Развитие социального партнерства в сфере труда
Институт социального партнерства является необходимой диалоговой площадкой, механизмом для согласования интересов работников и работодателей в социально-трудовой сфере и не только, и требует постоянного развития.
В этой связи в интересах работников территориальным объединением профсоюзов области инициировано Дополнительное соглашение №2 к областному трехстороннему соглашению между акиматом Атырауской области, территориальным объединением профсоюзов «Профсоюзный Центр Атырауской области» и областными объединениями работодателей на 2015-2017 годы.
В частности, внесены изменения по защите социально уязвимой категории работников, которая предусматривает при высвобождении работников предоставление предпочтений в оставлении на работе такой категории работников, как единственные кормильцы, лица, у которых нет других членов семьи с самостоятельным заработком и лица, получившие увечья или профессиональное заболевание на производстве, при равной производительности труда и квалификации.
Вместе с тем, предусмотрены положения, которые позволят реализовать меры по обеспечению условий для деятельности профсоюзов (безвозмездное предоставление и содержание кабинета, оргтехника, средства связи) — по мере экономической возможности предприятия.
Предусмотрена обязанность работодателя обеспечить прохождение студентами производственных практик и принимать меры по созданию необходимых условий для этого, в случае проявления инициативы со стороны учебных заведений области.
Соглашением также предусматривается запрет на требование работодателями от граждан справок о наличии судимости и запрет на отказ в приеме на работу лиц с погашенной либо снятой судимостью, за исключением случаев, которые в соответствии с законодательством РК устанавливаются для соответствующих видов трудовой деятельности (в сфере образования, воспитания и развития, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, государственной службы, правоохранительной деятельности).
Необходимость этих положений диктуется тем, что некоторые работодатели необоснованно запрашивают справки о судимости и при их наличии отказывают в трудоустройстве, несмотря на то, что судимость снята или погашена. В числе кандидатов есть люди, которые по незначительным правонарушениям были осуждены (за хулиганство, незаконную ловлю рыбы без соответствующего разрешения и пр.), и судимость давно погашена, но сведения о привлечении постоянно указываются в соответствующих справках. Поэтому работодатель еще подумает перед тем, как принять какое-либо решение, тем более, что нарушение соглашения для работодателей грозит серьезным штрафом.
Кроме того, внесены изменения, касающиеся организации работодателями празднования Дня труда, что повлияет на формирование положительного отношения молодежи к труду и стимулирование производительности труда.Социальные партнеры также согласились с такими предложенными мерами, как стремление обеспечить соответствующий рост среднемесячной заработной платы для работников, чей доход не превышает трехкратный размер минимальной заработной платы не ниже уровня инфляции, а также способствование созданию в организациях производственных советов по безопасности и охране труда.
Несмотря на то, что новый Трудовой кодекс предусматривает обязательное и последовательное рассмотрение индивидуальных трудовых споров сначала в согласительных комиссиях, а потом уже в суде, на предприятиях наблюдается тупиковая ситуация, когда согласительные комиссии не созданы, и реализация права на обжалование не обеспечивается. В результате их отсутствия работники лишаются возможности своевременного обжалования, а если и будут созданы, создается риск пропуска срока обжалования из-за подобной волокиты, не говоря уже о правовой грамотности членов согласительных комиссий. В этой связи обязанности сторон дополнены положениями, которые обязывают работодателей продолжать работу по созданию согласительных комиссий, а также обеспечить обучение основам трудового законодательства членов комиссий и соответствующее их финансирование.
Хотелось бы отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 154 Трудового кодекса РК, действие регионального соглашения распространяется на местные исполнительные органы, работодателей, работников и их представителей соответствующей административно-территориальной единицы. Очень важной и наиболее эффективной формой социального партнерства в сегодняшних условиях является заключение в организациях коллективных договоров, содействующих улучшению социального партнерства в сфере труда между работниками и работодателями. Как показывает опыт, основная причина отсутствия на предприятии коллективного договора заключается в слабой инициативности самих работников.
Локальное регулирование трудовых отношений в негосударственном секторе экономики в результате отсутствия профсоюзов и других независимых представителей работников полностью находится под контролем работодателей. Именно на этих предприятиях допускается большинство нарушений в области охраны труда, в вопросах найма, увольнения, оплаты труда и прочее. В результате все важные решения в сфере труда принимаются работодателем в одностороннем порядке, без учета мнения работников. Профсоюзным комитетам и другим представителям работников необходимо активно вносить предложения по включению в коллективные договора мероприятий, позволяющих подготовиться на случай массового высвобождения работников на предприятии.
Так, по инициативе территориального объединения профсоюзов в декабре 2015 года были внесены изменения и дополнения в областное соглашение о социальном партнерстве между акиматом Атырауской области, областными объединениями работодателей и работниками на 2015-2017 годы. Так, в случае снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекших ухудшение экономического состояния, работодатели обязаны принять меры по минимизации сокращения рабочих мест за счет выполнения таких мер, как перевод работника без его согласия на другую работу, не противопоказанную по состоянию здоровья, приостановление приема кадров на временную работу, упреждающая, своевременная переподготовка кадров и перевод на освобождаемые рабочие места на предприятии, отказ от совмещения должностей, сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни, поручить данные работы кандидатам, подлежащим сокращению, а также сохранить рабочие места, переводя кандидатов, подлежащих сокращению, с их согласия на неполный рабочий день (неделю) путем уменьшения (сокращения) нормы продолжительности ежедневной (еженедельной) работы (рабочей смены) и сокращение административно-управленческих расходов.
Перед принятием решений о высвобождении кандидатов, подлежащих сокращению, и об изменении условий труда работодатели предоставляют профессиональному союзу предприятия за 30 дней проекты решений (приказов) и обоснование по нему для получения соответствующего мотивированного мнения первичного профсоюза. Профсоюзы, в свою очередь, должны в интересах работников мотивированно возражать, при необходимости привлекать специалистов, истребовать дополнительные документы от работодателя, т.е. работники имеют возможность самим убедиться в правильности действий работодателя и при необоснованности возразить мотивированным мнением.
В настоящее время решение многих социальных проблем осуществляется на договорной основе. Социальное партнерство, как особый тип общественных, в частности, социально-трудовых отношений, обеспечивает баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества и составляет основу их социальных отношений, свойственных социальному государству.
Саламат ЕЛЕМАНОВ,
заместитель председателя территориального объединения профсоюзов «Профсоюзный центр Атырауской области»