От восхода до заката. Пешком
Улытау – Кызылорда – Туркестан – Шымкент – Тараз – Алматы – Конаев – Талдыкорган – Аягоз – Семей – Усть-Каменогорск – Павлодар – Караганды – Нур-Султан – Кокшетау – Петропавловск – Костанай – Актобе – Уральск – Атырау… Вот путь, который прошел 72-летний Сарсенбай Котырашев. Далее следуют Бейнеу и Актау, где и окончится его первое путешествие.
– Да, именно прошел, именно пешком. И, естественно, первый мой вопрос: почему, и это в XXI веке?
– Кто бы обратил на меня внимание, если бы я поехал на машине или поезде, тем более летал бы самолетом? Тогда я был бы обыкновенным пассажиром. А моя цель – обратить на себя внимание общественности, быть услышанным.
– И каковы же ваши цели?
– Их три. Первое – популяризировать свою малую родину – Улытау. Второе – учет казахстанских ремесленников, занимающихся изготовлением традиционных казахских изделий – от ювелирных поделок, оружия до предметов быта. И третье – пропаганда кумыса.
– Давайте начнем сначала. Что такого необычного в Улытау?
– Улытау – центр кочевой цивилизации. Он находится в самом сердце Великой степи. Все знают, что именно в улытауской земле покоятся останки Жошы хана, Тохтамыша, Едиге. А это сакральные личности, оставившие неизгладимой след в казахской истории. Именно здесь человек впервые приручил лошадь. Но это – не начало начал. Поверьте, я говорю не о прочитанном и услышанном. Я рассказываю о том, что видел своими глазами. Поэтому со всей ответственностью утверждаю. Первые обсерватории, известные людям на данный момент, обнаружены здесь. Останки, конечно.
– Как-то не вяжется с общепринятым мнением. Мир знает Галилея, нам известно об обсерватории Улугбека, но…
– Сравнительно недавно в Улытау археологи обнаружили останки строений, которые долго не могли идентифицировать. Замечу, что там были не только отечественные ученые, но и зарубежные. В конце концов сошлись во мнении, что это древние обсерватории. Их сотни, и им более тысячи лет. То есть наши предки в те времена наблюдали за звездами, постигали тайны астрономии, предсказывали погоду. Есть и другие находки, которые противоречат современным умозаключениям.
– Например…
– Например, общепринято, что металлургия зародилась на Алтае. Мы были в полной уверенности, что это древние тюрки освоили секреты выплавки железа около полутора тысячи лет назад. А потом ученые находят плавильные печи на Улытау, которым более двух с половиной тысяч лет. Я сам видел их.
– Извините, конечно. Но ведь нет научных трудов, доказывающих ваши слова. Официальная наука утверждает обратное…
– Это временно. Я уже говорил, что раскопки вели не только казахстанские археологи. Все документы, касающиеся раскопок, переданы в нужные руки. Просто нужно время для составления отчетов, проводятся экспертизы, словом, откопать тот или иной артефакт – это только самое начало научной работы. Думаю, скоро появятся и труды, подтверждающие мои слова.
– Вы – кузнец, путешественник, реставратор, но для чего вам составлять реестр всех мастеров по традиционным народным ремеслам?
– Я путешествую впервые. По правде говоря, меня все отговаривали от этого пешего похода. Друзья, коллеги, родственники в один голос говорили: «Зачем тебе это, ты уже в возрасте, опомнись!» Но я настоял на своем, сумел переубедить. Потому что я уверен – всегда надо начинать с себя. Моя задача, поставленная перед самим собой, – объединить всех, кто занимается возрождением народного ремесла. Я прошел почти 90% намеченного пути, а увиденное не радует. Спасибо китайским и монгольским казахам. Именно они наиболее полно сохранили и донесли до сегодняшнего дня секреты древних мастеров. В Казахстане кое-что сохранилось на юге, в остальных регионах дела обстоят плохо. Я сам в этом убедился. Надо возрождать традиции, но поодиночке нас никто не услышит, необходимо объединяться. Только на сувенирах по мотивам старины мы можем прославиться на весь мир. Надо открывать мастерские, центры, цеха. А это – занятность населения, налоги, развитие туризма, укрепление национальной валюты, в конце концов. И это не говоря о духовной стороне дела. Когда-то я оставил работу с зарплатой в 120 тысяч тенге в Жезказгане и устроился в музей на 26 тысяч. Потому что стало обидно. Обидно, что абсолютное большинство населения не знает своей истории. Более того, уверены, что у казахов нет собственной истории. Вот эти чувства двигали мной всегда и сегодня тоже.
– Популяризация кумыса. Мне кажется про наш национальный напиток написано и рассказано уже много. Куда дальше?
– Моя мечта – сделать кумыс национальным брендом. Для начала одна история. В годы Великой Отечественной войны один пленный немец оказался в лагере в наших степях и подхватил туберкулез. Когда начальство лагеря поняло, что болезнь прогрессирует, и пленный может заразить других сидельцев и, не дай Аллах, сотрудников, просто выставили его из лагеря. «Убежать из степи невозможно, пусть сдохнет где-нибудь, спроса за фашиста не будет», – решили в лагере. Но немец выжил. Как вы, наверное, догадались, спасли его местные жители. Нашли блуждающего в степи больного, поняли, чем болеет, стали поить кумысом и вылечили. Поправившись, тот вернулся в лагерь, а со временем его отправили домой в Германию. Немец оказался предприимчивым. Поняв и оценив целебные и вкусовые качества кумыса, он дома прикупил несколько кобыл, организовал производство и даже наладил экспорт кумыса в соседние страны. Все бы хорошо, но свою продукцию он назвал «национальным немецким напитком». В настоящее время тот немец, конечно, умер, его дело продолжают зять и внуки. Разве не обидно? Но ничего, мы еще судиться будем. Надеюсь, они ответят.
Так вот, мой путь отсюда лежит в Актау. Там закончится мое путешествие. А дальше на поезде доберусь до столицы и организую обращение к Президенту страны. Дело в том, что до революции у казахов был национальный праздник – День кумыса. Он праздновался после уборки урожая, после того, как люди обосновывались на зимовках, в день, когда самая продолжительная ночь и самый короткий день, то есть 22 декабря. Сейчас праздник забыт. Вот и хочу возродить традицию. Это помогло бы нам самим вспомнить свои корни, привлечь население родственных тюркских государств, ведь даже в далекой Турции помнят свою колыбель. Такой праздник заинтересовал бы народы с кочевым прошлым, послужил бы объединению наших стран в единый Тюркский союз. А всем вместе нам не были бы страшны никакие агрессоры. Опять же – туризм, экономика, прибыль, рост благосостояния людей.
– Спасибо вам. Большое дело делаете. Пусть вам всегда сопутствует удача!
– Аминь!
Кайрат САТАЕВ