Общество

ПЕРСПЕКТИВЫ КАЗАХСТАНА В ПОСТКРИЗИСНОМ МИРЕ

Стратегия «Казахстан-2050» является новой национальной идеей и модельным примером стратегического планирования для многих государств. Об этом сказала директор аналитического Фонда «Посткризисный мир» Екатерина Шипова в ходе дискуссии об итогах международного исследования «Перспектива-2050: новая политико-экономическая карта мира».

 

— Екатерина Анатольевна, расскажите, пожалуйста, о проведенном исследовании, его целях и задачах?

— В данном исследовании Фонд «Посткризисного мира» задавался вопросами о том, с какими главными проблемами и вызовами столкнется человечество до 2050 года, будут ли эти проблемы преодолены, насколько эффективно и за счет каких ресурсов преодолены, какие страны и регионы преуспеют в этом, а какие будут иметь меньшие шансы на успех. В исследовании принимало участие 303 эксперта — представители административной и интеллектуальной элиты из 63 стран мира.

Мы задаем вопросы, которые касаются глобальных мировых трендов. В данном случае нас интересовала перспектива на 2050 год. Что будет, что изменится и что станет основной линией развития. Для нас важно узнать, какие перспективы вырисовываются для стран постсоветского пространства. Таким образом, ключевые выводы касаются экономики, геополитики, энергетики, идеологии и взаимоотношений в регионе. Эти тренды создают ту картину, которая требует от страны принятия определенных решений.

— Какой сценарий развития глобальных процессов эксперты считают наиболее вероятным?

— Настроение экспертов достаточно пессимистично. По мнению международных экспертов, знаком времени является передел сфер влияния. Он будет происходить на фоне главного вызова современности — дефицита природных ресурсов. Другими важнейшими проблемами будут экологические проблемы, а также вопросы несовершенства мировой финансовой системы и систем управления национальными экономиками.

В геополитическом плане многое поменяется — многие страны развивающегося мира поднимутся наверх, а целый ряд стран развитого мира потеряет свое влияние. Все это приведет к значительному изменению баланса сил.

Сегодня получается, что ряд крупнейших экономик мира не готовы к этим трендам — не сформировались решения для сохранения и расширения своего влияния в мире. В то же время Казахстан удивительно попадает в эти параметры. То есть те решения и действия, которые принимаются в стране, — они укладываются в тот тренд, куда движется мир. В определенном плане получается, что ваша страна действует на опережение. Поскольку наши страны имеют очень схожие структуры экономики и у нас очень много общих проблем, России было бы полезно применять казахстанские подходы у себя.

— Вы отметили, что экспертное сообщество в положительном ключе отзывается о казахстанском опыте стратегического планирования?

— Большинством экспертов долгосрочное стратегическое планирование рассматривается как эффективный механизм преодоления кризисных ситуаций и вызовов будущего. Это является кризисной прививкой и выполняет мобилизующую функцию с точки зрения государственного управления. Это также инструмент воспитания будущих поколений, внедрения незыблемых постулатов.

Еще в 1997 году в стране была принята очень подробная Стратегия развития Казахстана до 2030 года. А сейчас Казахстан уже перешел на Стратегию развития до 2050 года, которая будет обрастать очень подробными планами. Казахстан — единственная среди постсоветских стран, которая имеет масштабный горизонт планирования до 2050 года.

Если говорить о своем мнении, что меня этот документ поразил — по уровню глубины и затрагиваемых пластов. Мы ознакомились с рядом программных стратегий из разных стран и провели сравнительный анализ. Фактически Стратегия Казахстан-2050 является новой национальной идеей для Казахстана. Здесь даются цели, образ жизни и критерии, по которым необходимо строить работу. Это, на мой взгляд, образец долгосрочной стратегии. Это создает определенную культуру, показывает генеральный путь. Создается образ жизни и мира будущего. Если это создается, значит, вы на верном пути.

— Какой, на ваш взгляд, фундамент создан в Казахстане для реализации стратегических планов развития?

— В Казахстане еще во время кризиса, в 2009 году стартовала Госпрограмма форсированного индустриально-инновационного развития. Уже сегодня в рамках этого проекта создано порядка 350 производственных объектов.

Казахстан, как нефтяная страна, уже начал принимать меры к обеспечению своей энергетической независимости. Сегодня зеленый тренд и вопросы о развитии альтернативной энергетики стали одним из главных вызовов мировому сообществу. Казахстан в этом смысле находится в положительном тренде. В стране принимается план, согласно которому к 2050 году половина энергопотребления должна перейти на возобновляемые источники.

В стране введена новая модель госслужбы, создается новый корпус управленцев, там прописываются комплексные процедуры, все это происходит публично. Строится механизм воспроизводства и ротации элит, исходя из требований современности.

Казахстан неуклонно наращивает расходы и рост человеческого капитала. В стране создаются новые университеты по международным стандартам, вводится непрерывное образование.

Кроме того, следует отметить последовательную линию Казахстана во внешней политике. Казахстан постоянно мостит дорогу к ближайшим соседям. Все крупные региональные проекты, созданные в нашем регионе — ШОС, СВМДА, ЕврАзЭС, Таможенный союз и Единое экономическое пространство — это все инициативы, которые выдвигались и продвигались Казахстаном.

— Какую роль отводит международное экспертное сообщество Казахстану в будущем?

— Казахстан — среди тех, кто является кандидатом на успех. Он — единственный — попадает в список крупнейших экономик и пионеров среди азиатских тигров. Казахстан входит в этот ряд благодаря современным достижениям в области планирования. Это единственная постсоветская страна, которая может демонстрировать модельный пример планирования.

Также, как я понимаю, под Стратегию «Казахстан-2050» будут расписаны конкретные инструментальные планы. И они могут меняться в зависимости от условий. Но, когда у государства есть цель и представление о том, каким оно себя видит через 30-40 лет, становятся ясными и дальнейшие действия. Я думаю, эта цель будет достигнута, что показывает опыт досрочного выполнения целевых показателей Стратегии «Казахстан-2030».

— Какие, на ваш взгляд, риски способны оказать корректирующее влияние на реализацию обозначенных в Стратегии целей и задач?

— Наибольший эффект может оказать замедление темпов индустриализации и в целом перемены в программах финансово-экономической сферы. Риском также может стать внутриполитическая нестабильность — если начнется активная борьба между политическими элитами, что сейчас можно наблюдать в России. Пока элиты действуют согласованно — все нормально, как только начинается раздрай — идет ли он по географическому, национальному или религиозному принципу, — это очень опасно. Также в числе угроз можно назвать угрозу экспорта в страну религиозного экстремизма.

— А что касается внешних факторов?

— К числу внешних рисков можно отнести обстановку в сопредельных странах. Особое внимание Казахстану следует уделять южным границам, с тем, чтобы предупредить образование очага неблагополучия под боком, в особенности после ухода подразделений НАТО из Афганистана.

Также нельзя забывать о процессах в мировой финансовой системе, которая фактически не соответствует требованиям нынешнего времени и должна быть трансформирована. Понятно, что эффекты от лопнувших пузырей опять могут к нам экспортироваться.

Также следует обозначить влияние в среднесрочной и долгосрочной перспективе проблемы дефицита природных ресурсов, в т.ч. продовольствия. С течением времени эта проблема будет только усиливаться. Именно поэтому, имея огромные запасы углеводородного сырья, — необходимо строить возобновляемые источники энергии, имея значительные запасы водных ресурсов — следует думать о том, как рационально их использовать. Это же касается и проблем обеспечения продовольствием, которое также требует конкретных программ развития.

 

Inform.kz

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button