Общество

ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ — ПРАВИЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ

Не так давно департамент по делам религий Атырауской области был переформирован в управление. Поменялась только форма учреждения, но цели и задачи остались прежними — повышение религиозной грамотности населения, стабилизация ситуации и борьба с экстремистскими и радикальными взглядами. О том, как идет работа в этом направлении, рассказал «ПК» руководитель областного управления по делам религий Еркинбек ШОХАЕВ.

 

— Еркинбек Керимбекович, расскажите о главных новостях управления.

— С 1 августа у нас работает новый теолог из Астаны. Это уже четвертый приглашенный специалист в области. Мы планируем в этом году пригласить пять теологов. Конечно, их требуется гораздо больше, причем, не только в городе, но и в районах. Религиоведы выезжают в районы, но если бы там был свой постоянный теолог, работа была бы более эффективной.

— Нельзя ли «поделиться» с районами теологами?

— Наши теологи нужнее в городе, потому что вся нетрадиционная религиозная идеология просачивается в районы из города. Люди приезжают из районов, не находя более подходящего места, обращаются в эти организации, где впитывают их идеологию. После возвращаются домой и уже там, у себя, «заражают» друзей, родственников деструктивными взглядами. Это очень большая проблема. И если мы решим эту проблему в городе, в районах разобраться с ней будет гораздо проще.

— Тем не менее, ощущается нехватка специалистов в селах?

— Да. И руководство районов прилагает усилия, чтобы обзавестись профессиональными теологами: обещают высокую заработную плату, комфортные условия проживания. Для Кульсары, например, мы ищем теолога. Помните, какие события там разворачивались? (В ходе спецоперации в Кульсары в сентябре 2012 года было ликвидировано несколько приверженцев нетрадиционного течения ислама, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. — Авт.). Это уже говорит о том, что там есть проблемы. Приверженцы нетрадиционных религиозных взглядов есть также и в Макате, и в Курмангазинском районе.

— Ваше управление держит их под контролем?

— Контроль над ними ведут уполномоченные органы. Мы же со своей стороны проводим с ними беседы, разъяснительные работы.

— Насколько эффективна эта работа? Сторонники деструктивных течений идут на диалог с вами?

— Нельзя сказать, что работа вообще не дает никакой пользы. Понимаете, не все сторонники нетрадиционного толка находятся на одинаковом уровне. Есть те, кто принимает только нетрадиционную идеологию. Некоторые неглубоко увязли в этом. Или, например, кому-то друг или родственник рассказал, как надо понимать ислам, как читать намаз. И он начал понимать и читать так, как его научили, потому что по-другому он и не знает как. Если ему объяснить на начальном этапе, с ним работать очень легко, 2-4 бесед достаточно. Эффект не сразу будет, но постепенно мы ожидаем хороших результатов.

— Какова религиозная ситуация в нашей области сейчас? Можно ли уже говорить о стабилизации?

— О конкретной стабилизации еще рано говорить. А вот то, что нам удалось установить некоторое спокойствие — это факт. Работают наши теологи, работают имамы. В середине июня мы провели недельный обучающий семинар для священнослужителей, он тоже дал определенный результат. И, что главное, наша работа принимается приверженцами нетрадиционных течений. Прислушиваются к теологам, проявляют уважение к священнослужителям.

— Вы сами приехали в Атырау из Астаны. Можете рассказать, чем отличается наша религиозная среда от столичной?

— Конечно, разница есть. Здесь, в Атырау, знающих специалистов в сфере религии мало. В Астане ситуация другая. Там немало сторонников нетрадиционных течений, но много и традиционных мусульман, то есть соблюден баланс. А нефтяная столица долгое время была «открыта» для всяких лжешейхов, лжелидеров, которые готовили своих сторонников, работали в мечетях, обучали население. Поэтому и были некоторые трудности, но сейчас у нас уже есть прогресс, мы упорно ведем работу.

— Какие задачи стоят перед управлением по делам религий сегодня?

— Мы продолжаем работу против распространения идей экстремизма и радикализма. С начала сентября будем вести разъяснительную работу в учебных заведениях, запускается проект «Хак Жол», ориентированный на повышение религиозной грамотности, в первую очередь, родителей. Проект содержит духовно-просветительские и научно-познавательные доклады теологов и религиоведов, видеосюжеты и театральную постановку. Участниками проекта будут родители, студенты и школьники.

— Почему акцент именно на родителях?

— Одна из проблем для нас — это родители. Часто бывает, что родители сами не знают, что правильно, а что нет. Ребенок первым делом идет с вопросом к родителям, а они сами не компетентны в вопросах религии. Естественно, отец и мать перестают быть авторитетом для ребенка, потому что тот знает больше их. Отсюда отчуждение, разногласия. Тем более, если ребенок подался в нетрадиционные течения. Деструктивные течения угрожают, в первую очередь, семье, поэтому мы делаем акцент на родителей. Как надо объяснять ребенку, в чем ошибка самих родителей и так далее — максимально полный охват. Если родители будут знать элементарные вещи, они помогут своему ребенку, остановят в самом начале проблемы.

— Родители сами обращаются к вам за помощью, консультацией?

— Почти каждый день приходят. Например, несколько дней назад ко мне обратилась мать 15-летней девочки. Ее дочь, несмотря на юный возраст, ходит в черной одежде, в хиджабе и уже собирается замуж, потому что один приверженец нетрадиционного религиозного течения салафитского толка, так называемый «жених», «затуманил» ей мозг. И она считает себя знающей, взрослой. Говорит матери: «Ты не знаешь, мама». И ведь она действительно не знает. Мама только давит на нее, а это еще хуже, противная реакция будет. Дочь против мамы, мама против дочери — и такая проблема. Что делать в этой ситуации? Мы предложили матери, если она сможет, привести дочь к теологам, будем работать с ней.

Вообще, мы сталкиваемся с разными типами родителей. Некоторые родители стесняются этой проблемы, предпочитая умалчивать о ней. Некоторые принимают это спокойно — лишь бы не пил, не курил и взрыв не устроил.

— По мнению обывателя, нетрадиционные религиозные взгляды опасны именно экстремизмом, терроризмом. Чем могут обернуться подобные взгляды для самого приверженца?

— Учения нетрадиционного толка разрушают человека психологически. Даже если человек не стал экстремистом или радикалом, он уже психологически разрушен. Окружающую среду он не может воспринимать адекватно, у него появляются проблемы с окружающими. Почему? Потому что он считает свою позицию правильной, остальные, по его мнению, — заблудшие, будут гореть в аду. У него настрой уже агрессивный.

— Теологов не хватает, однако проблема все-таки существует. Как вы ее исправляете?

— С осени в области будут работать 86 информационно-пропагандистских групп, которые, мы планируем, охватят все население области. Они также будут встречаться со школьниками, студентами, рабочими.

— Кто войдет в состав этих групп?

— Теологи, общественные деятели, философы, ветераны, госслужащие, имамы обязательно. Каждый будет вести работу по своей сфере. Политолог — с точки зрения политики. Теолог — с точки зрения теологии. Ветеран будет делиться своим опытом, рассказывать о культуре, традициях. То есть не только в религиозной сфере предполагается работа, больше в воспитательных целях. Мы, конечно, хотим повысить религиозную грамотность населения, но мы не преследуем цель сделать все население религиозным. Повысим религиозную грамотность, и каждый человек сможет сам выбрать правильный путь. Правильное воспитание — правильные взгляды. С этого и надо начинать.

 

Найля ОСМАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button