МЫ НЕ «ТЕРПИМ» ДРУГ ДРУГА, А ДРУЖИМ
Наши соседи — астраханцы слово «толерантность» не признают: при опросах, посвященных толерантности, россияне, не сговариваясь, пишут в анкетах: «Не надо этой западной вещи, как толерантность, оставьте нам наши дружбу и единство». Более того, эксперты считают, что англо-американский термин «толерантность», как в России, так и в Казахстане, не вполне характеризует более спокойный и дружелюбный стиль здешнего общения.
Сегодня своими соображениями на этот счет с нашими читателями делится руководитель Центра этнополитических исследований при Астраханском филиале Российской академии госслужбы при Президенте РФ Виктор Викторин.
Исторический «Северный Прикаспий» — это Атырауская и Астраханская области, часть Республики Калмыкия и маленький участок Республики Дагестан. Речь сейчас хочу завести о границе не только государственной, но и административной. Это граница и несколько рубежей природно-климатических зон, Европы и Азии, христианства и ислама, кочевого и оседлого мира.
Астраханская область протянута с юга на север, Атырауская — с запада на восток. Вторая обширнее первой в три раза по площади, первая же имеет население в 2 раза многочисленнее. Это многовековое историко-культурное и традиционное единство. Этнический и конфессиональный состав населения весьма близок, родственные и дружеские связи жителей самоочевидны.
Избегая тенденций этноцентризма и конфессионального экстремизма и умело противодействуя им, важно опираться на лучшие традиции этносов и религиозных общин, проживающих на наших территориях, сложившийся стиль их общения. Англо-американский термин «толерантность» (как напряженная ответственность за свою личную и общественную роль), право же, не вполне характеризует более спокойный и дружелюбный стиль здешнего общения. Вообще, слово это пришло к нам, на просторы СНГ, так сказать, со стороны, и не все наши реалии отражает. Разве же мы просто-напросто «терпим» друг друга — таких интересных, очень разных и непохожих?
Я внимательно изучал знаменитую «Декларацию принципов толерантности», принятую ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. (ратифицирована Россией в 1998 году и Казахстаном в середине 2000-го). Соблюдать ее, конечно, надо. Но там скрыта небезопасная мысль: «Постоянно думай, не обидел ли кого, отвечай перед собою даже в мыслях, контролируй себя и окружение». Так нужно ли нам, в Волго-Уральском дружном регионе, на многоликом севере Прикаспия так ходить «по струнке»?! Не терпеть друг друга, а продолжать дружить нам, двум независимым государствам, нужно. Как в Атырау, так и на Астраханской земле за последние годы обозначен целый ряд мемориальных мест, освоенных совместно и уважаемых по обеим сторонам госграницы. Ярким символом дружбы и сотрудничества, например, является мост через реку Кигач, отражающий тесное дружеское общение между Казахстаном и Россией.
Виктор ВИКТОРИН,
руководитель Центра этнополитических исследований при Астраханском филиале Российской академии госслужбы