Разговор по душам и о душе
Прежде чем представить очередного гостя, хотим сказать несколько слов о том, что предшествовало нашей сегодняшней с ним встрече.
В этом году самый главный праздник православных христиан – Светлую Пасху — Православная церковь будет отмечать 1 мая. Праздник из числа переходящих, и в нынешнем году он интересно и, на наш взгляд, символично, совпадает с Днем единства народа Казахстана.
Это событие и послужило замечательным поводом пригласить к нам нашего сегодняшнего гостя, чтобы поговорить о духовности, мире, о сплоченности общества. Итак, встречайте: настоятель Атырауского собора Успения Божьей матери отец Михаил.
— Отец Михаил, в преддверии Светлой Пасхи, конечно, первый вопрос связан с этим праздником: какое значение имеет он для верующих и вообще для общества?
— Пасха — Воскресение Христово имеет для христиан большое значение. Это главный праздник для верующих. Вся христианская вера основывается на том, что Господь на третий день воскрес из мертвых. Как говорил Апостол Петр, «Если Господь не воскреснет, то и вера наша тщетна».
Главное — надо понять смысл этого праздника: для чего Господь принял мучения на кресте. Надо понимать, что он принял на себя все людские грехи и избавил род человеческий от работы дьяволу. Пролив свою кровь на кресте, Господь пострадал за всех грешников и в конечном итоге за грех всего человечества расплатился невинный человек — сын божий. И сила Господа в том, как поется в песнопении: «Отправившись на тот свет, он вернулся». Для верующих Пасха – это символ победы жизни над смертью, начала нового просветленного пути.
— Отец Михаил, могут ли печь куличи и красить яйца не христиане или неверующие люди?
— А почему нет? Это не возбраняется. Раздавать куличи и крашеные яйца — это своего рода милостыня, которую вы подаете просящим.
— Скажите, как настоятелю храма, с какими проблемами вам приходится сталкиваться?
— С самыми разными. Если говорить о мирской жизни, то, например, самая насущная проблема — это вода вокруг собора после ливневых дождей. Мы каждый год вынуждены заниматься откачкой воды.
— А местные власти помогают вам справиться с этим?
— Да, в такие моменты местные власти нам оказывают содействие.
— Тогда следующий вопрос: а какие у Вас отношения с местными властями?
— Хорошие. Они всячески нам помогают. Вот, например, у нас есть Воскресная школа при храме. И недавно среди воспитанников Воскресной школы мы проводили спартакиаду, посвященную 25-летию образования Уральской Епархии, и акимат нам посодействовал в выделении спортивного зала; много других примеров. Также рукводители области, города всегда посещают наш собор по большим праздникам.
— А с нынешним акимом области Нурланом Ногаевым вы уже знакомы?
— Нет, пока нам такой возможности не представилось. Но вот, думаю, на празднике Светлой Пасхи увидимся. Мы приглашаем гостей, как это происходит ежегодно, и мы надеемся, что он посетит наш храм, чтобы поздравить атыраусцев со Светлой Пасхой. Также ожидается приезд нашего правящего владыки Уральской Епархии Антония.
— Конечно, церковь — это не только стены. Расскажите, за счёт чего финансируется храм, да и, собственно, весь институт Православной церкви в Атырау?
— Церковь живет за счет пожертвований прихожан. Ведь она тоже должна оплачивать комуслуги и содержать себя.
— А есть ли в храме штатные сотрудники? Получают ли они зарплату, включая Вас? Есть ли у Вас отпуск?
— Конечно, как и у всех работающих граждан нашей страны. Также наравне со всеми мы платим налоги и делаем пенсионные отчисления. В штате у нас примерно 25 человек. Что касается зарплаты, то при храме есть церковный совет, в который входят священники, председатель совета, и мы сообща принимаем решение, кто какое вознаграждение должен получить. Настоятель храма, хоть и руководитель, но не имеет права единолично принимать решение. Отпуск у служителей церкви, как и у всех, 30 дней. Но у священников есть установленные правила еще Ветхого завета. Это череда служения.
Есть ли мода
на религию?
— Отец Михаил, ни для кого не секрет, что сегодня принято крестить детей даже в семьях, которые до этого священного акта ни разу за свою осознанную жизнь не посещали церковь. Как Вы относитесь к такой «моде»?
— «Кому Церковь — не Мать, тому Бог — не Отец», — так говорили Святые Отцы. Они настаивали на участии человека в Церковной жизни с момента духовного рождения. Церковь призывает нас ответственно подходить к каждому шагу нашей жизни. Родители несут ответственность перед Богом не только за себя, но и за своих деток, поэтому к Таинству Крещения и их Церковной жизни нужно подходить с особым осмыслением и ответственностью. Неосведомленность в этой проблеме или желание убедиться в своем правильном выборе порождают один и тот же вопрос: зачем нужно крещение? Уже само решение человека о том, чтобы принять крещение или крестить своих детей, является результатом благодатного действия Бога.
В крещении происходит его глубокое внутреннее перерождение, и новое, неизъяснимое чувство принадлежности к Церкви наполняет его жизнь духовным смыслом. В крещении человек получает приглашение от Бога и слышит Его призыв. Важно понимать смысл этого священного таинства и не воспринимать его как обычную дань моде или традицию.
— Раз уж мы заговорили о крещении, хочу задать Вам вопрос, как выбирают крестных родителей, и кто не может быть крёстным в принципе?
— Крёстными должны быть православные христиане. Они не могут быть другой веры или атеистами, потому что главная обязанность крёстного — помогать ребёнку вырасти в православной вере. Крёстный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием. А крёстными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крёстными у одного ребенка. Все остальные родственники — бабушки, тети и даже старшие братья и сёстры могут быть крёстными. Кстати, беременная и незамужняя женщина может быть крёстной и мальчиков, и девочек — не слушайте суеверные мнения!
— Много ли прихожан в Успенском храме?
— В общей сложности церковь посещают около 10 тысяч горожан. Это в основном в большие праздники или на отпевании покойника.
А если говорить о постоянных верующих, которые приходят каждые выходные на богослужение, живут церковной жизнью, участвуют во всех религиозных праздниках, то их меньше — около двух тысяч прихожан.
— А с чего, по-вашему, вообще должно начинаться духовное воспитание?
— С воспитания самих родителей. Когда перед лицом ребенка — положительный пример его родителей, то он сам будет следовать ему.
О жизни мирской
— Завершая «рабочую» часть нашего разговора, я хочу спросить Вас вот о чём: я знаю массу людей, которые внутри себя чувствуют верующими, но в храм не ходят. Это нормально?
— Нет, это неправильно. Нужно помнить, что, приходя в храм, человек приходит к Богу! Кроме того, полезно периодически поговорить со священником, который ответит на вопросы и тем самым поможет разобраться в себе и своих проблемах, которые есть практически у любого человека. Я не раз встречал таких людей, говорил с ними. И при разговоре понимал: а Бога-то в душе и нет. Некоторые люди просто прикрываются верой. Но нужно помнить, что священника обмануть легко, а Бога не обманешь.
— А может ли храм посещать неверующий человек или, скажем, другой нации, религии?
— Может. Наш собор посещают не только русские, но и представители других национальностей. Для Господа нет наций, и Он не спросит: ты крещеный или нет, православный или мусульманин. Прежде всего, он в свое время у каждого из нас спросит: жил ли ты при жизни по-человечески в отношении других людей? Плел ли интриги, завидовал, имел ли плохие мысли, относился ли ты с пониманием, состраданием? В рай ведь попадают не только верующие люди, но и те, кто жил по-человечески.
Бог помог и чудо
— Расскажите немного о себе. Откуда вы родом, в какой семье воспитывались, где учились?
— В миру я Михаил Соколов, мне 31 год. Родился и учился в Атырау. Окончил казахско-турецкий лицей, после учился в Атырауском университете имени Х. Досмухамедова на факультете иностранных языков. По специальности я переводчик-референт. Маму зовут Марина, она работала в детском саду, сейчас сидит дома. Папа Аркадий, родом из Украины, работал на заводе. Его уже нет с нами. Еще есть младший брат Гелий, он уже тоже женат.
— Когда Вы решили стать священнослужителем?
— Еще учась в школе, я стал посещать храм. И когда я оканчивал школу, решил для себя, что буду служить в церкви. Тогда мои родители сказали мне, что я в любом случае должен получить светское образование, и надо сказать, что мне это сейчас очень помогает.
— Вы семейный человек?
— Да, у меня есть семья. Супругу зовут Наталья, она работает координатором в одной иностранной компании. Растут два сына — Савва и Аркадий. Живем в обычной трехкомнатной квартире в Авангарде.
У нас с супругой почти 8 лет не было детей, и первый сын Савва родился благодаря чуду. Я молился преподобному Савве, и в своей молитве пообещал, что если родится сын, назову в его честь. И это чудо произошло.
— А ваши дети, повзрослев, будут иметь право выбора? Или они обязательно должны быть священнослужителями?
— Нет, настаивать на том, чтобы они, как и я, служили в церкви, не буду. Это будет их выбор. Но если они изъявят желание продолжить мой путь, то я их в этом поддержу.
— Вы водите машину, пользуетесь сотовым телефоном, компьютером. Вам это можно?
— Нам это не запрещается. Это помогает в работе. Но опять-таки, все зависит от того, как пользоваться современными гаджетами. Телефон у меня только для связи, а компьютер, чтобы вести сайт церкви. Но я не сижу в социальных сетях и не посещаю другие сайты. Мои дети пока маленькие, но когда немного повзрослеют, тоже будут иметь определенные ограничения.
— Отец Михаил, в завершении нашей сегодняшней встречи, что Вы пожелаете нашим читателям?
— Прежде всего, в преддверии Светлой Пасхи и Дня единства народа Казахстана хочу пожелать, чтобы каждый из нас, оглянувшись на свою жизнь, делал выводы и старался исправить свои не очень хорошие поступки. Чтобы ценили свое время — очень часто мы этого не делаем, и по этой причине самое важное в своей жизни оставляем на потом. А также чтобы никакие обстоятельства не позволили усомниться в том, что вам это не по силам, что Бог кого-то оставил. Пусть в каждом из нас будет больше Любви, ибо Бог — это любовь.
И ещё: самое главное верить в крепость и единство нашего общества. Хотелось бы, чтобы мы об этом помнили всегда!
Анжелика КИМ