О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Для слуха казахстанского обывателя, в частности, атырауского, давно уже стали привычными слова «аким», «акимат», «маслихат». Согласно законодательству Республики Казахстан в круг обязанностей органов местного государственного управления и самоуправления входит ряд функций.
23 января 2001 года был принят Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». В соответствии с ним, местное самоуправление осуществляется отдельно в административно-территориальных единицах страны членами местного сообщества непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления. Аким административно-территориальной единицы наряду с функциями государственного управления осуществляет функции органов местного самоуправления.
Местный исполнительный орган (акимат) — это коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области или района, осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории. Акимат издает постановления, которые подписывает аким. Аким издает решения нормативно-правового характера и распоряжения по вопросам административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера.
Аким области представляет интересы области во взаимоотношениях с государственными органами, организациями и гражданами. Также он вносит Президенту представление о награждении государственными наградами, присвоении почетных и иных званий соответствующим лицам. В компетенцию главы региона входит назначение на должность и освобождение от нее своих заместителей по согласованию с уполномоченными вышестоящими государственными органами; руководителя аппарата акима области и руководителей его структурных подразделений; руководителей исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, за исключением руководителей, которым в установленном законодательством РК порядке предоставлено право ношения форменного обмундирования и присваивается воинское или иное специальное звание.
Также он решает вопросы применения к руководителям исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, и к акимам районов мер дисциплинарной ответственности. Помимо вышеперечисленного, аким области координирует работу районных акиматов и акимов, в пределах своей компетенции организует и обеспечивает исполнение законодательства РК по вопросам воинской обязанности и воинской службы, гражданской обороны, а также мобилизационной подготовки и мобилизации. Наряду с этим, в широкий круг руководителя области входит подписание контрактов, а также контроль за их исполнением наравне с уполномоченным государственным органом РК по вопросам приватизации, аренды, продажи предприятий, месторождений и других объектов государственной собственности.
Акимат состоит из аппарата акима и исполнительных органов, которые уполномочены акиматом на осуществление отдельных функций местного государственного управления и самоуправления, финансируемое из соответствующих местных бюджетов.
Акимат разрабатывает и одобряет прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров и представляет на утверждение маслихата планы, экономические и социальные программы развития области, обеспечивает их исполнение.
Решение вопросов местного бюджета и финансов также входит в список обязанностей акимата. Он решает и контролирует ряд ключевых социально-экономических аспектов, которые имеют приоритетное и важное направление в обеспечении благоприятной для дальнейшего процветания региона среды. Среди таких вопросов — создание условий для развития предпринимательской деятельности, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности на территории области, регулирование земельных и водных отношений, разработка генеральных планов застройки областного центра и многое другое.
Информационно-аналитическое, организационно-правовое и материально-техническое обеспечение деятельности акима осуществляется аппаратом акима.
Исполнительные органы, финансируемые из местных бюджетов, образуются, упраздняются и реорганизуются акиматом области в рамках схемы управления административно-территориальной единицей, утвержденной соответствующим маслихатом.
Маслихат (местный представительный орган) — это выборный орган, избираемый населением области или района, выражающий волю населения и в соответствии с законодательством определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление.
Депутатом этого органа может быть избран гражданин РК, достигший 20 лет. При этом он может быть депутатом только одного маслихата. Полномочия маслихата начинаются с момента открытия первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии маслихата нового созыва. В случае ликвидации административно-территориальной единицы, соответствующий маслихат ликвидируется. И он не обладает правами юридического лица.
Основной формой деятельности маслихата является сессия. Порядок проведения сессий определяется регламентом, утверждаемым на сессии маслихата. Маслихат в силу своей компетенции издает решения. Органом могут образовываться постоянные (не больше семи) и временные комиссии. Перечень и численный состав постоянных комиссий определяются маслихатом. На срок своих полномочий маслихат избирает ревизионную комиссию. Организационное, правовое, материально-техническое и иное обеспечение выборного органа осуществляет аппарат маслихата.
Малик КАРИЕВ,
начальник отдела инспекции и оценки государственных услуг Управления Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Атырауской области