ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА — ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА
За годы независимости Казахстана вопросы повышения качества жизни населения были и остаются одной из важнейших задач социальной политики государства.
В соответствии со Стратегией «Казахстан-2030» была сформирована национальная модель социального обеспечения и принят ряд важных социальных программ, направленных на повышение благосостояния казахстанцев.
Первый существенный результат, которого нам удалось добиться, — это устойчивый рост занятости населения. Уровень безработицы в стране снизился с 12,8% в 2000 году до 8,1% в2005 г., 5,3% — в 2012 году и 5,2% — по итогам II квартала 2013 года. Во многом это связано с начатой в 2011 году реализацией Программы «Занятость-2020». На ее осуществление из республиканского бюджета было направлено порядка 200 млрд тенге, в результате мерами господдержки было охвачено 235 тысяч человек. Из них более 100 тысяч человек прошли обучение и переподготовку, 82% участников, завершивших обучение, трудоустроено. Около 35 тысяч молодых специалистов приняли участие в молодежной практике, а более 63 тысяч человек из числа целевых групп населения были обеспечены временной занятостью на социальных рабочих местах. Кроме того, около 12 тысяч участников программы получили микрокредиты на развитие предпринимательства (преимущественно на селе) на общую сумму около 23,9 млрд тенге. Наряду с этим более 10 тысяч человек (2,8 тысячи семей) переселено из депрессивных регионов в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом, большинство из них трудоустроено.
Экономическая активность позволила увеличить трудовые доходы населения. За последние 15 лет доходы казахстанцев выросли в 16 раз. Более чем в 10 раз повысилась среднемесячная заработная плата одного работника, в том числе бюджетной сферы — в 10,7 раза. За январь — июнь 2013 года по видам экономической деятельности она составила 104 135 тенге.
Максимально возможную поддержку получают граждане, находящиеся под социальной защитой государства. Старость, рождение ребенка, несчастные случаи, проблемы со здоровьем, нетрудоспособность и безработица — вот те основные риски, предупреждение и решение которых стало особым предметом заботы Правительства республики.
В соответствии с поручениями Главы государства заработная плата работников бюджетной сферы, пенсии и выплаты социально уязвимым слоям населения повышались даже в условиях глобального мирового финансового кризиса, когда многие страны мира пошли на сокращение социальной поддержки населения. Так, расходы на социальное обеспечение и социальную помощь в республиканском бюджете увеличились с 151 млрд в 2000 году до 1 371 млрд в 2013 году.
Социальные выплаты из республиканского бюджета ежемесячно получают порядка 4 млн человек, или около четверти населения страны. Это те, кто по независящим от них причинам еще не может работать или уже не может работать и обустраивать свою жизнь самостоятельно.
В настоящее время в Казахстане проживает более 1,8 млн пенсионеров. По сравнению с 2000 годом средний размер их пенсии увеличился в 10 раз (с 4 298 до 41 790 тенге). Повысились и размеры государственных социальных пособий участникам и инвалидам ВОВ, вдовам воинов, погибших в ВОВ, сиротам, лицам пожилого возраста, гражданам, ранее занятым во вредных условиях производства.
В целях социальной поддержки семей и создания для подрастающего поколения необходимых условий для развития создана национальная модель поддержки материнства и детства. Свыше 400 тысяч человек сегодня получают детские и семейные пособия: единовременное государственное пособие в связи с рождением ребенка; пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года; пособия на детей до 18 лет из малообеспеченных семей; пособия лицам, воспитывающим ребенка-инвалида.
При этом размер пособия в связи с рождением ребенка в среднем в сравнении с 2003 годом, началом введения этой нормы, увеличился более чем в 5 раз, а размер пособия по уходу за ребенком — в 3,1 раза. Принимаются и иные меры, направленные на укрепление семьи, сохранение национальных ценностей и традиций многодетных семей.
Социальная поддержка семей с детьми позитивно повлияла на рост рождаемости. За последние 5 лет она увеличилась в полтора раза. Около 200 тысяч семей воспитывают четырех и более детей.
С начала действия системы обязательного социального страхования было направлено более 330,5 млрд тенге на социальные выплаты участникам обязательного социального страхования в связи с потерей трудоспособности, кормильца, работы, потерей дохода в связи с беременностью и родами и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.
Дальнейшее развитие получает система социального обслуживания. Более 80 тысяч граждан (инвалиды, лица пожилого возраста) получают специальные социальные услуги в 103 медико-социальных учреждениях, 16 реабилитационных центрах для инвалидов, 35 отделениях дневного пребывания и 506 отделениях надомного обслуживания.
Подписав в 2008 году Конвенцию ООН о правах инвалидов и Факультативный протокол к данной Конвенции, Казахстан принял на себя обязательства по имплементации международных стандартов в отношении инвалидов. В соответствии с ними сегодня реализуется План мероприятий по обеспечению и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы, направленный на обеспечение доступной среды, создание необходимых условий для восстановления жизненных функций.
В целях формирования позитивного отношения к проблемам инвалидов, развития творческих начал людей с ограниченными возможностями в текущем году организован и проводится первый республиканский конкурс «Разные-равные». Его участниками уже стали 5,2 тысячи человек.
Проводимая Правительством страны активная социальная политика позволила значительно снизить уровень бедности. По сравнению с 2000 годом число граждан с доходом ниже прожиточного минимума уменьшилось в 7,8 раза. Число получателей адресной социальной помощи со времени ее введения сократилось в 12 раз (до 97,3 тысячи человек).
В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства, анализируя сделанное за годы независимости в социально-трудовой сфере, подчеркивает, что создан крепкий фундамент социального государства, неуклонно повышаются стандарты жизни казахстанцев.
Лидер нации, реально оценивая достигнутое, выдвинул в Стратегии «Казахстан-2050» новую задачу эффективного использования гражданами страны плодов стабильности и благополучия. Во главу социальной модернизации поставлены «забота о каждом казахстанце… жизнь и каждодневное самочувствие всех граждан нашей страны».
Общественное благополучие в создаваемом Обществе Всеобщего Труда предполагается достичь, применяя новые подходы, умело сочетая социальные гарантии государства с личной ответственностью самого гражданина. Государство, как подчеркивает Президент страны, делает все для того, чтобы открыть перед гражданами новые возможности. Но личный успех каждого зависит от получения современного образования, трудолюбия и ответственности.
Исходя из этого, во-первых, основным средством социальной защиты и поддержки человека, если он трудоспособен, является обеспечение доступа к труду или к другой деятельности, приносящей доход.
Этому во многом отвечает реализуемая по поручению Главы государства комплексная программа повышения эффективности казахстанского рынка труда «Дорожная карта занятости-2020», которая направлена на обеспечение занятости через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства (капитальный, средний и текущий ремонты объектов и инженерно-транспортной инфраструктуры, строительство медицинских учреждений в сельской местности, благоустройство сельских населенных пунктов), развитие сельского предпринимательства (для поддержки сельчан по созданию своего дела предоставляются микрокредиты до 3 млн тенге, развиваются и/или сооружаются недостающие объекты инженерно-коммуникационной инфраструктуры; предоставляются сервисные услуги, все инструменты, предусмотренные программой, будут использованы и на содействие комплексному развитию опорных сел) и обучение и переселение. Так, оказывается содействие занятости самостоятельно занятых, малообеспеченных и безработных граждан. Для этого используются прямое трудоустройство на существующие вакансии и рабочие места, создаваемые в рамках важнейших государственных и отраслевых программ, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, переселение в опорные населенные пункты, молодежная практика и открытие социальных рабочих мест.
Во-вторых, для стабилизации рынка труда и удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах особое значение имеет повышение качества трудовых ресурсов, в т. ч. с участием работодателей. В рамках «Дорожной карты занятости-2020» принимаются меры по развитию трехзвенной системы профессиональной подготовки — на предприятиях непосредственно; курсах и учебных циклах для подготовки и переподготовки целевых групп населения, организуемых центрами занятости; в учебных заведениях. Будет развиваться дуальное обучение.
С целью обеспечения подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда и запросам работодателей, Правительством РК с привлечением социальных партнеров на период до 2020 года принят План поэтапной разработки национальной системы квалификаций. Предусматривается разработать профессиональные стандарты по всем видам экономической деятельности, которые лягут в основу учебных программ учебных заведений, будет введена сертификация для подтверждения соответствия специалиста профессиональному стандарту.
Третье. В соответствии с поручениями Главы государства нам предстоит создать новую эффективную модель социально-трудовых отношений, основанную на «…партнерстве государства, частного сектора и профессиональных объединений». Отличительными чертами новой модели являются безопасные условия для высокопроизводительного труда, соблюдение трудовых прав, сочетание социальной защищенности с экономической эффективностью, обеспечение стабильности на основе социального диалога и предупреждения трудовых конфликтов.
Уже начата работа по реформированию системы управления охраной труда и переходу от компенсационной модели к системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве.
Совместно с социальными партнерами актуализируется перечень вредных производств и предприятий, по которым осуществляется обязательное страхование от несчастных случаев, рассматриваются вопросы обязательной аккредитации организаций, осуществляющих оценку состояния условий труда рабочих мест. Планируется внедрение добровольного декларирования работодателями соответствия условий труда нормативным требованиям, что позволит повысить заинтересованность работодателей в улучшении условий труда, а также ответственность участника производства за соблюдение правил безопасного труда.
В-четвертых, предстоит изменить идеологию социального обеспечения и социальной поддержки. «Государство, — указывает Глава государства, — должно оказывать социальную поддержку только тем группам, которые… реально не могут работать».
В настоящее время разрабатываются меры по дальнейшему совершенствованию системы социального и пенсионного обеспечения с сохранением всех обязательств государства. Особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы пенсионного обеспечения. Недавно принятый Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» предусматривает развитие институциональной базы накопительной пенсионной системы и создание Единого накопительного пенсионного фонда. Перевод пенсионных активов и накоплений граждан в ЕНПФ будет осуществлен в полном объеме. Сохраняются и обязательства государства по гарантии сохранности пенсионных накоплений в размере фактически внесенных взносов с учетом уровня инфляции. Централизация пенсионных накоплений и применение под контролем Национального банка РК эффективных инвестиционных стратегий будут направлены на повышение доходности пенсионных активов и, соответственно, увеличение пенсионных активов.
Одновременно для увеличения пенсионных накоплений граждан, занятых во вредных и особых условиях производства, вводятся обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5% от фонда оплаты труда (за счет работодателей).
На увеличение стажа участия в накопительной пенсионной системе и соответствующее увеличение будущих пенсий направлено и содержащееся в законе положение об унификации пенсионного возраста. Кроме того, с учетом поручений Президента РК, озвученных в Обращении к народу Казахстана от 7 июня 2013 года, разрабатывается долгосрочная стратегия модернизации пенсионной системы.
В целях обеспечения адекватности пенсионных выплат ранее получаемым доходам и растущему уровню жизни в стране в ходе обсуждения проекта стратегии рассматриваются такие вопросы, как увеличение на 5% обязательных пенсионных взносов за счет работодателей, поэтапное повышение обязательных профессиональных пенсионных взносов до 10% и государственное субсидирование пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми. Данное поручение будет реализовано с начала 2014 года.
Одним из главных приоритетов и впредь остается всемерная защита материнства и детства. В связи с этим намечается улучшить условия сочетания семейных обязанностей с продуктивной занятостью (соблюдение трудовых норм и правил в отношении работающих женщин, расширение охвата страхованием рисков потери доходов в связи с беременностью и родами, уходом за детьми; организация надомной работы, профессиональной переподготовки и содействия занятости), повысить уровень социальной поддержки семей на основе совершенствования многокомпонентной системы поддержки материнства.
Как и ранее, сохраняются обязательства государства в отношении социально уязвимых категорий населения и малообеспеченных граждан, но при этом меняется идеология социальной помощи и поддержки. Безусловная помощь будет предоставляться тем гражданам, которые действительно нуждаются или оказались в трудной жизненной ситуации и не могут по объективным причинам (возраст, состояние здоровья, инвалидность и иная социальная уязвимость) выйти из нее. Претендентам на получение помощи, сохранившим трудоспособность, поддержка будет предоставляться с условием участия в активных программах. Это может быть профессиональная подготовка, направление на социальные рабочие места, трудоустройство, содействие в устройстве детей в дошкольные учреждения и др.
Наше министерство совместно со Всемирным банком в настоящее время разрабатывает условия и готовит внедрение обусловленных денежных выплат, предусматривающее предоставление социальной помощи на принципах «взаимных обязательств». Намечается в 2014 году апробировать этот проект в пилотном режиме в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях.
До 2017 года предусматривается поэтапное реформирование системы предоставления специальных социальных услуг, направленное на расширение доступности и повышение качества социального обслуживания. Разрабатываются и внедряются современные стандарты оказания социальных услуг. Предполагается развитие медико-социальных учреждений малой вместимости и отделений дневного пребывания в местах проживания лиц с ограниченными возможностями. К оказанию специальных социальных услуг на основании государственного заказа будут широко привлекаться НПО и частный бизнес.
Нам предстоит осуществить значительную работу на всех участках социально-трудовой сферы. Это непростая, но очень актуальная и архиважная задача. Каждый должен ясно осознать, что только производительный и добросовестный труд сделает его жизнь яркой и насыщенной. И только тогда улучшатся достаток и благополучие каждого казахстанца.
Тамара ДУЙСЕНОВА,
министр труда
и социальной защиты населения РК,