Мирно о спорном
Об урегулировании и предупреждении различных конфликтов и споров, возникающих в школах между учителями, родителями и учениками, шла речь на семинаре-тренинге «Медиация в сфере образования. Школьная медиация», организованном коммунальным государственным учреждением «Қоғамдық келісім».
Немало конфликтных ситуаций возникает в школе между самими учениками. Девочке объявили бойкот 30 одноклассников. От нее отвернулись близкие подруги, пропало желание ходить в школу. Маме жаловаться не хотелось, и из близких никто не заметил изменений в поведении девочки. В результате чуть не случилось непоправимое – была попытка суицида. Помогла помощь медиатора. Разбираясь в ситуации, выснили, что среди детей развернулась борьба за первенство, каждый хотел показать свое превосходство над другим. Об этом случае, произошедшем в одной из актюбинских школ, и других подобных рассказала на семинаре-тренинге руководитель «Западно-Казахстанского центра медиации и переговорного процесса» Алия Куртаева.
— Для того чтобы внедрить в Атырауской области метод школьной медиации, необходимо создать в каждом образовательном учреждении школьную службу, — говорит Алия Куртаева. – В первую очередь необходимо обучение кураторов, потому что только зная технику проведения примирительных процедур, можно запускать этот метод.
Школьная служба нужна для того, чтобы конфликтные ситуации, возникающие в школе, не выходили за ее пределы, чтобы можно было их мирно решить на месте, не доводя дело до суда. В первую очередь, этот метод направлен на предупреждение и профилактику преступлений среди подростков, детского суицида, бойкотирования, травли, о чем не всегда знает администрация школы. Преимущество медиации – это конфиденциальность, равноправие конфликтующих сторон, так как медиатор является нейтральной стороной, которая помогает им услышать друг друга, разрешить конфликт в ходе переговоров, беседы.
Как отметила заведующая секретариатом областной Ассамблеи народа Казахстана Гульмира Шакирова, в ходе XX сессии Ассамблеи народа Казахстана Атырауской области аким области, председатель Ассамблеи народа Казахстана Атырауской области Нурлан Ногаев особо отметил значимость проводимой АНК работы в рамках «Закона о медиации». В связи с этим, в текущем году в планах АНК развитие работы по медиации в четырех направлениях: семейная, школьная, межэтническая и трудовая медиация.
С момента принятия Закона РК «О медиации» в 2011 году урегулирование споров активно внедряется во все сферы жизни и общественных отношений. 2016 год стал переломным, был подписан ряд меморандумов о сотрудничестве, в частности, между Верховным судом и АНК РК. С 1 января по 1 июля текущего года Верховным судом в качестве пилотного проекта во всех судах общей юрисдикции внедряется обязательная медиация по отдельным категориям гражданских дел. В частности, по вопросам об определении местожительства детей, взыскания алиментов, изъятия ребенка из семьи, по расторжению брака и разделу имущества. Метод школьной медиации хорошо апробирован в России, успешно запущен в Актюбинской области в 21-ой средней школе. Вопросы медиации призван решать «Западно-Казахстанский Центр медиации и переговорного процесса», находящийся в г. Актобе и работающий по Западному Казахстану. Два его представительства работают в Атырау и Уральске.
Участниками тренинга были директора школ области, школьные психологи, представители гороо, облуо, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратуры и др. В ходе семинара участники разыгрывали различные конфликтные ситуации и способы выхода из них с помощью медиатора. Они делились мнениями, задавали вопросы, в частности, о финансировании проекта, об отличии медиаторов от школьных психологов и социальных педагогов, эффективнее ли приглашать медиатора со стороны или обучить своих сотрудников и др.
Впечатлениями о семинаре делится директор областной детской деревни семейного типа «Шанырак» и Дома юношества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Гульсара Ботатаева:
— Данный семинар дает большие надежды на решение споров не только в школах, но и с родителями, с общественностью в рамках медиации. Мне по роду деятельности приходится сталкиваться с судебными процессами в отношении несовершеннолетних детей, у которых родители по тем или иным причинам оказываются на суде по лишению родительских прав, ограничению или взысканию алиментов и др. И в этих случаях введение медиации дает нам большую возможность решить эти проблемы без вреда для ребенка. Я бы хотела получить квалификацию медиатора.
Жанат ШАЯХМЕТОВА,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА