НАША ЗАДАЧА — СФОРМИРОВАТЬ ЛИЧНОСТЬ
Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил: «Если, воспитывая подрастающее поколение, мы сможем привить в нём благородство и национальные ценности, то тогда мы сможем воспитать гражданина, способного внести свою лепту в процветание своей Родины».
Для казахского народа, как и для всех народов, вершиной счастья считались потомки. И поэтому жизнь без детей сравнивали с тьмой, воспринимали как трагедию и несчастье. Ребенок был самым дорогим существом. Но в условиях глобализации одним из путей сохранения национальных и семейных ценностей является его направленность.
Ученый Ш. Ахметов основу семейного воспитания связал с восемью вопросами. Во-первых, все начинается с воспитанности. Именно это качество родители прививали своим детям в первую очередь. Во-вторых, учили быть благородными и доброжелательными. В-третьих, быть послушным и отзывчивым. В-четвертых, быть честным. В-пятых, внимать и впитывать слова учителя и почтенных стариков. В-шестых, почитать и уважать старших, родителей. В-седьмых, не упрекать в ошибках, не осуждать кого-то попросту, особенно если у человека есть природные недостатки. В-восьмых, быть героем, который готов защитить свой народ, служить народу, все свои возможности и таланты посвятить народу. Обо всем этом наши предки не только рассказывали, но и показывали на примерах, точнее через колыбельную песнь и героические эпосы, сказки и легенды, пословицы и поговорки, айтысы и терме.
Главное требование, поставленное перед сферой образования, заключается в формировании в личности национальных и гражданских ценностей, в помощи в освоении своей будущей специальности. Талантливый учитель воспитает талантливого ученика. Здесь важно не только качественное образование, но и воспитание. Мы должны дать образование детям, создать условия для их разностороннего развития. В первую очередь, мы должны рассматривать каждого ребенка как отдельную личность, распознать его способности, какой вид спорта он любит, какому виду искусства близок и т.д. Важную роль в этом играют педагоги и родители. Здесь хочу отметить деятельность Атырауского гуманитарного колледжа им К. Дутбаевой. У наших педагогов-психологов есть критерий, по которому они работают: колледж-студент-родитель. В прошлом году программа психолога Гайни Султановой была названа лучшей в Атырауской области. В процессе учебы наши преподаватели стараются распознать не только интерес учащихся к предмету, но и выявить их способности.
Кружки, клубы, сообщества и общественные организации в учебных заведениях тоже играют немаловажную роль. У нас работают клубы молодых поэтов «Жас қалам», дебатов «Эверест», клуб художников «Жасөркен», танцевальная группа «Қаусар» и другие. Ежегодно студенты нашего колледжа участвуют в областных, республиканских, международных олимпиадах и конкурсах. Мы гордимся нашими победителями. Например, в прошлом учебном году в честь Дня Первого Президента в Прикаспийском современном колледже проводились дебаты, на которых наш студент 3-го курса Думан Мендешев занял первое место и был назван лучшим спикером. А на 10-ой олимпиаде педагогических отрядов среди одаренных студентов, которая проходила в городе Петропавловске, наш педагогический отряд занял почетное второе место. Также художники нашего клуба «Жасөрен» заняли первое место в областном конкурсе «Молодежь против коррупции». И таких примеров у нас много.
Конечно, время не стоит на месте. И вместе со временем появляются новые понятия и значения, новые взгляды. В соответствии с требованиями времени личность с развитым мышлением, знающая несколько языков, образованная, мастерски владеющая своим делом, сможет быть активным членом общества и принимать участие во всех сферах деятельности.
Айжан КАРАБАЕВА,
директор Атырауского гуманитарного
колледжа им. К. Дутбаевой,магистр педагогических наук