гулмаржан Махамбет — талантливый художник и модельер, и вот уже в течение долгих лет — активный пропагандист национального искусства. Именно на этой ее подвижнической и благородной деятельности делает акцент и аким области Бактыкожа Измухамбетов в своем благодарственном письме.

О большой роли Гулмаржан Махамбет в развитии национальной культуры, в воспитании уважительного отношения к культурному наследию у молодого поколения говорит и руководитель управления культуры Алтынбек Нысангалиев, накидывая на плечи нашей замечательной землячки камзол. Вообще, талант Гулмаржан давно перешагнул границы области. Неоднократно она принимала участие в республиканских, межобластных мероприятиях. И сегодня в Атырау поспешили ее коллеги из Кызылорды, Актау, Алматы, чтобы поприветствовать ее с такой красивой датой — 45-летием творческой деятельности. Приветствия эти и в стихах, и в музыкальных произведениях собственного сочинения. Воспоминания о творческих конкурсах, дебатах. Пожелания новых успехов в достижении творческих вершин.
А она и сегодня, можно смело сказать, на вершине творчества. С 1972 года — она художник-постановщик, а с 1978 года — главный художник Гурьевского казахского драматического театра им. Махамбета. Каждый спектакль она воспринимает как очередной экзамен зрелости и мастерства. И потому так соответствуют замыслу драматурга и режиссера и интерьер, и костюмы артистов, и это, безусловно, способствует эмоциональному восприятию… Сегодня даже по отдельным сценам из спектаклей, предложенным вниманию зрителей, можно убедиться в этом. И не зря каждая мизансцена вызывала такие дружные аплодисменты.
Но есть и еще одно направление творческой деятельности этой талантливой женщины: параллельно с театральной деятельностью она увлеченно занимается историей национального костюма, национальных украшений и обрядов.
С 1992 года она — организатор и руководитель творческой мастерской «Гїлмаржан сјн їйі» по пошиву национальной одежды и демонстрации моделей. К национальным мотивам модельер обращается не время от времени, а серьезно и с душой вдохновляется то образом древней степнячки, то традиционными узорами народного прикладного искусства. Вот и сегодня на сцене одна за другой дефилировали девушки в потрясающих платьях с воланами красного, синего, небесно-голубого, золотистого, зеленого и белого цветов, поверх платьев были надеты камзолы, сшитые в национальном стиле, с богатой вышивкой. Легкие и закрытые формы дополнялись высокими, красивыми головными уборами — саукеле. Ничем не уступали в плане разноцветья и колоритности и мужские наряды. Потрясающим, например, получился выход хана Тамерлана, облаченного в роскошный чапан золотисто-бордового цвета.
В коллекциях Гулмаржан Салимгерейкызы наличествуют и сложные комбинации: платья из нежных тканей романтических пастельных оттенков и яркие камзолы, на которых контрастные канты с насыщенным рисунком орнамента и национальными украшениями. Необычным было платье ярко-красного цвета с золотой вышивкой. Вслед за показом национальных костюмов на сцену вышли модели, демонстрирующие наряд невесты, и тут дизайнер смогла найти богатейшее разнообразие: в зависимости от региона, рода, времени. А с этой коллекцией соседствовала и коллекция современных туалетов. Опять контрасты — цветовые, в оформлении. Хочется смотреть и смотреть.
Достойным обрамлением этого прекрасного зрелища явились выступления музыкантов, домбристов, саксофонистов, а также танцевальные номера победительницы международных конкурсов Назгуль Жусуповой.
Напомним, что Гулмаржан Махамбет создала коллекцию из более чем 150 образцов прикладного искусства и национальной одежды.
Она участвовала и в международных форумах по изучению и сохранению традиционных костюмов народов стран СНГ, в Москве, Твери и Санкт-Петербурге, где смогла показать стиль национального костюма казахского народа.
Никогда не забуду, каким потрясением для жителей Астаны было выступление театра моды Гулмаржан в Дни культуры нашей области в молодой столице в 1998 году. Даже меня, неоднократно видевшую и прежде демонстрации ее моделей, действительно очень красивых и впечатляющих, как и сегодняшняя демонстрация, глубоко взволновала целостность, глубина постижения эволюционного изменения костюма за несколько веков, от самых истоков до сегодняшнего дня. Тогда все газеты дали буквально восторженные рецензии. И самым удивительным было то, что оказывается вот эти национальные костюмы вполне можно носить и современным девушкам и мужчинам.
Да она и сама лучше всякой модели утверждает это. Одна из первых в городе Гулмаржан стала ходить в одежде с национальным колоритом. Вот и в сегодняшнем показе каждый образец — это искусство, в нем органично сочетаются этнические мотивы и веяния сегодняшней моды. Надеть такой наряд сочтет за честь для себя любая модница.
Сейчас, когда Казахстан достиг экономической стабильности и уверенно идет в число самых современных государств планеты, на передний план выходят и вопросы духовности, сохранения национального духа, традиций, творческого развития культурного наследия. И многое делается на государственном уровне, появляются новые талантливые организаторы и пропагандисты. Но мы можем с гордостью заявить, что Гулмаржан Махамбет — одна из первых, кто сумел предвидеть и понять важность обращения к истокам национальной культуры.
И как признание значимости ее искусства — награды, поощрения. По итогам гастролей нашего театра в Алма-Ате в 1988 году она награждается Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР. Она член Союза художников Казахстана, еще в 1987 году была принята в члены Союза художников СССР. Она является обладателем Гран-при на международном фестивале в Таллине «Max Moda-2007», а также первого приза на международном конкурсе театров моды «Двина» в Минске. Два года назад художнику Гулмаржан Махамбет было присвоено звание члена-корреспондента художественной Академии Республики Казахстан.
У Гулмаржан творческая семья, и муж Оспан, и сын Алмат — сподвижники и коллеги. Алмат, правда, предпочитает компьютерный дизайн.
Но как каждому художнику, Гулмаржан хотелось иметь много последователей. И с целью осуществления этой идеи немало стараний приложила она для создания Малой Академии искусств. И очень многие юные атыраусцы приобщились к искусству, развивали и развивают в стенах этого эксклюзивного учебного заведения свои таланты.
Она — автор монографий «Халыќ педагогикасы негіздеріндегі ўлт денсаулыєы жјне ўрпаќ тјрбиесініѕ психофизологиялыќ жаѕа кґзќарасы», «Халыќ таєылымдаєы јсемдік їлгілері», а также 3 статей, в том числе «Новое направление детского воспитания».
Наверное, как и каждому лидеру, Гулмаржан приходится нелегко. И настойчивость, и сила характера нужны, чтобы достичь цели. Но при всем при этом она очень добрый, душевный человек. Ее беспокоит судьба каждого ребенка. Не говоря уже о родственниках, наверное, не менее полусотни, которым они с Оспаном дали кров, поддержали, выучили, она еще думает о тех, кому по-прежнему трудно приходится в жизни. И она всей душой поддержала деятельность Сары Алпысовны Назарбаевой, содействовала в работе фонда «Бобек». Несколько лет была президентом Атырауского детского благотворительного фонда «Айбґбек».
Сколько сделано. Но она не может останавливаться в своем развитии. Творческий путь Гулмаржан — это постоянный путь к совершенству и постоянный поиск новых изобразительных средств. Сейчас дизайнер мечтает открыть в Атырау свой собственный профессиональный центр моды. С помощью него Гулмаржан надеется развивать в моде национальные мотивы и, таким образом, знакомить иностранцев с культурой Казахстана.
А мечты — это признак молодости души. И тут никакого значения не имеют годы. Удачи Вам на этом пути, Гулмаржан!

Любовь МОНАСТЫРСКАЯ,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button