Психологический приём мошенника
В Прикаспии не прекращаются случаи обращения в полицию пострадавших от хитрых схем интернет-злоумышленников. На днях преступники облапошили очередную жертву, мужчина перевел им почти 400 тыс. тенге, о чем написал в своем заявлении в управление полиции города Атырау. А на днях виртуальные мошенники позвонили двум моим коллегам. В одном случае молодой женский голос с ревом верещал о том, что, дескать, она – ее дочь и попала в больницу, нужны деньги. В другой раз аферист стращал, якобы некая мадам пытается на нее оформить огромный кредит, и слово за слово старался выманить ценную информацию, которая помогла бы ему провернуть аферу со снятием денег с чужой карты.
«Дочка» и «полицейский» – аферисты с большой дороги
В начале разговора коллега сразу поняла, в чем дело, но вступила в диалог, дабы хорошенько помотать нервы невидимому бандиту, который представился сотрудником полиции.
– Нам нужно подтвердить вашу личность.
– Сами знаете, кому звоните, сказали же, что у вас есть мое удостоверение личности.
– Вы используете онлайн личный кабинет в телефоне, – строго продолжил липовый страж правопорядка, будто не слыша ее ответ.
– Нет, – ответила коллега. На другом конце телефона послышался вздох и следом звук, похожий на чавканье.
– Можете, пожалуйста, уточнить, услугами каких банков пользуетесь? Мы должны понимать, куда подавать запрос о факте мошенничества, где фигурируют ваши документы, – нетерпеливым тоном продолжил он.
– Если вы, молодой человек, видите мое удостоверение, то у вас должна быть и информация о банке, в котором я обслуживаюсь.
– Послушайте, мы должны понимать, в какие организации нам надо отправлять запрос, – голос «полицейского» уже повысился и стал с нотками раздражения. – На вас оформлена заявка на кредит в размере трех миллионов тенге. Вы теряли удостоверение личности?
– Ничего я не теряла.
– Вы можете визуально удостовериться в том, что оно при вас?
– Да, при мне.
– Вы брали кредит в банке? В микрокредитной организации?
– Нет.
– Нам с вами нужно составить протокол на отмену всех неправовых действий, чтобы банку проще было с вами разбираться, заполнить страховой акт, в случае чего, если на вас смогут оформить кредит, то страховочная фирма покроет ущерб в полном объеме. Чтобы вам потом не пришлось выплачивать эти кредиты.
– Дайте ваш номер телефона, мой сын вам позвонит, он работает в надзирающем органе.
– Мне запрещено разглашать информацию третьим лицам.
Терпение у коллеги лопнуло, и она прекратила разговор.
Второй коллеге мошенница позвонила на рабочий телефон.
– Мама, мама, я в больнице. Меня срочно привезли, срочно помощь нужна, – простонала в трубку аферистка.
– Вы кто? Как вас зовут, – наша сотрудница подвох сразу поняла, так как ее дети никогда не звонят на работу, да и голос незнакомый.
– Тебе сейчас до этого что ли, мне плохо, помощь нужна, а ты спрашиваешь, такие глупые вопросы задаешь, – с укоризной заявила «дочка».
Ну что тут скажешь? То ли послать на три популярные в народе буквы, то ли вообще в контакт не вступать. Но ведь находятся люди, которых бессовестные мошенники дурят на большие деньги. Недавно одного доверчивого жителя Атырау кинули на несколько сотен тенге. Достать реальным полицейским виртуальных мошенников непросто, некоторые жертвы, которых обманули на миллионы тенге, в душе даже ни на что не надеются. Хотя найти аферистов удается редко, все-таки отчаиваться не надо.
По словам начальника отдела по расследованию преступлений против собственности следственного управления ДП Атырауской области подполковника полиции Жасулана Мукашева, подавляющее большинство случаев интернет-мошенничества в Атырау – это аферы в отношении людей, совершивших предоплату за товары или услуги через интернет, то есть 314, и ничего не получивших. Еще были десятки фактов мошенничеств с оформлением онлайн-кредитов, с созданием поддельных аккаунтов под чужим именем.
Вот примеры. 22-летний житель Атырау позвонил горожанину и представился сотрудником банка. Он выманил у него нужную информацию, в том числе ИИН, пароль банковского счета, код, и оформил товарные кредиты на него, причинив ущерб на сумму 1 млн 70 тыс. тенге. Аферист осужден к лишению свободы на 5 лет 6 месяцев.
Другой мошенник присвоил 500 тысяч тенге за продажу несуществующего дома. Супружескую пару из Атырау обманул мошенник, к которому они обратились через объявление на сайте с целью купить жилье. Мошенник, разместивший в интернете ложное сообщение о том, что срочно продает свой дом, предложив доступную цену, попросил у супругов залог в размере 500 тысяч тенге, чтобы он не продал дом другим лицам. Потерпевшие, перечислившие деньги, обратились в полицию, когда поняли, что их обманули. Полиция Атырау установила и задержала подозреваемого в городе Актау. Мошенник использовал денежные переводы с различных банковских счетов. В ходе следствия выяснилось, что он причастен и к другим преступлениям интернет-мошенничества. В настоящее время продолжаются следственные действия в соответствии со статьей 190 Уголовного кодекса РК. Потерпевший поблагодарил полицейских, которые помогли ему вернуть деньги, и призвал всех остерегаться мошенников.
Какие психологические приёмы используют мошенники
Расклад о том, как сберечь свои деньги, представляет Fingramota.kz. Да, нужно повышать финансовую грамотность, время нынче такое.
Так каков стереотипный портрет мошенника? Обычно это человек с низким эмоциональным интеллектом и не способный вникнуть в чувства другого человека. Однако недостаток эмпатии не мешает им манипулировать другими людьми. Они – хорошие психологи, часто обаятельны, легко втираются в доверие граждан, вызывая их симпатию или сочувствие.
Также мошенники – отличные ораторы, они точно знают, какие словесные конструкции нужно использовать в тот или иной момент, с какой интонацией говорить и какой посыл вкладывать. К примеру, гражданам сообщают об оформленном без их участия кредите или переводе денежных средств. Жертва пугается, на время теряет способность рационально мыслить, и здесь «заботливый» собеседник говорит, что может помочь – просто надо сообщить данные, а дальше якобы банк во всем разберется.
Часто мошенники играют на желании людей быстро разбогатеть, особенно в наше время, когда вокруг так много мотивационных бизнес-курсов. Аферисты требуют решения здесь и сейчас – нет времени думать, говорят жертве, иначе вы упустите свой шанс навсегда. И потом люди вкладывают деньги в сомнительные организации или берут займы у «черных кредиторов».
На людей солидного возраста действует распространенная психологическая техника – давление авторитетом. Пенсионеры в большинстве своем привыкли доверять госорганам и полиции, поэтому если к ним обратится человек, представившийся сотрудником КНБ, ему поверят. И откликнутся на просьбу помочь представителю власти в поимке опасного преступника, для чего нужно передать деньги или сообщить конфиденциальные данные. Если человек засомневается, ему начнут угрожать уголовной ответственностью за препятствование государственной спецоперации. Нельзя также забывать о том, что мошенники становятся все искуснее с развитием интернета и IT-технологий – они исследуют все нововведения, чтобы применить их в своих корыстных целях.
Вычисляем афериста
Мошенники всегда первыми вступают с вами в контакт. Они инициируют звонок или пишут посредством социальных сетей и предлагают заманчивые предложения или, играя на вашей доверчивости и страхе, выманивают денежные средства. Не относитесь легкомысленно к таким звонкам и сообщениям.
Далее. Разговор с мошенниками всегда крутится вокруг финансов. Злоумышленники представляются сотрудниками банка, госучреждений или крупных магазинов, но всегда их разговор с вами касается денег. Конечно, нельзя на 100% точно определить, мошенник ли вам позвонил, но будьте бдительны и не верьте на слово незнакомцам, когда дело касается денег.
Еще один признак. Они просят сообщить конфиденциальную информацию. Ни один сотрудник банка или представитель правоохранительных органов не будет требовать от вас реквизиты платежных карт, пароли и CVV-код. Это строго запрещено их служебной этикой. Поэтому ни в коем случае не делитесь личной информацией с посторонними, как бы они вас ни запугивали.
Злоумышленники выводят на разные эмоции. Мошенники, как мы уже разобрались, знакомы с человеческой психологией, поэтому будут давить на все болевые точки и выводить из равновесия. Не теряйте голову и лучше сами позвоните в контакт-центр банка или госорган, чтобы уточнить детали.
Вас торопят с принятием решения. Мошенники специально ставят своих жертв в ситуацию, когда у нее нет времени на раздумья. Сделайте сейчас либо пожалеете – таков посыл аферистов, потому что они знают, что в состоянии шока человек теряется. Если вас торопят и к чему-то принуждают незнакомцы, лучше поставьте разговор на паузу и обдумайте ситуацию. Вы всегда можете перезвонить в случае необходимости.
Сильная защита
Подобьем способы защиты. Итак, не забывайте о важности критического мышления – разговаривая с незнакомыми людьми, не позволяйте им давить на эмоции, анализируйте их слова и поступки. Помните, что вы ничего им не должны и имеете право не отвечать или уйти.
Не полагайтесь на свою уверенность – есть исследования, которые говорят, что излишняя уверенность только повышает риск стать жертвой мошенников. Вы не можете знать все схемы аферистов и их приемы, поэтому будьте осторожны и бдительны.
Никогда не отвечайте сразу, берите время подумать – вас могут уверять, что предложение сгорит через пару минут, но это не так. Если вам предлагают действительно что-то стоящее, то оно точно не будет действовать такой короткий промежуток времени.
Всегда советуйтесь с близкими, которым доверяете – со стороны ситуация может выглядеть не такой пугающей или однозначной. И вы можете получить ценный совет, который сбережет ваши деньги и нервы. Кроме того, человеку вне вашей ситуации проще анализировать, и он быстрее заметит опасность.
Не разговаривайте с людьми, которые настойчиво вам что-то предлагают – лучше вежливо им откажите. Скажите, например, «мне нужно обсудить это с сестрой» – так вы и не отказали напрямую, но и разговор закончили.
Не позволяйте на вас эмоционально давить – помните, что квалифицированные работники и должностные лица никогда не позволят себе играть на ваших чувствах. Они действуют по устойчивому алгоритму, и отступление от него может дорого им обойтись. А когда якобы сотрудник банка угрожает вам или выводит на эмоции – это знак, что разговор нужно прерывать, и перед вами, скорее всего, мошенник.
Задайте конкретные вопросы и предупреждайте, что записываете – не бойтесь узнать данные того, кто звонит, адрес его работы, должность, а также детали ситуации, по которой вам позвонили. К тому же, запись ответов не только испугает мошенников, но и поможет вам активировать свои аналитические навыки, которые отступили перед эмоциями, на которые начали давить, рекомендует Fingramota.kz.
Как фишинг может стать финишом для преступника
Дошло до того, что мошенники стали предлагать фейковые субсидии. В WhatsApp распространилась ссылка-приглашение принять участие в опросе и получить субсидии от одной из авиакомпаний. Выяснилось, что это – старый фейк, который ранее уже «гулял» в разных странах, якобы предлагается крупная сумма денег за прохождение онлайн-опроса. Тогда портал FactCheck.kg предупреждал о том, что это фишинг, а домен сайта, на котором размещен опрос, принадлежит не авиакомпании, а некой китайской организации. Распространяемая очередная рассылка о субсидиях – также липа. Ни текст опроса, ни содержание комментариев под ним не изменились. На официальном сайте авиакомпании нет никакой информации о розыгрыше в честь ее 78-летия. А государственные субсидии, о которых идет речь в рассылке, может выплачивать исключительно государство, а не частная авиакомпания, которая не имеет отношения к Казахстану. Самолеты этой авиакомпании не совершают рейсы в нашу страну.
Из всего этого следует, что верить распространяемой рассылке нельзя, предупреждает FactCheck.kg Подобные предложения выплат или крупных выигрышей – дело рук мошенников, использующих социальную инженерию и фишинг для доступа к персональным данным пользователей.
Интернет-мошенники чаще всего создают так называемые фишинговые сайты, с помощью которых обманывают ничего не подозревающих пользователей. По информации Stopfake.kz, фишинг – это одна из разновидностей социальной инженерии, по сути являющаяся интернет-мошенничеством. Ее цель – заполучить конфиденциальную информацию о пользователях сети – логины и пароли от приватных аккаунтов, персональные данные, данные платежных карт и даже номера удостоверений личности, паспортов и других документов.
Чаще всего фишинговые сайты маскируются под интернет-платформы известных магазинов, ресторанов, крупных банков или даже сайты государственных организаций. Пользователей заманивают на такие ресурсы-двойники, прислав им, к примеру, письмо от имени интернет-магазина с сообщением о начислении дополнительных бонусов. Другой вариант – размещение в социальных сетях рекламы от имени известного бренда. Как правило, такие объявления обещают дорогие призы, денежное вознаграждение или небывалые скидки за выполнение простейших задач, к примеру, прохождение опроса. Под рекламным постом обязательно есть ссылка, по которой и предлагают пройти пользователям. Человек переходит на сайт и видит поля, в которые «необходимо» внести личные данные или данные платежной карты. Чаще всего пользователь уверен, что сообщает информацию проверенному источнику – интернет-магазину, в котором уже не первый год совершает покупки, или же банку, услугами которого пользуется с незапамятных времен.
На самом же деле введенную информацию в режиме реального времени видят мошенники. Как только они ее получили, они могут снять все деньги с вашей карты, использовать ваши личные аккаунты в социальных сетях для обмана ваших друзей или шантажа.
Как понять, что действует фишинговый сайт? Внимательно изучите адресную строку, кликнув на нее мышкой. Если перед адресом самого сайта есть значок закрытого замка и буквы https – ваше соединение с сервером сайта зашифровано. Однако в последнее время соединение подобного рода может быть и на фишинговых ресурсах. Проверьте адрес самого сайта. Мошенники часто маскируют их, добавив лишнюю букву или символ. Также может отличаться домен. К примеру, .org вместо .com. Если вы не помните оригинальный адрес нужного вам ресурса, найдите его в поисковике и сравните. Обратите внимание на дизайн интернет-платформы. Поскольку разработка сайта – дело весьма затратное и требует кропотливой работы, мошенники часто на этом экономят. Орфографические ошибки, картинки с низким разрешением, чересчур примитивный дизайн и неработающие кнопки могут быть признаком фишингового сайта. При оплате покупок или услуг онлайн вас обязательно должно «перекинуть» на страницу безопасного платежного шлюза, то есть на отдельную страницу с новым URL-адресом. На ней обязательно должна быть возможность оплаты популярными способами, такими как Visa Secure, MasterCard SecureCode и другими. Также на странице обязательно должны быть размещены активные логотипы этих сервисов. Важно, чтобы они были кликабельны и вели на официальные страницы самих систем.
Как еще можно себя обезопасить? Во-первых, ни в коем случае не открывать никаких ссылок из писем от неизвестных или сомнительных отправителей, не переходить по неизвестным ссылкам в сообщениях в социальных сетях и мессенджерах, а также во всплывающих окнах. Во-вторых, специалисты рекомендуют завести отдельную карту для онлайн-шопинга. Переводить на нее нужно лишь необходимую сумму непосредственно перед покупкой.
Помните, ваша безопасность – от вашей внимательности и настороженности.
Подготовила Светлана НОВАК