ПРАЗДНИКИ СБЛИЖАЮТ ЛЮДЕЙ

Курбан айт — праздник жертвоприношения ради Всевышнего — уходит корнями в далекое прошлое. Это один из значимых мусульманских праздников, который отмечается с 10-го по 13-е число месяца Зуль-Хиджжа мусульманского календаря. Курбан айт завершает собою обряд Хаджа — паломничества к святыням Ислама. Об особенностях его празднования и в целом о религиозной ситуации в области в нашем интервью с руководителем управления по делам религий Атырауской области Еркинбеком Шохаевым.

— Еркинбек Керимбекович, 24 сентября повсеместно мусульмане будут праздновать Курбан айт. Что дают обществу религиозные праздники?
— Вначале я хотел бы поздравить всех жителей нашей области с праздником Курбан айт. Желаю каждой семье благополучия, радости и счастья!
Любые праздники, религиозные или национальные, приносят людям радость и способствуют сплочению общества. Невозможно представить, чтобы жизнь человека проходила только в серых буднях. Необходимо, чтобы человек мог отвлечься от забот и отдохнуть. Для этого и существуют выходные и праздники, кроме того, человек активно вовлекается в социум. Ведь члены общества дополняют друг друга и взаимозависимы. Лишь эгоизм нарушает гармонию в обществе. Вот с этой точки зрения значимость праздников очень высока. Они сближают людей. Поздравляя друг друга, люди дарят подарки.
Например, если говорить про празднования в исламе, учитывается тот факт, что в обществе есть бедные и богатые. Всевышний своей мудростью предписал имущим давать милостыню «фитр» неимущим во время Ораза айт. Также он обязал богатых забивать домашний скот и делиться мясом с нуждающимися в Курбан айт. И, таким образом, в обществе между этими двумя слоями налаживается взаимопонимание, люди учатся сострадать, помогать совершенно незнакомым людям, искореняется неприязнь, зависть и вражда между богатыми и бедными.
— Всем известно, что сегодня наблюдается сложная религиозная ситуация во всем мире. Также есть стороны, которые пользуются религией в своих геополитических целях, вносят смуту…
— Да, сегодня есть организации, которые искажают религиозные ценности и понятия, вносят разлад в общество. Существуют даже специальные проекты, к примеру, «течение ваххабизма-саляфизма», действующее на протяжении 2-3 веков. Есть и другие проекты.
Самая главная проблема кроется в религиозной безграмотности людей. Из-за незнания, непонимания даже основ религии некоторые уходят в различные религиозные секты. Родители порой во избежание проблем пытаются просто отдалить детей от религии. И когда дети от религиозной безграмотности попадают под влияние различных радикальных течений, они приходят к нам и со слезами просят о помощи. В действительности в этой ситуации они виноваты сами. В процессе работы мы убеждаемся, что ни родители, ни их дети, которые попали в деструктивные секты, не знали основные религиозные вопросы.
Поэтому, я считаю, что люди должны постигать основы религиозной грамоты через надежные источники. Нельзя с пренебрежением относиться к религии. Религия — это великая ценность, ведь в истории человечества не было ни одного общества без религии.
— Порой отдельные горе-теологи целенаправленно ставят препоны между религиозными ценностями и государственными интересами. Что делать в таком случае?
— Как я ранее говорил, некоторые организации используют религию как инструмент в своих политических и экономических интересах.
Для человека религия имеет духовную ценность. Можно сказать, что религия — это наука о душе. Убеждение в религии — неизменно. Это безграничная вера во Всевышнего. Использование такой веры всегда приносит успех. Если человек будет придерживаться правильных религиозных взглядов и любить родину, то он станет патриотом. Если же наоборот, то он превратится во врага своей родины. В этом мы убедились, наблюдая за действиями тех, кто придерживался нетрадиционных религиозных взглядов. Поэтому, я считаю, что государство должно быть внимательным к верующим.
Мы-народ, который принял Ислам с XII века, как государственную религию караханидов. Это говорит о том, что казахи смогли эффективно применить религиозные ценности для укрепления государства и общества. История нашей страны свидетельствует, что между верующими и государством никогда не было противоречий, если не считать единичных случаев. Ведь в исламе государство и государственность являются священными понятиями.
В исламе главный гарант развития и сохранения религии — это государство. Пророк Мухаммад (алейхис-салям), когда переселился из Мекки в Медину, первым делом занялся построением государственности. Одним из главных прав мусульманина является выбор руководителя своей уммы (исламской общины). В юриспруденции ислама избирать себе руководителя и существование лишь одного руководителя является правилом для мусульман. По шариату мусульмане обязаны подчиняться правителю. Следовательно, пропагандируя национальные религиозные ценности, мы должны уметь правильно направлять верующих. И только тогда каждый верующий станет патриотом своей страны.
— Сейчас широко обсуждается проблема экстремизма и радикализма, которую, порой не желая этого, мы как бы рекламируем. Каково ваше мнение на этот счет?
— Я совершенно согласен, в данном вопросе надо быть очень осторожными, ведь «антиреклама — это тоже реклама». Казахи говорят: «Собака всегда рвется туда, куда ее не пускают». Понятно, что если обсуждать постоянно какую-то проблему, то у людей возникает к ней интерес.
СМИ отметили, что после события 11 сентября, в США возросли продажи Корана. Вину за эту трагедию возложили на «исламистов». Именно исламистов в кавычках. Западный мир, таким образом, стремится не допустить распространения исламской культуры у себя. Их СМИ культивируют «исламофобию» у людей. Но происходит обратный эффект. Ежегодно в каждой стране Европы около полумиллиона жителей принимают Ислам.
Я далек от того, чтобы скрывать существующие проблемы. Ведь если ребенку не говорить о проблемах, как он узнает о них? Однако мы также должны давать только верную информацию о религии, чтобы уберечь людей от вовлечения в нетрадиционные религиозные течения.
— Какую работу проводит управление по делам религий?
— В нашей области проводится ряд мероприятий по профилактике распространения идей нетрадиционных религиозных течений. Уделяется большое внимание пропаганде традиционных ценностей. С 2013 года возобновилась информационно-пропагандистская работа в рамках Указа Главы Государства «О Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы».
В октябре текущего года планируется проведение международной конференции с участием иностранных ученых и аналитиков.
С начала текущего года в исправительных учреждениях было проведено 64 мероприятия (диспуты, семинары, индивидуальные встречи). В результате этих работ некоторые осужденные признали свои заблуждения и переходят в традиционное русло.
— Наши читатели также хотели бы знать, есть ли факты отказа наших сограждан от своих радикальных взглядов? И в чем чаще всего причина их упорства?
— Как я ранее упомянул, вера — это явление, связанное с сердцем человека, поэтому наши теологи и психологи, проводя работу с такими людьми, стараются изменить их мировоззрение. Это очень ответственная работа, требующая особого подхода. Зачастую приходится проводить длительные индивидуальные беседы. С начала года около 800 человек получили помощь теологов и психологов с участием специалистов «Информационно-аналитического центра», Управления по делам религий и общественного фонда «Шапагат». Благодаря непрерывной работе теологов у нас есть положительные результаты.
В основном к нам обращаются родственники заблудших людей. Их главная проблема в том, что сошедшие с правильного пути не желают никого слушать, кроме своих заокеанских шейхов. Псевдоучителя им внушают, что не нужно никого слушать, кроме них, превратив наших соотечественников в манкуртов. Это является главным препятствием в работе с сектантами. Чтобы не слушать имамов и теологов, в мечети они надевают наушники и слушают своих лживых проповедников.
Если бы они прислушались к имамам и теологам, то через некоторое время они признали бы свои ошибки и, возможно, исправились. Конечно, это противоречит их специальному проекту. Но чтобы не потерять своих соотечественников, наставлять их на путь истинный, мы будем с ними работать и всегда готовы к диалогу.

В настоящее время в области работают 14 информационно-пропагандистских групп (2 — областных, 2 — городских, 10 — районных) из 114 человек. Члены этих групп, согласно плану, проводят встречи с горожанами, отвечают на их вопросы. С начала этого года было проведено 1100 встреч с участием свыше 160 тысяч человек. Если в прошлом году было распространено 70 тысяч экземпляров информационных материалов, то в этом году мы планируем увеличить этот показатель до 110 тысяч экземпляров.
Если в 2013 году на религиозную тематику была театральная постановка «Хак жолы», то в прошлом году был снят художественный фильм «Өмірзая», в котором разоблачается деструктивная деятельность адептов нетрадиционных религиозных течений. Этот фильм стал настоящим событием не только для нашей области, но и для всех жителей республики. В этом году мы снимаем еще 3 короткометражных фильма на эту же тему.
В 2014 году в республиканских и местных изданиях, интернет-ресурсах, телеканалах и радио было выпущено 1390 материалов. По сравнению с 2013 годом показатель вырос на 130%. В текущем году с января по сентябрь в СМИ было издано уже 2148 материалов. Конечно, этот показатель до конца года увеличится.
С октября прошлого года издается газета «Руханият әлемі» тиражом 1500 экземпляров, которая распространяется бесплатно среди жителей области и прихожан мечетей. В целях пропаганды национальных ценностей и профилактики идей нетрадиционных течений среди населения действуют 6 сайтов.
В прошлом году в городе размещено 10 баннеров, в этом году планируется установить 50 баннеров.

Гульжан ЕЛЕШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна