НЕПРЕОДОЛИМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Для людей с ограниченными возможностями очень важна их личная самостоятельность и независимость. Как любой человек, инвалид вправе рассчитывать на то, что он может войти в любое учреждение, социально-культурный объект, даже если он в инвалидном кресле.
Свою лепту в обеспечение доступности к транспорту инвалидов-колясочников внесла работа отмечающего в этом году свое десятилетие общественного объединения «Мүгедек әлемі» под руководством Гульбаршин Нуржигитовой. В рамках проекта «Борьба с тремя ступеньками» фондом «Сәби» по проекту «Инвалидам — достойную жизнь» в 2009 году были выделены три автомобиля. Сейчас все расходы по содержанию водителей, техническому обслуживанию этого транспорта включены в городской бюджет. Теперь стартовал очередной проект «Мүгедек әлемі», поддержанный ФЕЦА, — фондом Евразия Центральная Азия «Реабилитация плюс право». Ежедневно во второй половине дня в помещении объединения, расположенном в областном реабилитационном центре, инвалиды могут получить бесплатную юридическую консультацию.
Есть в законе о социальной защите инвалидов статья, в которой говорится об обеспечении инвалидам доступа к объектам социальной инфраструктуры. То есть, при проектировании, строительстве и застройке населенных пунктов, общественных и производственных помещений в обязательном порядке должен быть учтен доступ людям с ограниченными возможностями. В тех случаях, когда указанные объекты невозможно приспособить для их доступа, соответствующими физическими и юридическими лицами должны быть разработаны и осуществлены необходимые меры в наибольшей степени учитывающие потребности этих людей. Однако в жизни они продолжают сталкиваться с барьерами, которые мешают вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. И один из этих барьеров — затрудненное передвижение по улицам города в инвалидном кресле.
Асылай Акбергенова стала инвалидом в результате несчастного случая. Молодая, полная сил девушка оказалась прикованной к креслу. Но не в ее характере сидеть в четырех стенах, кляня всех на свете за такое испытание судьбы. Она самостоятельно научилась прекрасно шить и это ее хобби буквально спасает от скуки. Она участвует во всех социальных проектах, обучилась азам ведения бизнеса на курсах, организуемых фондом развития предпринимательства «Даму». А еще она увлекается танцами на колясках, причем успешно выступала в республиканских конкурсах. И работает диспетчером «Инва-такси». И как все женщины, любит за собой ухаживать, обожает прогулки на свежем воздухе. Вот только даются они ей с огромным трудом.
И в этом мы убедились сами, вызвавшись сопроводить ее на прогулке по проспекту Азаттык. Председатель «Мүгедек әлемі» Гульбаршин Нуржигитова, сильно переживающая за Асылай, просто не решилась отпустить ее одну на улицу. А почему? Читатель об этом догадается сам.
Итак, к отправной точке, а именно к остановке «Санаторий», Асылай приехала на машине, воспользовавшись услугами инва-такси. У этой машины есть специальное приспособление, по которому она, сидя в инвалидном кресле, съезжает на землю.
— В обычном такси такого удобства не предусмотрено, поэтому наши машины в этом плане очень удобны для колясочников, — поясняет Гульбаршин Балхашевна. — В день поступает по 15-20 заявок от желающих воспользоваться услугами наших машин. Это хоть в какой-то мере решает вопрос доступа к транспорту.
Поудобней устроившись, Асылай сама, вращая руками колеса коляски, медленно движется по тротуару. Она всячески пытается без посторонней помощи проехать весь путь от санатория до гостиницы «Ак Жайык», но на деле оказывается, что сделать это практически невозможно. Сердобольные прохожие то и дело предлагали свою помощь, которая с благодарностью ею принималась. Да к тому же, беспокоится Асылай и за свою коляску, которая вполне может выйти из строя, напоровшись на барьеры в виде поливочных труб, бетонных плит, постоянно попадающихся на пути и лежащих поперек тротуара. Но надо двигаться. Первое препятствие — поливочная труба. Мы с Гульбаршин медленно разворачиваем коляску задом наперед, осторожно перекатываем сначала задние, большие колеса, а потом, приподнимая, переносим на землю передние колеса.
Как же тяжело это делать. Но дело сделано, движемся дальше.
— Мне так хочется зайти в парикмахерскую, сделать прическу, — мечтательно говорит Асылай.
А вот и нужный нам объект. Судя по внешнему виду — салон не из дешевых, наверняка с полным набором косметических услуг. Да и мастера наверняка высшего класса. Мы с сожалением смотрим на Асылай. Нести Асылай в коляске на высоту с десяток ступенек нам явно не под силу. Никакого пандуса и в помине нет. Так что от этой затеи приходится отказываться. Разворачиваемся и держим путь дальше.
Возле одного из кафе, расположенного на достаточной от земли высоте, замечаем банкомат.
— А мне как раз надо снять деньги с карточки, — радостно восклицает Асылай. Но ее радость сразу улетучивается, как только мы подъезжаем ближе. Та же история — от земли слишком высоко, пандуса нет.
Приближаемся к стоматологической поликлинике. Пандус есть. Асылай подъезжает, хватается за поручень (вместо двух всего один) одной рукой, другой пытается, упираясь ладонями в стену, вкатить коляску. Но подъем оказывается очень крутым, так что после второй попытки девушка окончательно отказывается от своей затеи показаться стоматологу.
— Да что такое? — в сердцах восклицает Асылай. — Зачем их вообще делают, если ими невозможно воспользоваться, для галочки что ли? Даже я, с крепкими руками, не смогла подняться, а что говорить об инвалиде, у которого рука парализована? Ведь можно же еще при сооружении пандусов пригласить любого инвалида в коляске и предложить ему попробовать воспользоваться. Вот тогда толк будет и благодарность строителям. И польза для человека, который и так ограничен в своих возможностях.
Идем дальше. И вновь на пути барьер. Огромная бетонная плита, лежащая поперек дороги, как неприступная крепость. Асылай решительно разворачивается и решается ехать вдоль проезжей части.
Мы уговариваем ее не делать этого, так как проезжая часть для машин и ехать вдоль дороги совсем небезопасно. На что она отвечает:
— А что делать, если я по пешеходной дорожке не могу проехать. Не раз приходилось идти на такой шаг, хотя, понимаю что опасно.
Немного успокоившись, сделав передышку, мы продолжаем путь, надеясь найти на всем протяжении пути хотя бы к одному зданию настоящий пандус, сооруженный в соответствии с параметрами. И самое главное — используемый по прямому назначению. Тот, который строители возводили с мыслями о человеке, обделенном судьбой, прикованном к коляске, у которого есть все права беспрепятственного доступа в любое учреждение.
Вот и следующий пункт на нашем пути — поликлиника.
— Ну, уж здесь-то точно пандус есть, — облегченно вздыхаем мы, завидев по обе стороны лестницы пандусы.
Асылай, решительно направившись к нему, добросовестно пытается въехать, сделав несколько неудачных попыток. И это приспособление не отвечает стандартам. Места достаточно, и его можно было бы сделать длиннее и пониже. Так что по этому пандусу до входной двери поликлиники Асылай так и не удалось добраться.
Выезжаем со двора поликлиники и держим путь дальше.
Наконец-то замечаем к небольшому помещению на первом этаже трехэтажки надпись «Аптека». Хотя лестницы нет, перед дверью возвышение всего в несколько сантиметров. Но к этому возвышению пристроено приспособление, мало похожее на пандус в общепринятом смысле этого слова, но, по крайней мере, по нему инвалид действительно сам, без посторонней помощи может въехать. Но и здесь одно «но». Достаточно большой разрыв между пандусом и тротуаром, который и является первым препятствием. Неужели при сооружении нельзя было догадаться, что человек в инвалидном кресле на пандус должен въезжать с тротуара, а не по воздуху.
Движемся дальше, а Асылай все чаще начинает волноваться за свою коляску, которая от таких нагрузок, то есть вынужденной неправильной эксплуатации вполне может просто сломаться. И тогда уж даже во дворе своего дома нельзя будет погулять.
— Дальше ехать бесполезно, — раздосадованно говорит Асылай. — Одно успокаивает, что хоть с препятствиями, но мне с вашей помощью удалось прогуляться по центральной улице родного города. А ведь без вас в такой опасный путь я бы ни за что не отправилась. Как правило, вся нагрузка по обеспечению передвижения человека, прикованного к инвалидному креслу, даже в пределах дома или квартиры, ложится в прямом смысле на плечи проживающих с ними родных. Но и их силы небесконечны. К примеру, стареют родители ребенка-инвалида, а он взрослеет. И с каждым годом то, что раньше давалось с легкостью в плане обслуживания больного сына или дочери, становится все сложней. А постепенно, даже элементарная прогулка по городу или во дворе своего дома превращается в огромную проблему.
К счастью, в нашем городе достаточно добрых людей, молодых и не очень мужчин, которые безо всяких просьб вызывались нам помогать. Но это доброта и милосердие, а не свобода передвижения, которой так не хватает инвалидам. А ведь в данном случае полное развитие человеческого потенциала, усиление уважения прав человека, основных свобод вполне возможно достичь, если принять необходимые меры к выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих полноценной жизни людей с ограниченными возможностями.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА,
фото автора