Общество

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Для вхождения в число 30 самых развитых стран мира Главой государства обозначены 100 конкретных шагов по реализации 5 главных реформ.

За годы нашей независимости не было такого масштабного изменения национального законодательства, которое открывает путь к достижению нашей казахстанской мечты — стать одной из тридцати наций — лидеров ХХI века.

Реализация озвученных пяти реформ, несомненно, сформирует новые достойные условия для развития страны, экономического роста и улучшения жизни всех казахстанцев.

Первой обозначенной реформой является формирование профессионального государственного аппарата, куда относятся первые 15 шагов.

Именно профессиональные госслужащие с правильными этическо-нравственными ценностями призваны поднять на новый качественный уровень систему предоставления госуслуг населению и создать наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса инициативных граждан.

Выработан ряд концептуальных механизмов, одобренных Главой государства.

Первое новшество — это переход на карьерную модель государственной службы. В рамках этой модели впервые поступающие на государственную службу начнут свою профессиональную деятельность только с низовых должностей.

Дальнейшее карьерное продвижение будет осуществляться среди госслужащих с опытом работы на нижестоящих должностях.

Но сначала желающие поступить на госслужбу пройдут через трехступенчатый механизм отбора. Это тестирование на знание законодательства, оценка личных качеств кандидата для определения приверженности ценностям госслужбы. Финальный этап отбора — собеседование по профильным знаниям.

Одним из обязательных требований для впервые поступивших на государственную службу является установление испытательного срока.

Дальнейшее продвижение госслужащих по карьерной лестнице будет осуществляться на основе внутреннего конкурса. В конкурсах на занятие вышестоящих должностей участвуют сначала государственные служащие с опытом работы на нижестоящих должностях самого госоргана, где заполняется вакансия.

В случае отсутствия подходящих претендентов внутри госоргана отбор пройдет среди служащих всех остальных государственных органов.

Таким образом, обеспечивается укрепление принципа меритократии за счет выдвижения на вышестоящие должности только по конкурсу из числа госслужащих, занимающих нижестоящие должности. Для отдельных действующих госслужащих в рамках профессионального развития станет применяться ротация как по горизонтали, так и по вертикали.

Ротируемых предлагается обеспечивать жильем из специально созданного фонда. В целях обеспечения открытости и конкурентоспособности системы госслужбы могут быть привлечены граждане из частного, квазигосударственного и гражданского секторов, а также иностранцы на основе открытого конкурса.

Они будут наниматься на контрактной основе по решению Национальной комиссии по кадровой политике и будут проходить через специальную проверку.

Следующая новелла — это переход на факторно-балльную шкалу оплаты труда.

Такой метод внедрен в большинстве передовых стран и предусматривает распределение всех должностей по уровням единой шкалы. Не секрет, что сегодня госслужащие одного уровня получают равнозначную заработную плату вне зависимости от объема и сложности выполняемой работы. Зачастую премии и надбавки распределяются также уравнительным методом либо не выплачиваются вообще.

А эти факторы позволяют учитывать объем необходимых компетенций, сложность выполняемой работы, степень ответственности. Должности, находящиеся в одной категории, могут оплачиваться по-разному (например, руководители управлений при одинаковом статусе будут получать разную заработную плату). Чем ценнее позиция, тем выше будет заработная плата.

Следующей мерой мотивации служащих является выплата бонусов за результативность работы и надбавок. Качество работы служащих корпуса «Б» станет оцениваться на основе их годовых индивидуальных планов.

Оценка эффективности этих служащих будет осуществляться с применением метода обязательного ранжирования, то есть составления списка сотрудников, разделенных на группы в зависимости от результатов оценки.

По итогам оценки работники распределятся на 4 группы, достигших: превосходных, высоких, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов. При этом возможно понижение в должности либо увольнение. На законодательном уровне внедряется новое основание для увольнения госслужащих.

Следующий аспект — профессионализация государственного аппарата.

Предусматривается законодательное закрепление обязательного повышения квалификации государственных служащих не реже одного раза в три года с целью развития их компетенций.

Что касается усиления превенции коррупции, главным компонентом этой работы послужит недавно принятый новый Этический кодекс государственной службы. Кодекс закрепит ценности и принципы государственной службы, а также определит стандарты поведения государственных служащих на работе и в быту. Эти стандарты регламентируют такие вопросы, как требования во взаимоотношениях с гражданами, конфликты интересов, порядок публичных выступлений и взаимодействия со СМИ. Кроме того, в государственных органах внедряются уполномоченные по этике, которые будут контролировать соблюдение этических норм.

Координация их деятельности возлагается на уполномоченный орган, которым является созданное в декабре 2015 года профильное Министерство по делам госслужбы. А в его структуре — Национальное бюро по противодействию коррупции.

Тем самым модернизирована система не только госслужбы, но и противодействия коррупции, которая будет максимально ориентирована на предупреждение, то есть профилактику коррупционных проявлений. Именно на таком подходе и в соответствии с международными стандартами основан новый Закон «О противодействии коррупции», который вступил в силу с нового года.

Финальные шаги — это разработка нового Закона «О государственной службе» и проведение аттестации государственных служащих. В новом Законе «О государственной службе» закреплены все озвученные концептуальные подходы и механизмы.

Его основные принципы распространятся также и на все правоохранительные органы, но с одновременным сохранением их отраслевого закона, то есть Закона «О правоохранительной службе».

Шынгыс АЛЕКЕШЕВ,
руководитель управления департамента Министерства
по делам государственной службы по Атырауской области

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button