На рельсах честности
В рамках Соглашения между Агентством РК по делам государственной службы и противодействию коррупции и АО «Пассажирские перевозки» продолжает действовать Проектный офис «Адал Жол». Проект нацелен на проведение работы по выявлению и устранению причин и условий коррупционных проявлений при осуществлении железнодорожных перевозок.
Национальные компании, наряду с государственными органами и организациями, занимают центральное место в усилиях Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции в вопросах борьбы с коррупцией. Подкуп в деятельности национальных компаний является всеобщей проблемой, затрагивающей компании всех размеров и сфер деятельности. Коррупция представляет собой сложную и многогранную проблему, которую ни уполномоченный орган, ни национальная компания не в состоянии решить, действуя в одиночку. Поэтому принимаются меры в целях содействия укреплению корпоративной добропорядочности.
Государство может оказать содействие компаниям в принятии таких инвестиционных решений посредством сочетания применения санкций и стимулирования соблюдения требований надлежащей практики. То есть, эффективные, соразмерные и оказывающие сдерживающее воздействие санкции являются базовым требованием. Такая политика применения санкций и одновременно стимулирования, или политика «мягкой силы», в настоящее время проводится Агентством. Суть ее заключается также в одномоментной концентрации усилий ведомства, ограниченных во времени, в решении конкретных жизненных проблем граждан.
Фокусирование на конкретных «объектах» позволяет добиться более эффективных результатов и направить усилия на решение конкретных задач. В рамках апробации вышеуказанного подхода в июле Агентством проведен мониторинг деятельности АО «НК «Қазақстан темір жолы» по вопросу отсутствия билетов в кассе ж/д вокзалов.
Результаты проведенного мониторинга показали наличие таких проблем, как отсутствие билетов в кассах и присутствие на ж/д вокзалах их перекупщиков, продажу билетов по завышенной цене и возможность безбилетного проезда. Мониторинг наполняемости составов также показал, что во время следования в вагонах имелись свободные места даже по самым востребованным направлениям. Было отмечено, что существующие проблемы носят системный характер и вызвало необходимость проведения работы по принципу 24/7 и привлечение Агентством ресурсов иных субъектов противодействия коррупции.
Как известно, в результате было принято решение о создании проектного офиса в АО «НК «Қазақстан темір жолы». 29 августа 2018 года между Агентством и АО «Пассажирские перевозки» подписано Соглашение о сотрудничестве по противодействию коррупции на железнодорожном пассажирском транспорте. В рамках Соглашения предусмотрено создание Проектного офиса «Адал Жол» в штате АО «Пассажирские перевозки», по выявлению и устранению причин и условий коррупционных проявлений при железнодорожных перевозках.
— В рамках проекта будут устраняться проблемы, препятствующие надлежащему функционированию железнодорожных перевозок. Проектная команда при участии представителей бизнес-сообщества, экспертов и общественности нацелена поэтапно проводить аналогичную работу, вырабатывать конкретные меры по снижению уровня коррупции во всех дочерних организациях АО «НК КТЖ» по всем направлениям деятельности, — проинформировал руководитель управления департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Атырауской области Жанибек Каражанов.
Штатная численность АО «НК КТЖ» составляет порядка 180 тыс. человек, то есть, примерно каждый 70-й работоспособный гражданин страны так или иначе связан со сферой железнодорожных перевозок. Проектный офис нацелен работать по принципу «косплаенс-службы». Он отличается от привычных служб внутреннего аудита тем, что находясь в штате компании, результаты работы предоставляются уполномоченному органу по противодействию коррупции.
Открытие проектного офиса и внедрение «комплаенс-службы» и является инвестиционным решением проблемы коррупции в национальных компаниях. Вышеуказанный подход также нацелен на установление рамок взаимодействия государства не только с национальными компаниями, но и с частным сектором. По итогам успешной реализации внедрения проектного подхода в антикоррупционной политике в дальнейшем данный опыт будет распространен и на другие сферы.
Напомним, в Атырауской области, в период с 18 по 21 июля 2018 года, членами областной специальной мониторинговой группы совместно с сотрудниками департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по Атырауской области был проведен мониторинг качества работы казахстанских железнодорожных компаний на вокзале Атырау. Осуществлен выход тайных покупателей для выявления «посредников» и продажи мест проводниками железнодорожных перевозчиков. «Тайными покупателями» установлено, что хотя в кассах вокзала в продаже не имелись билеты по указанным направлениям, в поездах были свободные места. К примеру, тайный покупатель договорился о безбилетном проезде до станции Шымкент за 20 000 тенге на поезде «Атырау — Алматы». В августе проводников, которые перевозили пассажиров без билетов, наказали выговорами.
Светлана НОВАК