Кто-то стесняется признаться, кто-то винит себя и кается, а для кого-то это – вполне приемлемый способ «воспитания» супруги. А женщины, в свою очередь, стыдятся или боятся предавать эти истории огласке либо обращаться за какой-либо помощью.
Идти некуда, на работу выйти пока не могу, на что я буду содержать детей? Но с каждым разом ситуация становится все хуже, невыносимо это больше терпеть», — подобные истории написаны слово под копирку.
Директор общественного фонда «Родник» Нина Балабаева связывает домашнее насилие с желанием мужчин контролировать абсолютно все: куда тратятся деньги, где находится жена, с кем она общается.
Чувство собственности и желание контроля присуще мужьям-«тиранам».
«Замешаны при этом все виды насилия – и физическое, то есть, побои, и психологическое, сексуальное и даже экономическое – когда женщина полностью материально зависит от супруга.
В последнем случае получить контроль над женой легче – осознавая свою зависимость, она и слова не может сказать «поперек», так как она привыкла жить «при муже»«, — отмечает Нина Николаевна.
«Она понимает, какой он, она не хочет, чтобы он был таким, но вынуждена согласиться. Это не ее вина, а ее беда, хотя всегда говорят, что женщина сама виновата. Она просто не знает как себя повести и куда обратиться.
И к сожалению, в нашем большом городе, в Алматы, нет кризисного государственного центра, куда бы жена, избитая мужем, и которую выгнали на мороз, могла бы пойти», — говорит Нина Балабаева.
Нина Николаевна рассказывает, что как раз сейчас фонд ведет переговоры с «Домом мамы», чтобы разместить там одну женщину, кого муж-тиран выгнал из дома с маленьким – год и 1 месяц – ребенком-инвалидом. Молодой маме пришлось жить практически на улице – под навесом магазинчика.
Опасно это еще и тем, что повзрослев, ребенок может перенести подобное отношение к женщине и детям в свою семью, ведь пример родителей является авторитетным.
Нужно отметить, что терпение женщин довольно велико – избитая женщина может терпеть до 15 эпизодов насилия. Причем это будут не толчки и пощечины, а весьма ощутимые побои.
Лишь только тогда женщина будет выбираться из данной ситуации, закрыв глаза на предстоящие трудности с работой, жильем, финансами и общественным мнением. У каждого своя шкала страха и сопротивления, отмечает Нина Николаевна.
«Когда женщине задаешь вопрос – «когда это все началось?», отвечают — когда я родила первого ребенка. А сейчас их четверо. Где логика? Здесь присуща цикличность — сначала бьет, потом просит прощения, дарит цветы, потом опять агрессия накапливается, попадает тем, кто находится рядом и все опять начинается. Женщины прощают, они же любят ушами», — рассказывает она.
Нередки случаи, когда женщина пишет заявление в полицию на супруга-тирана, а наутро приходит к участковому и забирает заявление, говоря, что все наладилось, выгораживая и защищая своего обидчика.
Выход из ситуации, когда женщина практически загнана в угол своим мужем, периодически применяющим к ней физическое насилие, бывает разным.
Например, однажды в фонд «Родник» обратилась женщина, которая сообщила, что ее соседка, живущая с тремя детьми, периодически поднимает на них руку. Таким образом, внутреннее несогласие с тем, что происходит в семье, мать вымещает на своих детях.
Чаще всего женщины решаются на развод. Но бывает и такое, что в качестве самообороны или когда у жены «накипело», происходит страшное.
У одного из кризисных центров Алматы проводился проект, когда представители фонда выезжали в места заключения и проводили беседы с женщинами, убившими своих мужей.
«Кто они, эти женщины? Пострадавшие или преступницы? Они сидят, их суд посчитал преступниками. Конечно, никто нет дает права убивать, но иногда точка кипения доходит до того, что человек не контролирует свои действия.
Женщина, конечно, раскаивается. Но уже поздно, человек ушел, а она сидит на скамье подсудимых. Закон предписывает такую норму, как защитное предписание.
То есть муж не имеет права приближаться к жене, он должен ее оставить в покое, но как это проконтролировать и обеспечить?», — рассказывает Нина Балабаева.
А вот что говорит ислам по этому поводу. Так, на сайте Центральной мечети Алматы приводится цитата из сборника религиозно-житейских правил Ильмихал, где говорится, что мужчина может ударить жену.
Однако только в трех случаях: за отказ от супружеских обязанностей, за несовершение намаза и за то, что выйдет из дому без разрешения. Правда, там же приводится оговорка — ударить жену можно, если это возымеет эффект.