Общество

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖКХ — НЕОБХОДИМОСТЬ

Немаловажным фактором для каждого из нас является то, в каких условиях мы проживаем, насколько они комфортны.В то же время, комфортность проживания в отдельно взятой квартире тесно взаимосвязана с удобством расположения, функционирования и использования жильцами общего имущества многоквартирного жилого дома, к которому относятся подъезды, лестницы, лифты, благоустроенная придомовая территория и т.д.

В целом, в сфере жилищных отношений, как в одном из наиболее актуальных социальных направлений, нельзя не отметить наличие многих проблемных вопросов, так, например, в Казахстане повсеместно преобладает иждивенческий подход к общедомовому имуществу, что приводит к взаимной безответственности участников отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Так, жильцы дома зачастую небрежно относятся к сохранности общего имущества объекта кондоминиума — ломают двери, домофоны и окна в подъездах, портят и разрисовывают стены дома, мусорят в подъездах и на придомовой территории и т.д.
В свою очередь, орган управления объектом кондоминиума в силу разных причин (нехватка денежных средств, недобросовестность либо безответственность руководителя и т.д.) не принимает должных мер по содержанию общего имущества в надлежащем состоянии.
Такое положение дел приводит к взаимным обвинениям и недоверию — жильцы винят КСК в бездействии и нерезультативном сборе денежных средств, КСК обвиняет жильцов в неплатежах и небрежном отношении к общему имуществу дома и т.д.
В данном случае необходимо понимать, что содержание общего имущества в надлежащем виде возможно только при достаточном взаимодействии собственников квартир и органа управления объектом кондоминиума.
Таким образом, возникает необходимость разработки и внедрения оптимальной модели управления и содержания жилищного фонда страны. В настоящее время данный вопрос прорабатывается на законодательном уровне.
Реформирование системы управления жилищным фондом должно начинаться с системы взаимодействия собственников квартир и органа управления объектом кондоминиума. Профессиональный подход, построение доверительных и партнерских отношений в данном случае видится ключом к повышению эффективности управления многоквартирным жилым домом.
Тут надо отметить, что многоквартирный жилой дом — особый объект управления, поскольку помещения в нем предназначены для постоянного проживания людей. А это значит, что в квартирах должны быть созданы условия для комфортного проживания. Это подразумевает, как минимум, возможность пользоваться всеми обычными коммунальными услугами.
В отличие от индивидуальных домов, этот комфорт каждый собственник квартиры не создает себе сам. Возможность пользоваться коммунальными услугами обеспечивается через общедомовые сети.
Поэтому создание комфортных условий для проживания — одна из задач управления домом.
Для безопасного проживания необходимо также, чтобы все конструкции и инженерные коммуникации и оборудование дома были в рабочем состоянии, чтобы была исключена угроза аварий, разрушений, угрожающих жизни, здоровью людей и сохранности их имущества.
А значит, в задачу управления входит обеспечение необходимого обслуживания, ремонта общего имущества.
Требования к безопасности включают также и обеспечение нормальных санитарно-гигиенических условий в помещениях общего пользования и на придомовой территории, предотвращение пожаров и противоправных действий.
Квартиры в многоквартирном жилом доме — это недвижимость, которая имеет определенную рыночную цену. Квартира — это не только помещение, в котором можно жить самим и оставить детям и внукам. Это еще и «капитал», который при необходимости можно превратить в деньги.
При плохом техническом состоянии дома (изношенные инженерные коммуникации, протекающая крыша, неприглядный внешний вид) снижается цена квартир.
Поэтому в задачу управления входит сохранение, а еще лучше — увеличение рыночной стоимости квартир через улучшение состояния дома в целом.
Поскольку общее имущество в многоквартирном доме принадлежит многим собственникам, необходимо достигать согласия большинства, а иногда и всех по вопросам, связанным с содержанием дома (включая размер общих расходов).
Но интересы и финансовые возможности разных семей в доме различны. Поэтому одной из важнейших задач управления является работа с собственниками квартир (помещений) — вовлечение людей в обсуждение вопросов содержания дома, выявление общих интересов, помощь в нахождении решений, устраивающих большинство, а также доступных для большинства размеров расходов на содержание дома.
Эффективное расходование тех средств, которые люди вносят на содержание дома и оплату коммунальных услуг — еще одна чрезвычайно важная задача управления многоквартирными жилыми домами.
Таким образом, управление многоквартирными жилыми домами — это сложный и чрезвычайно разнообразный вид деятельности, важная и неотъемлемая часть их содержания.
В основу Программы модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы, в части жилищного сектора, заложены мероприятия, позволяющие обеспечить надлежащее содержание жилищного фонда, а также энергосбережение в жилищном хозяйстве, в том числе проведение ремонта с целью снижения потребления именно тепловой энергии.
При комплексе работ по термомодернизации здания устанавливаются автоматизированные системы учета и регулирования теплопотребления. Это является одним из основных условий программы модернизации.
Постановлением Правительства РК от 29 апреля 2014 года за №410 были утверждены изменения в Программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Изменения коснулись ремонта многоквартирных жилых домов.
В новой редакции исключаются все типовые виды ремонтных работ, которых было шесть, и утверждены два вида ремонта:
минимальный вид работ — это ремонт (утепление) кровли, подъезда и подвала жилого дома;
максимальный вид работ — это ремонт (утепление) кровли, подъезда, подвала, фасада, лифта (при наличии).
Исключением из вышеизложенного является проведение ремонта подвала (включая инженерные сети) при условии, что в проведении ремонта кровли, фасада и подъезда дом не нуждается. При комплексе работ устанавливаются автоматизированные системы регулирования теплопотребления и общедомовые приборы учета тепловой энергии.
Кроме того, отменено требование о предварительном взносе для собственников квартир. Такие меры были приняты ввиду того, что многие жители не могли накопить этот взнос за короткий срок и, соответственно, их дом не подпадает под участие в программе.
Исключаются конкурсные процедуры по выбору субподрядной организации, таким образом, выбор субподрядчика остается за самими жильцами домов. Выбор осуществляется на общем собрании жильцов с составлением протокола собрания и подписями жильцов данного дома.
В 2014 году по городу Атырау запланировано отремонтировать 19 домов. Необходимая сумма денежных средств из республиканского бюджета поступила в область. По всем домам собраны нужные документы (протоколы согласия, акты техобследования и энергоаудита, составлены ПСД.) Хотелось бы отметить, чтобы жители воспользовались и руководствовались вышеуказанным Постановлением правительства, где четко указаны права и обязанности каждого участника Программы модернизации. Правительство предоставляет действия по ремонту домов самим жильцам.

Серик ХАЙРУШЕВ,
директор филиала АО «КазЦентрЖКХ»
по Атырауской области,
иллюстративное фото из архива «ПК»

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button