Общество

РОДИНА ОДНА — КАЗАХСТАН

Выступая на 22-й сессии Ассамблеи народа Казахстана, Елбасы сказал: «Было бы справедливым день образования Ассамблеи народа Казахстана, 1 марта, отмечать как День благодарности всех этносов друг другу и казахам, проявившим милосердие, принявшим этих людей как родных». В начале же года Президент Нурсултан Назарбаев подписал изменения в Указ «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан». Таким образом, у нас появился новый праздник, который официально называется Днем благодарности.

Говорить об этой дате нужно с теми, у кого в семье были депортированные, кто помнит рассказы матерей, дедов, кто лично видел, как нелегко им было, когда-то сосланным в период депортации и репрессий в Казахстан, в лютые морозы и колючие ветра, в изнуряющий зной. Поэтому накануне празднования Дня благодарности редакция «ПК» пригласила за круглый стол представителей немецкой, корейской и болгарской национальностей, родные которых в прямом смысле слова ощутили в начале прошлого столетия, когда были депортированы в Казахстан, тепло наших степей.

С ОДНИМ УЗЕЛКОМ И БИБЛИЕЙ

— Моя семья, мои дедушка с бабушкой, мама (отец тогда уже в лагерях Сибири был, на Крайнем Севере) — все были депортированы под Караганду, в район Майкудука, — начал разговор руководитель немецкого ЭКО «Видергебурт» Александр Думлер. — Это был август-сентябрь 1941-го, люди без жилья, без ничего, с одним узелком и библией, прибыли сюда, в Казахстан. Это было тяжело.
Знаете, когда чеченцев привезли после моих родных, в феврале 1944-го, и их выбрасывали в буквальном смысле слова из эшелонов в районе Майкудука, мама все это видела, это страшно. Люди рыли землянки, окопы для того, чтобы сохраниться, выжить.
Дать чужестранцу кров и пищу — это одно. А еще очень важно, что казахи не навязывали местный образ жизни, и таким образом немцы могли жить как немцы, корейцы как корейцы, мы все сохраняли свой уклад, свой образ жизни, свою общину.
То, что мы сейчас говорим — расхожие термины «обогащение культур», «взаимное проникновение культур» — это оттуда, с той исторической поры, когда, по сути, чужестранцы впервые ступили на казахскую землю. Именно тогда немец чему-то начал учиться у казаха, потому что трудно было приезжему совсем из других климатических условий выжить в степи. В Караганде, например, достаточно суровый климат.

КАЗАХИНА НЕМЕЦКОМ, НЕМЦЫНА КАЗАХСКОМ

Но самое интересное, что, приехав в казахские степи, мой дед за пару лет освоил казахский язык! Бабушка до самой смерти разговаривала на казахском и на немецком, даже русский знала меньше.
В Караганде есть села — Ендыбулакское, Каркаралинское, где до сих пор в мире и согласии живут казахи и немцы. И все знают и казахский, и немецкий! Причем, тот диалект, который был в Караганде среди волжских немцев.
А вообще, надо сказать, что Казахстану, если хотите, даже повезло: ведь сюда попали не только депортированные, сюда попали ссыльные кулаки, ссыльные казаки, лучшие представители еврейской интеллигенции. К примеру, в послевоенные годы профессорско-преподавательский состав Карагандинского медицинского института на 95 процентов состоял из эвакуированных в годы Великой Отечественной работников Днепропетровского мединститута (а это в основном были евреи); казахстанская Магнитка, казахстанская 3-я угольная кочегарка — Караганда, это все — эвакуированные украинцы, русские, депортированные немцы и казахи. И вот такая смесь в Казахстане в 90-е годы позволила нам, уже жителям суверенной Республики Казахстан, далеко рвануть вперед. Потому что оставались люди те, которые знали как работать, трудиться.
Казахи дали депортированным не только хлеб с кровом, но возможность сохраниться как этнос, а это — самое главное!
Вспомним отца нашего Президента — он ведь тоже приютил депортированных. Это из истории, это исторические факты. Уверен, что наш Президент таким человеком стал потому, что получил такое воспитание в семье, а иначе всё было бы по-другому.
То есть уже тогда казахи проявляли толерантность! А сейчас наша модель межнационального согласия — на устах в мировом сообществе.

КУРТ СПАС КОРЕЙЦЕВ

— Моей свекрови было 10 лет, когда их депортировали, — присоединилась к разговору председатель корейского этнокультурного объединения «Тхоньил» Людмила Ли. — И каждый раз, когда мы собираемся, она вспоминает то время. Помнит, как их зимой везли в холодных вагонах. На каждой станции, вспоминает она, все бегом бежали — кто с котелком, кто с кружкой, за кипятком, чтобы как-то согреться. Свекровь и по сей день пьет чай только горячим.
Недавно мы разговорились с одним нашим старейшиной, он вспоминал, как в Чкалове, что в Махамбетском районе, они жили в землянках. Они рыли их, будучи 10-летними, а кто и поменьше, детьми.
Если бы не великодушное отношение казахского народа, неизвестно еще, выжили бы? Потому что коренные жители делились с корейцами буквально последним. И это в то время, когда самим казахам было нелегко. Корейцев тогда называли врагами народа, поэтому власти относились к ним с подозрением, отношения были натянутые. Но простой народ чисто по-человечески входил в эту ситуацию. Для них все прибывшие были просто люди, которые хотят жить.
Мои старейшины тоже часто вспоминают со слезами на глазах: когда их родители поздно вечером шли с работы домой, казахи в них кидали какие-то камушки. «Насколько можно ненавидеть, чтобы кидать в людей камнями?» — так поначалу думали корейцы. А однажды подняли эти «камешки», почуяли, что от них пахнет молоком — это был курт! Казахи, видя, как нелегко и голодно приходится корейцам, хоть таким образом пытались помочь! Тогда курт в прямом смысле слова спас корейцев, он был ценным лакомством.

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ БОЛГАРЫ?

— Я много разговаривал с дедушкой о том времени, мы жили вместе, — включается в работу круглого стола председатель болгарского ЭКО Юрий Кустадинчев. — Они проживали в селе Старый Крым, у них было большое хозяйство, прадед занимался табаком — большие поля, был скот. И тут однажды приходят люди и говорят: собирайтесь, уезжайте. Я сейчас представляю (не дай Бог, конечно!) — вот у тебя квартира, машина, друзья, родственники, работа, на что-то копишь, есть планы на семью. К тебе стучатся в дверь и говорят: «Здравствуйте, собирайтесь, у вас полчаса». Что ты с собой возьмешь, что заберешь? Это же ужасная трагедия для каждого человека в отдельности и для народа в общем.
По словам наших стариков, с Крыма депортировали 12 тысяч болгар. А живыми до места поселения добрались 8 тысяч, потому что многие просто не выдержали голода, холода.
У меня все спрашивают: ты председатель болгарского ЭКО, почему же у тебя в графе «национальность» записано «русский»? Я говорю: деду поставили клеймо, мол, ты враг народа, только из-за того, что болгарин. И когда дед женился на русской женщине, сказал: никаких болгар, все русские теперь. Это было сделано для того, чтобы как-то в социуме выжить. С тех пор многие молодые записаны как «русские», не зная, что они болгары.
А.Д.: Но, возвращаясь к началу разговора, хочу сказать: в те годы немецкая община выживала. Вот в 1945 году в Казахстане было 47 тысяч немцев, в 1965-м — более полумиллиона. А ведь человек размножается только там, где ему комфортно.
А самое основное — это то, что за послевоенные годы, за годы независимости людям дали возможность раскрыться, все-таки каждый хочет знать свои корни…
Ю.К.: А меня достаточно давно волнует вопрос о том, что немало молодежи не знает, почему у нас живут немцы, корейцы, болгары и другие, как они оказались здесь. Я как-то спросил друга Галымжана: говорю, знаешь ли, как я, болгарин, в Казахстане появился? Он отвечает честно: нет. И вот вообще у любого спросите — к примеру, как немцы оказались в Казахстане? Многие молодые ответят примерно так: «Ну, что-то с войной связано». А как корейцы появились? Чеченцы? Греки? К сожалению, сейчас многие не в курсе. Недавно наша молодежная группа разместила в соцсети пост на эту тему, а у нас порядка 500 подписчиков, так вот, никто не смог внятно ответить, за исключением тех, кто бывает на мероприятиях, которые проводит АНК.
И я считаю, что День благодарности даст ответ молодежи на эти вопросы.

А ТЫ ПОЧЕМУ ОСТАЛСЯ В КАЗАХСТАНЕ?

А еще, надеемся, в этом помогут видеоролики, которые мы, заводская молодежь (Юрий трудится на Атырауском НПЗ. Н.Ш.), вот-вот начнем снимать. Это будет двухминутный фильм, и в каждом мы будем задавать герою три вопроса: как зовут, как ваша семья оказалась в Казахстане, и почему вы остаетесь в Казахстане? Планируем охватить все национальности.
Надо до молодежи доносить их же языком; эти ролики будут доступны в соцсетях, на YouTube. Я считаю, что молодежь должна это знать, смотреть.
— Да, исходя из уроков истории, мы строим нашу сегодняшнюю совместную жизнь. Каким будет будущее — зависит от нас самих. За 25 лет Независимости Казахстан выработал собственную модель межэтнического взаимопонимания. Это стало возможным благодаря исторической памяти казахстанского народа. Новый день памяти — День благодарности — будет нашей данью уважения старшему поколению. Не так ли?
Ю.К.: Это правильный праздник. Он нужен для того, чтобы напомнить людям об истории, о значимости мира и согласия, чтобы мы, представители разных национальностей, могли в очередной раз все вместе встретиться и вспомнить трагические моменты. Для того, чтоб подчеркнуть, что сегодня у нас мирно, мы живем в благополучии, и чтобы сказать в очередной раз «спасибо» казахскому народу за то, что он в те годы «открыл двери» для депортированных.
Моя супруга — кореянка, тоже из семьи, депортированной в 1937 году. Я болгарин, потомок депортированных с Крыма, и мы в Казахстане встретились, создали семью. У нас подрастает сын. Меня иногда спрашивают: «Не хочешь ли ты переехать в Болгарию?». А я говорю: в какую Болгарию? Казахстан — моя родина, я и супруга моя не видим себя в другом государстве. Будем жить только в Казахстане.
А.Д.: Если б это был не Казахстан, а другой регион, то вообще бы остатки народа не сохранились. Вот Юра говорит, что все болгары стали в то время русскими. А 75 процентов браков немцев были смешанными. Немецкую половину парень или девушка практически найти не могли. Если и оставались немецкие семьи, то только потому, что были места компактного расселения, как п. Чкалов у корейцев, или как там, где я родился — в Карагандинской области.
День благодарности, думаю, будет достойным в когорте всех наших праздников — и 1 мая, День единства, и 31 мая, День памяти жертв политических репрессий, и займет свое достойное место. Потому что очень много людей смогли сохраниться как род человеческий на этой земле благодаря человечности местных жителей, доброте, участию в их судьбах.
Пан Ги Мун был приятно удивлен
Л.Л.: Да, такой день благодарности нужен, чтобы люди помнили об этих временах. Но думаю, что нам нужно вообще чаще друг друга благодарить. За мир, за дружбу, за улыбки. Казахстан — уникальное государство, в котором, благодаря политике Президента, все мы живем в мире и согласии. Вот недавно разговаривала с одним человеком из Южной Кореи, он был удивлен, когда узнал, что у нас проживают представители 130 национальностей. Как, говорит, вы все уживаетесь и дружите?
Каждый человек ищет, где ему комфортнее жить. И это не просто красивые слова. Основная масса депортированных осталась в Казахстане. Вот если бы плохо относились, все равно же искали бы возможность уехать отсюда. Но нет. Для примера: у нас, в Казахстане, выходит газета «Коре ильбо», ей 90 с лишним лет! Даже Пан Ги Мун (8-й Генеральный секретарь ООН. Н.Ш.), когда приехал на встречу с Ералы Тугжановым (заместитель Председателя Ассамблеи народа Казахстана. Н.Ш.), был в легком шоке, приятно удивлен, что такая газета-долгожитель на корейском языке в Казахстане, и до сих пор выходит! Удивился он и тому, что в Казахстане и, кстати, на всем постсоветском пространстве, работает корейский театр. Радио работает, телепередачи идут. Это тоже уникально.
Некоторые говорят: у меня две родины, кто-то говорит — у меня три родины. На самом деле все мы понимаем, что родина должна быть одна. Помню, когда старшее поколение говорило: вот бы поехать в Корею, хоть одним глазком посмотреть. Три года назад я была там. Конечно, это другая страна, другие люди, чего там греха таить, живут лучше. Но и нам, казахстанцам, есть к чему стремиться! А о том, чтобы остаться там — у меня таких мыслей вообще не было. Потому что здесь все родное. Мы строим светлое будущее для себя, для внуков. Для Казахстана.

К концу 30-х годов ХХ века Казахстан (тогда — республика в составе СССР) был почти моноэтничен. К моменту прибытия первых массовых мигрантов казахи уже почти 20 лет считали себя гражданами одной большой страны CCCР. Изменения в составе населения страны произошли, когда в результате одного из самых жестоких явлений сталинизма были депортированы в Казахстан «неблагонадежные» народы — миллионы простых людей — корейцы с Дальнего Востока, народы Кавказа и Крыма, греки, поляки и немцы. Первые такие «насильственные» мигранты прибыли в Казахстан перед второй мировой войной, следующие — отдельными этапами в 1941-1944 гг.

(Источник: edu.e-history.kz)

Надежда ШИЛЬМАН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button