НУЖНЫ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Чтобы каждая мера содействия занятости дошла до нуждающегося в работе человека, чтобы как можно яснее была картина с безработицей для принятия соответствующих мер и финансирования, в стране по каждому региону, области разрабатываются Карты занятости.
Для того чтобы разобраться, что из себя представляет Карта занятости по нашей области на 2013-2015 год, мы пригласили на интервью заместителя начальника областного управления координации занятости и социальных программ Гульмиру Шакирову.
— Что собой представляет эта Карта и как она разрабатывалась?
— Была создана рабочая группа и назначены кураторы из числа начальников отделов управления координации занятости и социальных программ, и организованы выезды в районы, где собирались полные данные для паспорта региона. В него вошли виды экономической деятельности, потребность в трудовых ресурсах, расписаны профессии, на которые есть спрос сейчас и на перспективу, источники трудовых ресурсов, и определялся баланс между спросом и предложением с выведением ожидаемых результатов. На первом этапе Карта занятости защищалась акимами сельских округов перед районными комиссиями. Кураторами совместно с акимами сельских округов проведен мониторинг по каждой семье, по итогам которого были выведены списки участников Программы занятости на 2013-2015 годы и утверждены акимом районов и города. В дальнейшем акимы округов будут отчитываться по достижению показателей, отраженных в Карте занятости. Это своего рода стратегический план развития каждого округа в сфере занятости. На втором этапе была проведена защита Карты занятости заместителями акимов города и районов на областном уровне, а уже на третьем этапе акимы города и районов представили карту перед областной комиссией с учетом замечаний и дополнений. По итогам работы сформирована областная Карта занятости, и создана еще одна мобильная группа по составлению Карты инвестиций региона, организованы выезды во все районы для определения возможности развития. И в итоге на сегодня мы имеем полную картину по безработным, которые нуждаются в работе, по самозанятым, которым необходима государственная помощь, чтобы они не пополнили ряды безработных. Также определены целевые группы из малообеспеченных, которые готовы участвовать в реализуемых программах.
— В ходе создания Карты занятости неизбежно велась большая аналитическая работа, которая позволила создать картину по занятости населения на перспективу. Что Вы скажете по этому поводу?
— За последние годы наибольшее количество рабочих мест было создано в сфере строительства крупных нефтегазовых сооружений, что позволило значительно сократить численность безработных до 14 тысяч. Для сравнения, в 2006 году безработных было 20 тысяч. Численность экономически активного населения области с 2009 года увеличилась с 259 тысяч человек до 283 тысяч. И этот рост будет продолжаться. Отмечается тенденция стабильного роста числа наемного персонала, который составляет 89% от общего числа занятых в экономике. По нашим прогнозам, в 2013-2015 годы число наемных работников составит 245,9 тысячи человек.
На рынке труда наблюдается сокращение численности самозанятого населения. Среди занятого населения число самостоятельно занятых в 2011 году составило 33,1 тысячи человек или 12 процентов от общего числа занятых.
В области достаточно высокий образовательный уровень рабочей силы. Высшее и среднее профессиональное (специальное) образование имеют 207,1 тысячи человек или 74,8% от занятого населения, а доля лиц со средним, общим, начальным образованием составляет 25,2%.
Вместе с тем, более 10 процентов населения все еще нуждаются в получении специальности или прохождении специальных краткосрочных курсов по переподготовке. Среди самозанятого населения около 12 тысяч человек или 36% не числятся в неформальном секторе.
Ежегодно на рынок труда выпускается огромное количество выпускников учебных заведений технического и профессионального образования и вузов, 30% из которых обращаются в органы занятости с целью трудоустройства. Это без учета выпускников учебных заведений Алматы, Астаны, России. Однако на рынок труда все еще выпускаются специалисты, невостребованные на региональном рынке труда, которые пополняют армию безработных, и это является одной из проблем занятости.
— Каковы же проблемы региона в плане занятости на сегодняшний день?
— В связи с окончанием общестроительных работ на проекте строительства завода «Болашак» в Атырауской области продолжается высвобождение работников. С начала 2012 года с проекта уволены свыше четырех тысяч человек. Из числа высвобожденных работников по области нуждаются в трудоустройстве три тысячи человек. Все уволенные работники ищут высокооплачиваемую работу, при этом, отклоняя предлагаемую центром занятости работу в реализуемых программах. В 2013-2015 годы работа органов занятости будет направлена на решение вышеперечисленных проблем. Ежегодно на рынок труда будут вступать свыше 3 тысяч выпускников учебных заведений, около 5 тысяч трудовых мигрантов, ориентировочно 150 освобождаемых из мест лишения свободы, 800 демобилизованных из вооруженных сил РК. Всего по нашим прогнозам в 2013 году будут нуждаться в трудоустройстве 20,4 тысячи человек, в 2014 году — 21,5 и столько же в 2015 году.
— Программа «Занятость-2020» и реализация крупных проектов форсированного индустриально-инновационного развития будут способствовать трудоустройству?
— Безусловно, рассматриваются пути решения трудоустройства. Однако, хочу заметить, что человек, находящийся в поиске работы должен и сам приложить определенные усилия для того, чтобы быть востребованным, способным заявить о себе как о специалисте, то есть работать над своим профессиональным ростом. С работодателями на крупных проектах был проведен анализ потребности в работниках в разрезе специальностей, определено наличие специалистов на рынке за счет высвобождаемых кадров и потребность в дополнительной подготовке. Так, на проектах ФИИР всего с 2013 по 2015 год включительно прогнозируется создание 24547 рабочих мест.
В этот же период, то есть с 2013 по 2015 год, Программой занятости планируется охватить 18 тысяч человек, в том числе обучением 6385. На реализуемые проекты в рамках второго направления программы «Развитие предпринимательства на селе» прогнозируется трудоустройство 2839 человек, а по четвертому направлению «Развитие сельских населенных пунктов» запланировано трудоустройство 3674 человек.
— В Программе «Занятость-2020» есть такое направление как «Повышение мобильности трудовых ресурсов», при котором люди из числа населенных пунктов с низким экономическим потенциалом переселяются в точки экономического роста. Кто может воспользоваться этой поддержкой государства?
— В республике определены 16 населенных пунктов по разным регионам с низким экономическим потенциалом. Наш областной центр — это населенный пункт с высоким экономическим потенциалом, поэтому сюда и переселяются, в соответствии с критериями программы жители из населенных пунктов Атырауской области. В марте в Программу были внесены изменения, в соответствии с которыми на переселение могут рассчитывать безработные из малообеспеченных семей, проживающие в ветхих домах и состоящие в очереди на улучшение жилищных условий более трех лет. Теперь, прежде чем переселять, следует обязательно решить вопрос с трудоустройством, чему органы занятости будут способствовать. На сегодня определены для переселения в благоустроенные квартиры областного центра из Махамбетского района 9 семей, из Исатайского — 4 семьи и 95 семей безработных жителей города, не имеющих жилья либо проживающих в ветхом.
— Сориентируйте, пожалуйста, нынешних безработных, тех, кто в поиске или перед выбором профессии, какие именно будут востребованы, а каких будет в избытке?
Мы разработали два вида прогнозов — оптимистический и пессимистический. В первом случае в регионе соотношение создаваемых рабочих мест показывает недостаток трудовых ресурсов. При этом будет наблюдаться недостаток трудовых ресурсов на вакансии специалистов с высшим образованием.
В 2013 году — 3813 вакансий, в 2014 году — 1674, в 2015 году — 1310 рабочих мест. В 2014 и 2015 годы нереализованными останутся и вакансии для специалистов среднего звена, а также будет наблюдаться нехватка квалифицированных рабочих. Анализ развития региона за последние годы показывает, что именно на эти рабочие места наблюдается ввоз иностранных специалистов.
При пессимистическом прогнозе, что связано с переносом сроков проекта будущего расширения на Тенгизе, на котором планировалось создание 15 тысяч рабочих мест, в регионе будет наблюдаться переизбыток трудовых ресурсов в 2013 году — 4571, в 2014 году — 4574, в 2015 году — 2693 человека. Поэтому работа центров занятости будет направлена на активное вовлечение их в программу занятости. Будет продолжено трудоустройство на социальные рабочие места лиц из целевых групп и на Молодежную практику. Здесь следует отметить, что при направлении на эти виды трудоустройства мы стараемся выбирать работодателей, у которых есть возможность в дальнейшем трудоустроить человека на постоянное рабочее место. Но обязывать его делать это мы не вправе, потому что, если бы у работодателя была возможность взять на постоянную работу, он и без нас это сделал бы. Но в данном случае он пошел нам навстречу, создал рабочее место, чтобы человек хотя бы 6 месяцев был занят, набрался какого-то опыта, навыков. А тем временем и сам работник должен суметь максимально себя проявить, как-то доказать, что без него здесь не обойдутся и сподвигнуть работодателя на то, что он ради него создаст даже новую штатную единицу. Что мы можем сделать, так это выйти с предложением в министерство длительность на этих видах работы продлить до одного года. И надеемся, что министерство учтет наше мнение, учитывая то, что еще ни одно предложение, выработанное нами, практиками, министерством не было отклонено.
Прошлый год был пилотным для программы, и она будет совершенствоваться.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА