На дне

На ДНЕ Актуально

Почему общественность считает, что дноуглубительные работы на Урале провели некачественно? Кто ответственен за результаты проведенной работы? И зачем нам нужен Фонд спасения Урала и Каспия? Эти вопросы обсудили за круглым столом, организованным эколого-правовым центром «Глобус».

Вода все смоет?

О проблеме Урала, его низкой водности рассказала директор ОО «Глобус» Галина Чернова, подчеркнув, что воп­рос оздоровления реки становится ключевым моментом. Урал для региона является источником питьевой воды, город стоит на реке, другого источника обеспечения живительной влагой нет. Подземные водоносные горизонты содержат высокое количество солей, высоко минерализированы.

– Колоссальное оздоровление принесли бы Уралу дно­углубительные работы, создание перекатов, с тем, чтобы моряна приносила бы больше воды, – считает Галина Чернова. – Свойство Урала удивительное, если дует выгон, то он дует в море, а если ветер с моря, тогда он приносит обновление воды. Сейчас моряна стала наб­людаться довольно редко, и не столь интенсивно, как это имело место прежде.

Показательно то, что в прошлом году ни одна из атырауских компаний, имеющая соответствующее оборудование, не взялась за проведение дноуглубительных работ по причине их высокой себестоимости. В 2017 году на дноуглубительные работы было выделено более 1,5 млрд. тенге. Генеральным подрядчиком этих работ стал Павлодарский речной порт.

Общественники не поленились и сделали замер одного участка на Урале, на котором были проведены дноуглубительные работы.

– Речники должны были сделать перекат, то есть дноуглубление не менее трех метров. А когда мы стали проверять, то глубина варьировалась от 76 см и до максимума 1,5 метра. Поднялись на обвалованную площадку, куда рабочие должны были складывать грунт. Они должны были изъять 42 тысячи тонн грунта, донных отложений. А увидели там маленькую кучку, максимум полтора куба. На вопрос исполнительному представителю Павлодарского речного порта: «А где остальной грунт и донные отложения?» – услышали: «Водой смыло», – поделилась Галина Чернова.

Депутат городского маслихата, юрист Салтанат Рахимова обратилась с депутатским запросом в областной акимат по вопросу дноуглубительных работ, целевого использования бюджетных средств, инициирования соответствующей проверки. Из акимата поступил ответ, что запланированные работы были выполнены, и в их процессе были внесены некоторые изменения в проектно-сметную документацию, сокращен объем извлекаемого подводного грунта.

– У меня вопросы, кто осуществлял технический надзор за дноуглубительными работами, а также кто проводил авторский надзор? Без согласования нельзя вносить изменения в уже согласованный проект, –пояснила С. Рахимова.

Депутат Салтанат Рахимова считает необходимым инициировать проверку со стороны компетентного государственного органа на предмет целевого расходования бюджетных средств, направленных на дноуглубительные работы реки Урал.

 

Реальная цена спасения

В конкурсной документации госзаказа на дноуглубительные работы заложена цена в 450 тенге за кубометр вынимаемого грунта, но она не покрывает реальных затрат проводимых работ по дноуглублению реки, уверен советник ТОО «Квантум плюс» Халидулла Саткаев.

– Ни одна компания себе в убыток работать не будет. Пусть выделяются средства на дноуглубительные работы, соответствующие реальному расходованию средств, а не закладывается цена, которая изначально занижена и не отражает реальных затрат исполнителя, – высказывается Х. Саткаев. – Надо копать и вывозить грунт, поднятый со дна реки, а чтобы вывозить, требуется предусмотреть проект по вывозу и соответствующие пути.

Директор Атырауского речного порта Кайрат Дербисалин сделал акцент на другой стороне проблемы – отсутствии судоходства, очистке береговой зоны.

– Есть Каспийский судоходный канал, и с 2012 года он не копался. В прошлом году там проводились дноуглубительные работы, предварительные, будем так говорить. Копали с верха. Обычно копают с устья и вверх, чтобы это все вымывалось, – высказался К. Дербисалин. – Никакая моряна не пройдет, если там глубина практически метр. Я как рыбак-любитель зимой выходил, пробивал лунку во льду, удочку закидывал, а она не шла, глубины нет. Ил уплотняется. Если его не рыхлить, он не будет уходить. В Атырауском речном порту низкий процент загрузки судов, хотя желающих сделать заказы достаточно. Согласно статье 257 Экологического кодекса РК, с 1 апреля по 15 июля судоходство и дноуглубительные работы вообще зап­рещены. Хотя это изначально судоходный канал, его в 30-х годах специально прорыли, для прохода рыбы есть рыбоходный канал Яицкий с правым и левым рукавами. Я не прошу отменить запрет, моя рекомендация изменить статью. Нонсенс, судно с рыбацкой сетью может ходить, ловить рыбу, а просто груз не может пройти. Почему? Надо меры конкретно прописать.

 

Вместе с тем ветеран рыбной отрасли, общественный активист Бостан Сулейменов, сделал акцент на то, что канал прорыт, прежде всего, именно в интересах рыбного хозяйства. В отношении сроков движения судов тоже не все так просто. Некоторые участники круглого стола обратили внимание, что в Российской Федерации на стоке реки Волги режим движения судов более мягче, но ведь Волгу и Урал сравнивать никак нельзя.

Б. Сулейменов предложил дноуглубительные работы проводить под контролем общес­твенности.

– Должна быть полная оценка работ с точки зрения их экономической и экологической эффективности с обязательным участием общественности. Требуется создать Совет при управлении природных ресурсов и природопользования с включением в его сос­тав специалистов, экспертов и, конечно, заинтересованной общественности, – обозначил Б. Сулейменов.

Также общественники предложили внести рекомендации в Министерство сельского хозяйства РК, являющегося администратором регулирования работ на водных объектах рес­публики, о создании береговой инфраструктуры, которая будет способствовать минимизации воздействия на Урал, так как идет сброс мусора и грязи. Руководитель ОО «Оралман Жайык» Кудабай Каржауов считает, что необходимо создать Фонд по спасению Урала и Каспия, ведь эти водные сис­темы находятся на грани экологической катастрофы.

Участники круглого стола, отметив важность поднимаемых вопросов, подчеркнули, что для улучшения качества жизни необходимо активное участие общественности при мониторинге использования бюджетных средств. По итогам собрания принятые рекомендации планируется направить в Парламент и Правительство Республики Казахстан, государственные органы Прикаспия, депутатам городского и областного маслихатов.

Светлана НОВАК

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна