ПОСТОЯННАЯ ГОТОВНОСТЬ
В Атырауской области, как ни в каком другом регионе Казахстана, ведутся крупномасштабные разработки добычи нефти на непростых по геологическим характеристикам месторождениях. Здесь работает огромное количество крупнейших промышленных объектов, создаются новые. Здесь же протекает Урал — река, которая нередко представляет угрозу из-за затопления областного центра и его округов. Все это создает потенциальные риски, связанные с непредвиденными обстоятельствами. И поэтому огромная ответственность ложится на местные подразделения служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Чтобы узнать, насколько готовы атырауские спасатели к выполнению своих обязанностей, корреспонденты «Прикаспийки» воспользовались эксклюзивной возможностью и поговорили с не так давно назначенным начальником департамента по чрезвычайным ситуациям по Атырауской области Болатбеком Омаровым.
— Вы в Атырауской области уже несколько месяцев, то есть было время оценить ситуацию. Скажите, чего на ваш взгляд не хватает местным службам ЧС, какие меры как начальник вы предприняли бы в связи с этим?
— Несомненно, атырауский регион активно развивается в индустриальном плане. Для меня это совершенно новая и совершенно другая по своим характеристикам ступень в работе. Очень непростой работе, надо заметить. Климатические условия сложные. Конечно, за два месяца, в течение которых я занимаю пост руководителя ДЧС по Атырауской области, я успел ознакомиться со многими формированиями отрядов. К примеру, водными спасателями, пожарными, с сотрудниками Западного регионального аэромобильного оперативно-спасательного отряда. В настоящее время наше министерство – очень крупный государственный орган, деятельность которого распространяется на многие сферы безопасности. Это промышленная и пожарная безопасность, спасение людей на воде, реагирование на дорожно-транспортные происшествия, гражданская оборона. Естественно, что в мою задачу по этой линии вошла необходимость изучения деятельности атырауских спасателей по этим направлениям. Каждую структуру по отдельности. Это для того, чтобы потом можно было составить общую картину управления службами. Могу сказать, что в сфере гражданской обороны есть проблемы, касающиеся решения вопроса системы оповещения населения в случае каких-либо крупных происшествий, угрожающих жизни людей. Она оставляет желать лучшего. Дело в том, что эта система была установлена еще в семидесятые годы. Сами понимаете, двадцать первый век – век цифровых технологий. А наша система оповещения аналоговая. Она просто, напросто уже не вяжется с нынешними коммуникациями, которые организованы в области. Поэтому мы сейчас пытаемся преобразовать и подключить ее к современной инфраструктуре. Есть порог технического плана – необходимы специальные адаптеры, ряд других устройств, позволяющего связать аналоговую и цифровую технологии. Планируем к концу этого года завершить эту работу и восстановить систему оповещения населения хотя бы на таком уровне. По крайней мере, это лучше чем ничего.
— А что можно сказать по поводу оснащенности подразделений атырауских спасателей?
— Если говорить об оснащенности, то здесь тоже не все гладко. Что там скрывать, материально-техническая база наших спасателей не устраивает. Если брать противопожарные службы, то они оснащены всего процентов на пятьдесят. То есть, не хватает специализированного оборудования, пожарных машин. Головная боль – текучка кадров. К тому же пока еще не все из наших специалистов могут похвастать высоким уровнем квалификации. Водные спасатели тоже ощущают нехватку атрибутов материально-технического оснащения. Всего на 60 процентов готовности. Западный региональный аэромобильный оперативно-спасательный отряд давно уже ждет реконструкции своего здания, где он базируется. Небольшие средства выделяются, но их не хватает. Хотя положительные моменты, все же, есть. Нельзя говорить о том, что мы совсем уж беззащитны. Вся имеющаяся в Атырауском регионе структура реагирования на чрезвычайные ситуации все же работает штатно.
— Для некоторого контингента атырауских жителей Урал и Каспийское море являются основными источниками дохода. Речь идет о рыбаках. Бывают случаи, когда они теряются в море. В любое время года. Что можно сказать по поводу готовности спасателей нашей области к таким моментам?
— Да, это хорошо знакомая ситуация. Если помните, несколько лет назад был случай, когда местные рыбаки оторвались на льдине, и их унесло штормом далеко в море. Это было на контроле нашего комитета. Тогда атырауские спасатели сработали вполне достойно. Сейчас в этом отношении могу заверить, что у нас есть все предпосылки к тому, чтобы слаженно и оперативно проводить мероприятия по спасению людей на Каспии. На данный момент в Казахстане существует специальная аэрослужба спасения. Это специализированная авиакомпания «Казавиаспас». В Атырауской области дислоцируется ее филиал. Есть два вертолета, самолет. В случае, если люди пропали на море, мы привлекаем для поиска и спасения авиагруппу, куда входят сотрудники ЗРАОСО и пилоты этой компании. Надо сказать, пилоты подготовленные. У всех за плечами немало часов тренировок. К слову, недавно мы принимали участие в международных учениях «Каспий-2011». Были спасатели из России и Азербайджана. Мы обменялись опытом, переняли методы зарубежных коллег, показали, на что способны сами. Иран только почему-то отказался от такой инициативы. Сейчас идет разговор о том, чтобы создать единую международную базу служб ЧС на Каспийском море. Мы сейчас готовим ревизию, просчитываем свои возможности. Нам навстречу уже готовы пойти российские чээсники. Идея единой базы пришлась им по нраву.
— Кстати, о Каспии. Вы знаете, что здесь реализуются большие проекты по нефтедобыче. Не хотелось бы даже думать, но вдруг произойдет, к примеру, взрыв на буровой, что-то еще весьма неприятное. Прокомментируйте, пожалуйста, позицию вашего ведомства в этом отношении.
— Всем ясно, что нефтедобыча всегда сопряжена с рисками возникновения ЧС. У нас законодательством предусмотрено, что вся ответственность за организацию мер безопасности возлагается на самих недропользователей. То есть, эти предприятия должны располагать силами и средствами. Мы же со своей стороны контролируем комплектацию и готовность этих внутренних спасательных отрядов. Также есть и подведомственная противофонтанная служба «Ак берен». В случае чего мы обращаемся к ее работникам. Вообще, надо отдать должное – крупные нефтяные компании относятся к мерам безопасности серьезно. Хотя не могу со стопроцентной уверенностью сказать, что они располагают возможностями ликвидации нефтяной пленки в таком масштабе, как разлив нефти в Мексиканском заливе.
— Насколько известно, до сих пор нерешенным вопросом остается и реконструкция заградительных насыпей, не дающих затопить населенные пункты области. Проще говоря, дамбы.
— Вопрос этот решается. Эти насыпи находятся на балансе местных властей. Сейчас речь идет о передаче их под наш патронат. По линии министерства организовано предприятие «Казселезащита». Оно вполне может справиться с задачей, отсыпать новые дамбы и обновить старые. Как только вопрос решится на правительственном уровне, думаю, со следующего года начнется финансирование из госбюджета.
— Что вы можете сказать по поводу строительства Северо-Каспийской экологической базы быстрого реагирования на разливы нефти?
— К сожалению, я не владею ситуацией в той степени, чтобы дать исчерпывающие комментарии. Но, думаю, это в любом случае необходимо. Ведь это еще одно подспорье, которое укрепит готовность региона к происшествиям. Другой вопрос – выбранное место. Однако здесь больше слово экологам.
— Какое-то время назад в Казахстане существовал мораторий на проверку государственными правоохранительными органами объектов малого и среднего бизнеса. Как сейчас с этим обстоят дела?
— У нас с недавних пор внедрена система управления рисками. По ней все объекты, подлежащие проверке, разделяются по классификации. Есть перечень объектов высокой степени риска, средней степени риска и, соответственно, незначительной степени риска. В зависимости от потенциальной опасности там есть еще несколько линий классификации. К примеру, нефтехранилища или простой склад металлоконструкций. Так вот в соответствии с законодательством, объекты незначительного риска инспектируются раз в пять лет. Среднего риска – один раз в три года. И объекты с высоким уровнем опасности – ежегодно. Загодя составляется план проверок, он утверждается в прокуратуре, в органах юстиции, по нему мы и работаем.
— Несколько слов о безопасности в торговых точках и учебных заведениях.
— У нас это находится на постоянном контроле. В случае нарушений, мы, естественно, штрафуем хозяев маркетов, торговых центров. Есть еще человеческий фактор. Недобросовестное отношение к работе. Но мы таких сотрудников строго наказываем. К примеру, понес наказание инспектор, который принимал торговый центр «Коктем» на предмет безопасности. В школах картина проста – отсутствие финансовых средств на простейшие атрибуты безопасной работы учреждения. Конечно, этим объясняется не все, но большая часть.
— Расскажите, пожалуйста, о финансировании подразделений ЧС.
— До поста начальника ДЧС по Атырауской области я занимал должность заместителя председателя комитета противопожарной службы Республики Казахстан в центральном аппарате Главы нашего государства. Естественно, принимал участие в разработке некоторых законодательных актов в области ЧС и в формировании бюджета по линии министерства. Непростое это занятие – защита бюджета в правительственных инстанциях. Особенно в министерстве финансов. У каждого государственного учреждения есть так называемый бюджетный потолок, выше которого уже сложно добиться финансирования организации. Сумма выделяемых средств на подразделения ЧС в свое время намного уступала в сравнении с суммой того же министерства обороны. Но мы не отступили и в результате добились постепенного увеличения дотаций. С 2008 года мы получаем их более-менее стабильно. Нельзя сказать, что организованный поток средств большой, но это поэтапное мероприятие. По крайней мере, оно позволило нам начать строительство нового пожарного депо в Курмангазинском районе. Идет разговор и о закупке специального оборудования и техники. В этом году мы добились разработки проектно-сметной документации для капитального ремонта здания департамента и ряда городских пожарных частей. Так что есть надежда на лучшее.
— Спасибо за беседу.
Справка «ПК»
За семь месяцев текущего года на территории Республики Казахстан зарегистрировано 9834 чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного характера, что на 14,1 % меньше, чем за этот же период 2010 года, включая крупные дорожно-транспортные происшествия. При этом пострадали 2702 человека (на 20,3 % меньше чем за тот же период прошлого года). Из них погибли 887 человек, что на 25,6 % меньше, по сравнению с семью месяцами 2010 года. Материальный ущерб по предварительным данным в текущем году составил 1629,4 миллиона тенге. В 2010 году – 10503,3 миллиона тенге.
По данным министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, из общего количества пострадавших наибольшее число приходится на опасные инфекционные заболевания – 1161 человек (43 %), производственные и бытовые пожары – 528 человек (19,5 %), происшествия на воде – 407 человек (15,1 %), отравление угарным газом – 252 человека (9,3 %), производственные аварии – 119 человек (4,4 %), крупные транспортные аварии – 118 человек (4,4 %).
Евгений САМАРИН