Общество

РАБОТАЙ ЧЕСТНО, И ПРОБЛЕМ НЕ БУДЕТ

Ежедневно, когда очень спешим, мы пользуемся услугами такси, абсолютно не задумываясь над тем, кто сидит за рулем — опытный водитель или юнец, у которого и вовсе нет достаточного опыта вождения.

Раньше такого обилия водителей, занимающихся частным извозом, как сейчас, не было. В городе были один таксомоторный и автобусный парки. Многие водители тогда желали бы работать на этих предприятиях, куда было не так-то просто попасть. Потому что у транспортников и социальный пакет был неплохой, даже был свой детский лагерь «Автомобилист», были общежития для рабочих, строилось жилье для своих работников. А пассажиры, зная о том, что водители перед рейсом проходят обязательный медосмотр, да и транспорт перед выходом в рейс также подвергался осмотру, всегда были уверены в своей безопасности. Да и обязательные билеты за проезд были гарантом того, что деньги идут не в чей-то карман, а в государственную казну. Без общественного транспорта, такси вообще уже невозможно представить нашу жизнь и потому с ликвидацией предприятий эта ниша быстро заполнилась. Если в общественном транспорте на всех распространяется одна плата в размере 50 тенге и 25 тенге для пенсионеров, то в размере оплаты за такси полная неразбериха, а если быть точнее — полная свобода для извозчиков. Плата варьируется от 400 тенге и выше, и это в черте города, вне зависимости от того — вызов вы сделаете по телефону или поймаете такси на дороге.

Из личного недавнего примера. Конечная остановка в Жилгородке. Подхожу к первому попавшемуся из вереницы частных такси, среди которых и с чашечками и без них, и прошу довезти до конечной остановки Авангарда. Меня культурно направляют к стоявшему в цепочке первым, так как здесь тоже своя очередность. На вопрос, сколько это будет стоить, слышу: «700 тенге».

«Но ведь здесь же ничего не стоит переехать — через мост у Дома культуры, и мы в Авангарде, причем это же не ночь, а день, почему так дорого?» — удивилась я.

Мужчина невозмутимо стоял на своем: «Вы спросили, я вам ответил. Не хотите, не езжайте».

Тут один из водителей, мужчина лет 50, этой же вереницы такси, подзывает и предлагает отвезти за 500. «Спасибо и на этом, и все равно очень дорого», — подумала я, но, тем не менее, согласилась. В пути разговорились. Оказалось, что Сарсен из опытных водителей, чей трудовой стаж насчитывает 25 лет.

— На своем веку на разных машинах довелось поездить, и в автотэпе работал. Последним местом работы была одна строительная организация, «КамАЗ» водил, столько километров дорог исколесил, — рассказывал Сарсен. – Но, к сожалению, эта организация расформировалась, и я остался без работы. Что было делать? Я ничего другого, кроме того, как водить машину, и не умею, а переучиваться поздно, мне уже 52. Пришлось брать кредит и покупать машину, чтобы заняться частным извозом. Кредит уже выплатил, беру ежемесячный патент, с налоговой у меня никаких проблем нет. На сегодня это моя работа, которая меня и мою семью кормит. Жена учительницей работает, дети, один в институте учится, другой — в колледже. За учебу надо платить. Так что все нормально.

— Но почему же вы так дорого берете за проезд? — не успокаиваюсь я.

— А как вы хотите, 200 тенге, что ли, брать? Ведь свою машину я сам и обслуживаю, — возмутился мой собеседник. — На запчасти, на бензин — все из моего кармана. В случае простоя, если заболею, мне никто не оплатит больничный. Я бы тоже хотел работать по своей специальности в каком-то коллективе, чтобы и заработок был нормальным, стабильным, а не 30-40 тысяч, как сейчас предлагают шоферам, куда я обращался. В крупную компанию меня уже не возьмут, потому что, видите ли, возраст уже не тот, им молодые нужны. А тут я больше заработаю, да и график работы сам себе устанавливаю.

Но ни для кого не секрет, что на подобных точках такси всегда можно обнаружить и тех, кто ни о каком патенте даже и не задумывается.

— А зачем мне легализовать свою работу, мне и так неплохо, — признался один из водителей частного такси. — Я же выхожу таксовать в свободное от работы время. Днем я работаю, а вечером «подбираю» пассажиров на остановках. Лишняя копейка мне не помешает, и считаю, что ничего противоправного не делаю.

На мои рассуждения по поводу того, что надо бы о пенсии задуматься, делать пенсионные, социальные отчисления, мой собеседник только ухмыльнулся.

А ведь именно такие в будущем, когда не будет солидарной пенсии и придется рассчитывать в старости только на свои пенсионные накопления, пополнят ряды тех, кто сможет рассчитывать только на минимальную пенсию. И при этом будут кивать на государство, которое не позаботилось о них в старости. Потому что в свое время они сами не задумывались об этом.

Примерно так же рассуждают и те, кто скрывает свои доходы, уклоняясь от налогов, при этом забывая о том, что налоги от доходов — это развитие нашего города, это школы и детские сады, больницы и парки и многое другое,

По словам заместителя руководителя управления налогового комитета по городу Атырау Нурыма Мухамедиева, регулярно совместно с сотрудниками дорожно-патрульной службы проводятся рейды по выявлению незарегистрированных налогоплательщиков среди водителей, занимающихся частным извозом. Соответствующие меры при выявлении таковых к ним применяются, но и сам человек должен просто понимать, что следует быть законопослушным.

Солидарен с налоговиком и начальник отделения дорожно-патрульной полиции управления административной полиции ДВД, подполковник Талгат Марденов, который говорит:

— Проводя совместные с налоговым комитетом рейды, мы обращаем внимание на конечные остановки, точки по городу, где скапливаются легковые автомобили. Мы выявляем нарушителей по своей части, имеется в виду нарушения правил дорожного движения, и если выясняется, что он незарегистрированный налогоплательщик, как занимающийся частным извозом, то данные о нем направляются в налоговый комитет. Я считаю, что никаких проблем у человека не будет, если он, решив заниматься частным извозом, зарегистрируется в налоговом комитете как индивидуальный предприниматель, либо будет работать по патенту. То есть ему надо это узаконить. При выявлении подобных фактов часто можно слышать о незнании закона, или человек впервые выехал, чтобы подзаработать, или вовсю отрекается от того, что он занимается извозом, выдавая рядом сидящего пассажира за родственника. Но это не освобождает от ответственности, — заявил подполковник Талгат Марденов.

 

Справка «ПК»

11 октября на заседании Правительства Президент страны Нурсултан Назарбаев заявил, что статистика показывает рост малого и среднего бизнеса в стране. За два года количество индивидуальных предпринимателей выросло на 21%, тогда как налоговые поступления от них увеличились лишь на 11%. Глава государства также обратил внимание на затягивание работы по снижению объемов теневой экономики.

Наталия УРАЗГАЛИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button