ПРАВО НА СЧАСТЬЕ
Казахстан сегодня является признанным современным, демократическим государством с крепкой экономикой и социально-культурной базой. Все это стало возможным благодаря политической воле Президента страны Нурсултана Назарбаева и трудолюбию нашего народа. Самое главное достижение и гордость Казахстана — это рост благосостояния людей, динамичное повышение уровня жизни. За 15 лет доходы казахстанцев выросли в 16 раз.
За прошедшие годы было введено в строй множество крупных социальных и промышленных объектов. Это — школы, больницы (с 1997 года по всей республике построено 942 школы, а также 758 больниц и других объектов здравоохранения), автомобильные и железнодорожные магистрали, заводы, логистические центры, аэропорты, вокзалы, порты и т.д. И то, чего мы достигли — это заслуга последовательно проводимого Главой государства курса на развитие страны. И каждый гражданин должен объективно оценивать все достижения страны и дорожить тем, что имеет.
План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» одновременно направлен как на модернизацию ключевых сфер жизни общества, так и на вхождение Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Однако серьезным барьером на пути дальнейшего развития общества является коррупция — социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Как известно, борьба с коррупцией — это длительный процесс, успех которого во многом зависит от позиции каждого из нас, от нашего нравственного выбора. В коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто дает взятку и тот, кто получает, и всегда это проблема нравственного выбора. Для того чтобы выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий коррупционных преступлений, четко определенная позиция государства и всего общества.
Именно осознанный выбор, когда обдумывая последствия каждой конкретной ситуации, будет приниматься правильное решение — поможет нам в жизни. Поэтому необходимо проявлять нулевую терпимость к любым правонарушениям, а антикоррупционная модель поведения должна стать основой жизненного успеха и карьерного роста.
Пристальное внимание к проблеме коррупции обусловлено, прежде всего, ее общественной опасностью. То, почему человек решает преступить закон и совершает коррупционное деяние, — это вопрос психологии. Причин может быть много, например, обстоятельства, трудная жизненная ситуация; правовая неграмотность, некомпетентность, самонадеянность (данная причина возникает от высокого самомнения чиновника и, возможно, безнаказанности правонарушений и преступлений, которые он совершал, и у него складывается мнение, что он недосягаем для правосудия).
Но никакая из причин не является оправданием. За коррупционные правонарушения предусмотрены 3 вида ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная. Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются использование своих служебных полномочий; оказание неправомерного предпочтения; оказание содействия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Например, если госслужащий по просьбе своего знакомого передвинет его вверх по очереди, к примеру, на получение жилья, то это будет оказание неправомерного предпочтения. За данное правонарушение предусмотрено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с должности.
Наложение своевременных дисциплинарных взысканий является профилактикой совершения более тяжких правонарушений.
Административные наказания также способствуют предупреждению как административных правонарушений, так и преступлений, и оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране. Так, административная ответственность предусмотрена за непринятие мер руководителями государственных органов по борьбе с коррупцией и влечет штраф в размере 100 МРП (198 200 тенге).
А получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, влечет штраф в размере 600 МРП (1 189 200 тенге).
Поэтому в профилактике коррупционных правонарушений основное внимание уделяется соблюдению государственными служащими служебной этики и Кодекса чести.
В новом Уголовном кодексе РК реализована суровая ответственность за коррупционные преступления. Так, на лиц, совершивших коррупционные преступления, не будет распространяться срок давности, установлен запрет на условное осуждение.
Антикоррупционное законодательство дополнено нормой по персональной ответственности руководителей за противодействие коррупции. В нем закреплено такое важное понятие, как «конфликт интересов» (противоречие между личными интересами государственного служащего и его должностными полномочиями, при котором личные интересы государственного служащего могут привести к ненадлежащему исполнению им своих должностных полномочий).
В уголовные наказания введена система штрафов, исчисляемая из кратности суммы взятки. Так, за получение взятки может быть назначен штраф в размере 50-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок до 5 лет. К примеру: человек, получивший взятку в 100 тысяч тенге, может быть оштрафован на 5 млн. тенге или приговорен к 5 годам лишения свободы.
Дача взятки наказывается штрафом в размере 20-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до 3 лет.
Ответственность предусмотрена и за посредничество во взяточничестве, которое наказывается штрафом в размере 10-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до 2 лет.
По всем коррупционным составам предусмотрены пожизненный запрет на право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; конфискация имущества.
Как известно, одно лишь нормативно-правовое регулирование не может обеспечить достаточный эффект в борьбе с коррупцией. Принятие законов само по себе не стимулирует граждан к совершению правопорядочных действий, а знание закона еще не гарантирует его соблюдение. В связи с этим нам необходимо формировать неприятие коррупции, искреннее желание работать и жить по правилам, честно исполнять свой долг, оставаясь при этом свободной личностью, имеющей право на счастье.
Ержан АТАНБАЕВ,
руководитель отдела Ревизионной комиссии Атырауской области