ПАТРИОТИЗМ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ С ДЕТСТВА

Долгие годы работы в сфере образования дают мне право поделиться своим мнением относительно воспитания подрастающего поколения. Мы часто слышим и произносим такую фразу «Дети — наше будущее», «Будущее страны — за новым поколением». И это действительно так. Поэтому, на мой взгляд, важно уже в старшекласснике рассмотреть личность. Человека с его индивидуальностью, складом характера, принципами, взглядами, его окружением, условиями, в которых он воспитывался, с которыми непременно следует считаться.

 

Ни для кого не секрет, что в числе безработных, причем со специальным образованием, с дипломами о высшем образовании очень много молодежи. Причем, подобная ситуация наблюдается и в других странах. Поэтому, на мой взгляд, именно с этого, архиважного вопроса следует начинать все социальные проекты, так как сегодняшний молодой безработный специалист с большим трудом в перспективе способен создать семью. А если и создаст, то нет гарантии, что из-за отсутствия постоянной работы, стабильного заработка молодого главы семейства семья попросту распадется. Президент страны Нурсултан Назарбаев, выступив в прошлом году со Стратегией «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда», сделал упор на необходимости воспитания в молодежи и обществе уважительного отношения к человеку труда, чтобы простой рабочий парень, отличный мастер производства был примером для парня или девушки, которые еще только стоят перед выбором профессии.

Сегодня государством предоставляются огромные возможности для самореализации молодежи. Не так давно в нашей области открылся Региональный центр подготовки специалистов для нефтехимической отрасли, в котором будут готовить специалистов мирового уровня. А вот подвести ребят к осознанному выбору профессии, отвечающей его интересам, способностям, — задача старшего поколения. И неважно, кто это будет — герой газетной статьи, родители или учителя в школе, старшие брат или сестра. А возможно, и занятия в любительском техническом кружке.

На мой взгляд, именно внешкольная работа с подростками, школьниками способна восполнить пробел в воспитании трудолюбия, который мы сегодня наблюдаем.

Не напрасно говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Сегодня приходится констатировать, что канула в Лету отличная организация внешкольной работы. Раньше в Доме пионеров жизнь буквально кипела. Здесь насчитывалось более десяти кружков по интересам, участники которых выезжали на всевозможные состязания. Потом победителей чествовали в школах, их направляли на республиканские и всесоюзные соревнования и конкурсы, награждали путевками в города Советского Союза. И не ошибусь, если скажу, что практически у каждого школьника было какое-то любимое занятие в кружке, на которое он торопился после школы. Была отличная школа — областная станция юных туристов, бесменным руководителем которой был Назым Джангиров. В то время учителей отправляли на курсы повышения квалификации по туризму в города Серпухов, Пятигорск, где они перенимали опыт работы в сфере активного спортивного туризма. Преданными своему делу были Владимир Афанасьев, доктор исторических наук Екатерина Кехаева, Родион Рощин, Геннадий Хон, Карлыгаш Бекбаева, Юрий Пастухов. Молодежь, особенно парни, с большим желанием занималась пешими и велопрогулками, а также водными видами спорта.

Увы, канули те времена, где работала областная станция юных туристов и областная станция натуралистов с общим педагогически штатом 80 человек, с большим зданием и многими кабинетами пешего, водного и велотуризма со всеми туристическими принадлежностями и инвентарем. Дети охотно шли в эти кружки, это им пригодилось в жизни, в экстремальных условиях, они научились самостоятельно готовить, убирать за собой мусор, беречь природу.

У них уже был совершенно иной взгляд на родную природу, реку, на животный мир. В них зарождалась истинная любовь к родному городу, к просторам родного края, к Отчизне. На мой взгляд, именно сейчас необходимо вплотную заняться развитием детского туризма, привлекать к этой внешкольной работе будущих педагогов, чтобы они уже на практике могли не только набираться первоначального опыта работы с детьми, но и проверили себя, свои педагогические способности. Эффект и польза от этой работы будет.

Нынешнее поколение родителей наверняка еще помнит, какие были в их детстве летние оздоровительные лагеря отдыха. Не всякий родитель мог позволить на лето отправить своего ребенка в «Артек» или даже в поездку в какой-то город. Поэтому детские лагеря, действовавшие на территории области в соответствии с принадлежностью к предприятиям той или иной отрасли, вполне удовлетворяли потребность родителей в организации полноценного, интересного детского летнего отдыха.

Лагеря «Автомобилист», «Строитель», «Пищевик», «Орленок», «Геолог» весь летний сезон принимали до пятнадцати тысяч детей. Работали трудовые лагеря от профессиональных школ и лицеев. К тому же, вполне прилично оплачивался и труд учителей, направлявшихся на работу пионервожатыми, воспитателями. А располагались они в живописных уголках недалеко от Урала. И потом, ведь в этих, по сути, новых детских коллективах формировались отношения, завязывалась детская дружба и, что немаловажно, дети обретали разные навыки, расширялся их кругозор, проявлялись лидерские качества. Так что просто летним отдыхом этот досуг не назовешь, если сравнить времяпрепровождение летом большинства наших детей, которое отличается многочасовыми сидениями перед телевизором или компьютером.

Сейчас же у нас в Атырауской области действуют всего три загородных лагеря, которых катастрофически не хватает для детей. А летние пришкольные лагеря, на мой взгляд, лишь отчасти восполняют недостаток детских лагерей. Все-таки для полноценного летнего отдыха важна и смена обстановки, и свежий чистый воздух, закаливание детей.

Патриотами не рождаются — ими становятся. А поскольку все мы хотим, чтобы наши дети были настоящими патриотами, ценили свой край, его историю, следует с малых лет взращивать в них это чувство. И сделать это можно только общими усилиями — семьи, школы, вузов.

 

Ербулат ДАУЛЕТКАЗИЕВ,

почетный работник образования Республики Казахстан