В четвертом приоритете Послания Президента РК Н.А. Назарбаева «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» отмечено, что «учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации». Понятно, что данная задача возникла из-за необходимости улучшения человеческого капитала для реализации целей «Четвертой промышленной революции».
Как воспитать мотивированных, заинтересованных учеников, готовых дать бой непредвиденным трудностям завтрашнего дня, не говоря уже о решении актуальных сегодня проблем? Дилемма преподавателей заключается в том, что проще всего научить именно тем и проверить именно те навыки, которые также проще всего оцифровать, автоматизировать и отдать на аутсорсинг. Без сомнения, всегда будут важны практические знания об ультрасовременных технологиях. Изобретатели и творческие люди в большинстве случаев владеют теоретическими и практическими специализированными навыками. Изучая что-то, мы развиваем навыки обучения. Успешность образования заключается уже не в овладении определённым объемом знаний, а в расширении этих знаний и получении навыков их применения в новых ситуациях. Проще говоря, мир больше не поощряет людей за владение знаниями. Важно, как они распоряжаются этими знаниями, как ведут себя в мире и как адаптируются к нему. Потому что это и есть отличительное качество нашего времени: суть образования сегодня заключается в развитии креативности, критического мышления, умения общаться и сотрудничать; в актуальности знаний, понимании и способности использовать потенциал новых технологий; и последнее, но немаловажное — в личных качествах, благодаря которым люди могут самореализоваться и работать бок о бок для устойчивого развития человечества.
Традиционный подход к задачам заключался в раскладывании их на поддающиеся решению составные части, а затем преподавании ученикам техник их решения. Но сегодня эффективно также синтезировать разрозненные части в одно целое. Сегодня важны любопытство, открытость новому и создание связей между идеями, которые прежде казались не связанными друг с другом, а для этого необходимо иметь представление о различных областях знаний, а не только об одной, и быть восприимчивым к новой информации. Проведя всю жизнь в башне одной отрасли знаний, человек не сможет развить творческие навыки, не сможет сформировать полный образ идеи, а именно так появляются новые изобретения.
Кроме того, мир уже не делится на узких специалистов и работников широкого профиля. Специалисты обладают глубокими знаниями и имеют узкую область их применения, благодаря чему их опыт признан коллегами, но не ценится за пределами их сферы. Работники широкого профиля трудятся в более широкой сфере, но владеют неглубокими знаниями. А вот кто ценится всё больше, это «универсалы», способные применять глубокие знания в прогрессивно увеличивающемся наборе ситуаций и опытов, получающие новые компетенции, строящие отношения и берущие на себя новые роли. Они способны постоянно адаптироваться, а также постоянно учиться и расти, находить своё место в быстро меняющемся мире.
Что, возможно, важнее всего — в сегодняшних школах ученики обычно занимаются индивидуально, а в конце школьного года получают оценку своих личных достижений. Но чем более взаимосвязанным становится мир, тем больше растёт роль тех, кто способен объединять сообщества и находить точки пересечения между людьми в разных сферах жизни, работы и общественной деятельности. Инновации тоже редко создают люди, работающие в изоляции, — это результат общей мобилизации, обмена и объединения знаний. Поэтому школам следует готовить учеников к миру, в котором предстоит взаимодействовать с людьми из другой культуры и быть готовыми рассматривать и принимать разные идеи, перспективы и ценности; к миру, в котором люди должны уметь доверять друг другу и сотрудничать, несмотря на различия; к миру, в котором на их жизнь будут влиять вопросы, выходящие за рамки национальных границ. Иначе говоря, школы должны перейти от мира, где традиционные знания быстро обесцениваются, к миру, где растет влияние фундаментальных компетенций, основанных на актуальном наборе классических и современных знаний наряду с навыками, личными качествами и самообразованием.
Во многих школах по всему миру учителя и директора прикладывают множество усилий, чтобы помочь ученикам получить подобные знания, овладеть навыками и развить профессиональные качества. Но у существующего порядка вещей множество сторонников, и это знает любой, кто пытался освободить место для новых предметов в сегодняшней перенасыщенной школьной программе. В результате мы наблюдаем широкое, но поверхностное внедрение новых инициатив — развитие фундаментальных навыков и прогрессивной педагогики ограничено перегруженной школьной программой, которая лишь частично соответствует требованиям современности.
Основная причина, по которой перестроить школьную программу в соответствии с запросами современного мира кажется нам такой трудной задачей, в том, что нам не хватает организационных принципов, которые помогли бы расставить приоритеты в образовательных компетенциях и системно структурировать разговор о том, чему людям нужно учиться на разных этапах их развития.
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» предлагает чёткую и действенную, первую в своём роде организационную модель компетенций, необходимых в нашем веке. Для выполнения задачи, поставленной Президентом, Интеллектуальные школы разработали инновационную образовательную модель, которая интегрирует лучший казахстанский и международный опыт. Создание такой модели требует изменения содержания образования, методик обучения, принципов оценивания учебных достижений, сложившейся структуры школы, системы взаимоотношений.
Главная задача Интеллектуальных школ заключается не только в подготовке конкурентоспособных выпускников, но и в развитии системы среднего образования Казахстана путем трансляции своего опыта, в обеспечении равного доступа к качественному среднему образованию для всех.
Согласно поставленным задачам трансляция опыта осуществляется по следующим направлениям. Первое — это методическое сопровождение апробации обновленного содержания образования в пилотных школах области (по республике определено 30 пилотных школ, по Атырауской области 2 школы работают в режиме эксперимента: городская школа-лицей №17 и СОШ им. Ж. Мырзагалиева с. Тущыкудык Исатайского района.
Второе направление — трансляция опыта в общеобразовательные школы области (в рамках содержания интегрированной образовательной программы и программ уровневых курсов).
НИШ работает в партнерстве с пилотными школами, передавая свой опыт посредством групповых и индивидуальных консультаций, мастер-классов, семинаров по новым технологиям и методикам обучения, трехъязычной среде, системе критериального оценивания, направлениям и подходам в воспитательной работе, консультации по организации деятельности библиотек, организации практик для директоров школ (JobShadowing) на базе школ и другим.
Новым этапом развития системы повышения квалификации педагогов стало создание интегрированной системы профессионального развития, связанной с необходимостью смещения акцента с инноваций на качественную реализацию, поддержку инноваций через расширение тематики и форм повышения квалификации учителей.
Логическим развитием СПК Интеллектуальных школ стало создание Центра педагогического мастерства (ЦПМ). Во всех областных центрах были открыты филиалы ЦПМ при НИШ. В Атырау филиал был открыт весной 2013 года.
ЦПМ совместно со стратегическим партнером — Факультетом образования Кембриджского университета — разработал и реализует уровневые программы курсовой подготовки учителей и программу повышения квалификации для руководителей общеобразовательных школ РК.
За истекший период по различным программам уровневых курсов обучено 2 327 педагогов области. Одновременно 188 директоров школ области прошли переподготовку в рамках профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций на основе лучших мировых педагогических подходов и образовательной практики.
Айдарбек АЙТПУКЕШЕВ,
директор Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Атырау