НЕЗНАНИЕ МЕШАЕТ ГОСЗАКУПКАМ
Ситуация в сфере государственных электронных закупок до сих пор остается не урегулированной. Например, не решена основная проблема, которая касается бесперебойной работы официального сайта госзакупок. К тому же, если ранее госзакупками занимались специализированные отделы при исполнительных органах, то теперь эти функции на себя взяли служащие, часто не имеющие опыта в оформлении заявок. В результате этого фискальные органы выявляют правовые нарушения.
Напомним, первые шаги полного перехода процедуры на электронную основу несколько месяцев назад оказались не очень удачными — система Oracle, на базе которой создавалась площадка для проведения государственных закупок посредством Интернет, начала давать сбои либо переставала работать вообще. Предыстория такова, что с подачи Министерства финансов в целях искоренения коррупции и оптимизации заявок заказчиков, в стране решено было внедрить новую совершенную структуру электронных государственных закупок, которая смогла бы хорошо функционировать, как с ценовыми предложениями, так и с конкурсами. Основным государственным оператором выступил официальный веб-портал http://www.goszakup.gov.kz/. Речь шла о том, что все заказчики и организаторы в обязательном порядке должны заявлять свои годовые планы по новой виртуальной схеме. Нет наличных денег — нет коррупции. К работе приступили, но одного не учли – это то, что из-за огромного количества заказов сервер сайта не выдержит, «заболеет» перегруженностью и, в конце концов, «рухнет», как выражаются компьютерщики. Многие опоздали по срокам, в том числе и атырауские организации. Пошли жалобы заказчиков и поставщиков по поводу неудовлетворительной работы системы Oracle. Это возымело действие. В результате в министерстве решено было назначить тестирование с привлечением помощи московских специалистов. В настоящее время этим занимаются. Но пока проводится тест-контроль, ситуация на сайте остается прежней.
— Частично мы все еще продолжаем проводить госзакупки в бумажном формате, однако с июня текущего года переход на электронную систему будет окончательным, — комментирует начальник отдела госзакупок управления экономики и бюджетного планирования Айбек Саргожин. — Сейчас система Oracle проходит контрольное тестирование, которое, как ожидают в Министерстве финансов, наконец-то, приведет к требуемому результату и база начнет работать. Надеемся, что так и будет. Видимо, пока придется потерпеть.
Знание — сила
Вместе с тем, возник вопрос: «Кто и как производит госзакупки?»
Как нам объяснили в областном управлении финансов, например, в большей части атырауских учебных заведений и других типовых учреждениях этим занимаются самостоятельно.
Раньше всеми госзакупками занимались специализированные отделы при государственных органах управления, которые вели учет, по которому четко и ясно определялись конкретные товары, цены. Теперь же существует потенциальная опасность подачи заявки некомпетентным человеком, что может привести к потере времени и пустым финансовым затратам. В облуправлении финансов нам ответили, что те же самые бухгалтера с возложенной на них миссией справляются волне нормально. Правда, в некоторых организациях происходят сбои.
— В районных государственных учреждениях периодически происходит следующее — неправильно оформляют заявки на госзакуп, отправляют их в самый последний момент, что влечет за собой негативные последствия, — прокомментировал начальник управления Агентства по делам госслужбы Атырауской области Мухит Избанов. — Прежде всего, каждый госслужащий должен знать и руководствоваться Законом о государственных закупках. Незнание законов приводит к подобному горькому опыту. Вообще, для того, чтобы искоренить безграмотность в этом отношении среди госработников, мы выезжаем в районы совместно с ревизионной комиссией. Работаем с акиматами, которые собирают людей для разъяснений. А вот чтобы передать обратно проведение госзакупок в специализированные отделы при органах управления, это требует определенного финансирования. Я не могу сказать, будет ли рассматриваться подобное на уровне Правительства в будущем.
— Когда закупки организовывает директор какой-то школы вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, то это происходит, скорее всего, из-за нехватки кадров, целенаправленно занимающихся только госзакупом. Предполагаю, что в этом основная причина возникающих конфликтов, — говорит начальник отдела госзакупок управления экономики и бюджетного планирования Айбек Саргожин.
В школах и дошкольных учреждениях нефтяной столицы с госзакупками ситуация оказалась гораздо лучше. Мы обзвонили ряд таких заведений, директора которых заверили, что с этим никаких проблем нет и основной работе по воспитанию детей не мешает.
— Например, раньше у нас возникали неясности с тем, как подавать заявки посредством электронной системы, — рассказала директор атырауской авторской дошкольной гимназии №1 Алтынгуль Утебалиева. — После чего к нам приходили с разъяснениями из акимата и городского отдела образования. Сейчас все в порядке. Мы проводим закуп и в бумажном варианте, и в электронном. Я вполне уверена в том, что полный переход на закуп посредством Интернет-системы нисколько не отразится на организации заявок от нашего учреждения.
Покупают не у наших
Есть еще одна проблема, с которой сталкиваются при государственных закупках, — разница в возможностях расчета между зарубежными и отечественными поставщиками. Например, с российскими представителями можно рассчитываться с помощью лизинговой системы, а отечественные поставщики требуют оплатить свои услуги сразу. Поэтому приоритетом пользуются именно россияне. Это при том, что в Казахстане достаточно своих товарных ресурсов. В конечном итоге, средства из республики уходят в поддержку импортного производства. И это лишь немногие проблемы. Министерству финансов предстоит решить еще немало других организационных вопросов, мешающих развитию системы электронных госзакупок в стране.
Евгений САМАРИН