Общество

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕСЯМ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА. БЕЛАРУСЬ

Собираясь в отпуск, долго решали, как добраться до родственников в Брестской области — самолетом или поездом. Из чисто экономических (от слова «экономить») соображений выбрали последнее. Правда, путь по железной дороге предстоял дальний  и логистически сложный — до Бреста надо было аж два раза пересаживаться, добираться на трех поездах — «Атырау — Астрахань», «Астрахань — Москва», «Москва — Брест». В общей сложности дорога заняла четыре дня, и пролетели они незаметно. И вот конечная цель нашего вояжа — маленький городок под Брестом, у самой белорусско-польской границы, с красивым названием Береза.

Все смотрю я в окошко, в вагонное

Доехали, можно сказать, без приключений. И по пути на себе почувствовали, как действуют новые законы и правила Таможенного союза (ТС). Никаких проверок таможенников не было и в помине. Вези хоть центнерами все, что хочешь, естественно, не криминального и если, разумеется, груз уместится в багажном отсеке под сиденьем. И что немаловажно, казахстанские и российские пограничники вели себя корректно.

«Пожалуйста, встаньте. Это ваш багаж?», — спрашивали, но открывать сумки никто не просил. Зато проверили все отсеки в купе с помощью специального прибора с зеркалом.

120908 03

Одно «но» — длительные стоянки состава на пунктах пограничного пропуска на станциях Ганюшкино и Аксарайская. Пограничники осуществляют полный контроль, дотошно проверяют документы, «прогоняют» паспортные данные пассажиров по различным базам данных. На две такие точки уходит три с половиной часа. В свое время озвучивались предложения проводить досмотр по ходу поезда. Но от идеи отказались — нередко выявляют пассажиров с просроченными документами, или которые находятся в розыске, не будешь же их высаживать в открытом поле.

Если при стоянке поезда в вагоне не работает кондиционер, можно представить, сколько неприятностей испытывают пассажиры. Мало не покажется. И надо же, нам попался именно такой проблемный вагон.

Три поезда и все разные, как по уровню сервиса, так и по состоянию вагонов. Да и отношение проводников к пассажирам — тоже разнится. Например, в поезде «Астрахань-Москва» проводник — сама предупредительность, вагон чистый, кондиционеры «пахали» и днем, и ночью, а место общественного пользования, оборудованного, кстати, по последнему слову биотехнологий, было открыто и во время длительных остановок на крупных станциях. Постельное белье выдавали пассажирам новое, льняное.

В Первопрестольной, на Белорусском вокзале, проводник поезда «Москва — Брест» не спешил запускать пассажиров и открыл дверь буквально за пять минут до отправления. На вопрос, в какое время прибудем до нужной станции, он ответил, дескать, по белорусскому времени. А какое это время — даже не посчитал нужным сообщить.

 

На дальней станции сойду, трава по пояс…

Мы приехали в Беларусь, но регистрироваться в миграционной службе нам не требовалось. С недавнего времени в рамках Таможенного союза для граждан Казахстана, России и Беларуси действуют значительные послабления — если выезжаете на срок до тридцати дней, то нет необходимости ставить штамп в регистрационной службе по месту прибытия. Проверено, что называтся, на себе — новый закон работает.

Первое, что бросилось в глаза в белорусском городе Береза — на улицах чистота. Она идеальная, нигде не увидишь даже окурка. Подобное великолепие не только в центре, но и повсюду. И второе — воздух. Он особенный. Вокруг Березы леса и поля, промышленных предприятий нет, отсюда и кислород, которым не можешь надышаться. Погода, правда, неустойчивая. То жара, то дожди круглыми сутками. В один из дней мы даже попали в жуткий ураган. В Атырау природные катаклизмы подобной силы бывают редко, а в Березе — каждые пять лет. Мощная невидимая сила с молнией и ледяным дождем вырывала здоровенные деревья с корнем. Мы на себе почувствовали ярость небесной стихии — еще чуть-чуть и летали бы над городком, как Мэри Поппинс и  даже без зонтика. Едва-едва успели зацепиться за ручку двери маленького киоска-магазина. Из-за урагана еле ее открыли. А разбушевавшаяся стихия оборвала линии электропередачи в десятках деревень, это не считая целого леса выкорчеванных деревьев. Некоторые даже упали на рельсы, из-за чего было задержано движение поездов.

 

Большие люди

Еще, на что сразу обращаешь внимание в этом городке, так это некоторая медлительность и степенность жителей Березы по сравнению с г. Атырау, где люди вечно куда-то спешат, опаздывают, даже ночью жизнь не утихает. При этом не во всех березовских магазинах обслуживают доброжелательно, приветливо. В какой магазин ни зайдешь, все по мобильному телефону разговаривают. Попадались крайне угрюмые продавцы. На просьбу посчитать стоимость товара в российских рублях они отвечали: «Это не входит в мою компетенцию». Поначалу трудно было привыкнуть к белорусским дензнакам — с многочисленными нулями. Например, сто тысяч белорусских рублей — это 1800 тенге. Один миллион белорусских рублей — чуть более ста долларов. На эти деньги можно купить два хороших костюма. В Бресте мы приехали на популярный трикотажный рынок «Старый город». Именно сюда приезжают за товаром некоторые атырауские предприниматели. Набирают трикотажные изделия и постельное белье, а потом в Казахстане накручивают цену больше в три раза от первоначальной стоимости. Челночный бизнес пока никто не отменял, каждый крутится, как может. К примеру, женский трикотажный костюм «двойка» на белорусском рынке стоит около 47 долларов, а в Атырау на него вешают ценник — 20 тысяч тенге.

К слову, в белорусских магазинах тщетно искала казахстанские товары, все забито изделиями местного и российского производства. Заработная плата в Беларуси небольшая. Большинство из представителей местного населения получает миллион с хвостиком. Побольше  зарабатывают работники правоохранительных органов и военные.  Практически элитным считается труд работников мясоперерабатывающего предприятия с солидным стажем, они зарабатывают порядка четырех миллионов. Правда, некоторую часть жалованья  выдают «бартером» — колбасой и тушенкой, то есть, все то, что сами и производят. Надо сказать, что не в обиде на государство и белорусские пенсионеры.

 

«И умолять не надо!»

Местные жители — достаточно законопослушные граждане. Водители вежливые, пешеходов пропускают. Эх, нашим бы перенять их отношение к жизни. Скорость движения автотранспортного средства в населенных пунктах — 40 км в час. Никто не устраивает гонок. В Беларуси осталось старое название милиции. И, кстати, на улицах редко можно увидеть патрульную милицейскую автомашину.

Не нарушают закон продавцы и кассиры винно-водочных отделов в магазинах. В Беларуси действует ограничение на продажу алкогольных напитков. Такой товар невозможно купить с десяти вечера до одиннадцати утра. В торговых точках висят соответствующие таблички. На одной мы увидели надпись, вызвавшую у нас недоумение. Помимо указания времени, там была приписка: «И умолять не надо!». Кассирша пояснила, что иногда выпивохи даже на коленях стоят, умоляют продать им «горилку» в неурочное время. Вот что с людьми «зеленый змий» делает!

 

Зачем хлебу «химия»?

На прилавках продовольственных магазинов — всевозможные сыры, окорока, колбасы. Все это хорошего качества. А ведь несколько лет назад в Атырау также выпускали шикарную колбасу, которая была подчас лучше привозных «собратьев». Почему бы предпринимателям не возродить колбасный бизнес? Недостатка в сырье нет, бизнес в Казахстане поддерживается.

Правда, и в белорусских продуктах стало больше появляться «химии». Всевозможные добавки также используют, к примеру, добавляют в некоторые виды хлеба для его долгой сохранности. Об этом предупреждает соответствующая этикетка.

В здешних кафе можно сытно покушать, по казахстанским меркам, достаточно недорого. Полноценный обед из трех блюд и десерта на одного едока обойдется в 400-500 тенге. Кафе не пустуют, там вовсю играют свадьбы. Как, впрочем, и в Атырау.

 

Деревенские развлечения

Когда гостили у родных в деревне Тихны (несколько километров от Березы), во дворе единственного на все село магазина проводился праздник «День деревни». Отмечали хозяев лучшего двора и всех, кто в этот год был юбиляром. В их числе была и бабушка, которой «стукнуло» сто лет. Поздравляли ее представители руководства сельского округа, староста деревни. Пригласили даже артистов из другого села. Представители власти вручали сувениры и грамоты. Проводилась также беспроигрышная лотерея, а «билетики» продавали за символическую плату. Призы — красочные полиэтиленовые пакетики, растительное масло, сахар, чай, крупа. Песни и танцы были, что называется, до упаду. Праздник получился теплым и сердечным. Я заметила, что некоторые молодые люди то и дело «ныряли» в магазинчик и выходили оттуда с бутылками горячительных напитков, которые не прятали. Потом они продолжили отмечать в своих домах. Все было спокойно — без скандалов и мордобития.

 

Идет коза рогатая

В Беларуси до сих пор действуют совхозы. Создают и акционерные общества, частные производства. Тем не менее, государственные предприятия превалируют. Еще одна отличительная особенность — сельчане неохотно держат крупный рогатый скот, отдавая предпочтение козам. Если раньше в деревне Тихны корову, а то и две, держали в каждом доме, то сейчас на все большое село остались лишь две буренки. Говорят, возни много, корма надо заготавливать, а это все очень дорого.

Брошенных домов с бурьяном выше головы в селах немало. Кто-то из прежних обитателей ушел в мир иной, кто-то подался в город. Но есть и другая сторона — люди с солидным достатком активно строят особняки в деревнях, возводят виллы для летнего отдыха. Оно стоит того, рядом лес с грибами и ягодами, чистый воздух.

 

«Свои» вернулись…

Возвращались домой в Атырау также с пересадкой в Москве. В Беларуси мы купили билеты на скорый поезд «Москва-Душанбе», который останавливается как раз на нашей станции. В купе таджикского поезда все багажные отсеки оказались забиты чьими-то сумками и баулами, хотя в купе, кроме нас, других пассажиров не было.

«Куда же нам поместить свои чемоданы?», — обратились мы к проводнику. Тот театрально вскинул руки: «Ничего-ничего, сейчас все устроим, все будет хорошо». Когда поезд прибыл на станцию Ганюшкино, пограничник, зайдя в купе, спросил, откуда и куда едем. Мы поздоровались на казахском языке. Он увидел у нас в руках паспорта синего цвета.

— А, атырауские, — и тепло добавил: — Свои…

 

Светлана НОВАК,

Атырау — Астрахань — Москва — Брест — Атырау, фото автора

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button