Куда техника дошла!

kuda tehnika doshla Общество

«Достижения в сфере цифровизации у нас уже имеются, и мы находимся в числе мировых лидеров по индексу развития электронного правительства и финтеха. Объем экспорта отечественной IT-отрасли только за прошлый год вырос в пять раз. До конца текущего года этот показатель может достичь 500 миллионов долларов, и новая задача Правительства – довести экспорт IT-услуг до одного миллиарда долларов к 2026 году».

Касым-Жомарт ТОКАЕВ,

Президент Республики Казахстан

(Из Послания «Экономический курс Справедливого Казахстана»)

Начну с личного опыта: недавно, находясь в отпуске в городе Алматы, мою банковскую карту «съел» банкомат, и её заблокировали. Остаться в чужом городе без денег – перспектива та еще! И, конечно, мобильное приложение спасло ситуацию. Приехав в Атырау, отправилась в отделение местного «Халык банка», и без всяких очередей и проволочек картомат выдал мне банковскую карту за 15 минут. Комфортно, быстро, а главное – безопасно! 

В наши дни использование информационных технологий в повседневной жизни давно стало делом обыденным и необходимым. Сегодня даже трудно представить свою жизнь без возможности совершать покупки онлайн, бронировать билеты и отели, совершать любую оплату, не имея при этом наличных денег. Достаточно иметь только смартфон и необходимые мобильные приложения. Без твоего личного присутствия сейчас можно открыть ТОО и даже зарегистрировать брак. Именно поэтому вопросам цифровизации в последние годы государство уделяет особое внимание.

Согласно официальному информационному ресурсу Премьер- министра РК, в настоящее время Правительство реализует более 62 новых «цифровых» инициатив, которые призваны улучшить и облегчить жизнь казахстанцев, начиная с момента рождения.

Семья онлайн

Например, сегодня в АО «Национальные информационные технологии» есть «композитная услуга «Рождение ребенка» (изготавливается свидетельство о рождении, и на социальный счет мамы будет зачислено пособие, также поставят в очередь в детсад), запущенная в 2018 году. При рождении малыша молодым родителям приходят поздравительные сообщения от 1414 с пошаговым запросом информации, необходимой для оказания услуг. Помнится, наша коллега пять лет назад оформляла декретные на дочку: ей пришлось изрядно побегать с документами, чтобы оформить пособие. Сейчас же дотация на ребенка «падает» на карту, как только ты сообщишь путем SMS в ЦОН, что твоя семья пополнилась еще одним членом семьи.

Экс-директор Атырауского филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (ЦОН) Муса Хайруллиев в свое время в интервью нашей газете пояснял: «Чтобы воспользоваться «Рождением ребенка», надо быть зарегистрированным в базе мобильных граждан: без регистрации SMS не придет. Услуга бесплатная, нужно лишь иметь баланс на номере телефона. Сведения, необходимые для оказания такого сервиса, подтягиваются из информационных систем различных государственных органов, а недостающие запросят у родителя ребенка через SMS-запросы. И вот по итогам оказания услуги граждане получают SMS-уведомления о готовности свидетельства о рождении ребенка (на бумажном носителе) или мотивированный ответ об отказе с указанием причины отказа» («ПК» на pricom.kz от 11 ноября 2022 г.).

Также Министерство юстиции совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности несколько лет тому назад запустили довольно удобные сервисы в рамках портфеля проектов Digital Justice. Одно из таких решений – подача заявления на регистрацию брака через мобильное приложение. Если вы решили создать семью, достаточно просто зайти в банковское приложение, пройти в раздел «госуслуги» и отправить соответствующую заявку.

Как сообщила нашей газете и.о. руководителя Атырауского филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Гульмира Искалиева, в этом году с января текущего года по Атырауской области был зарегистрирован 2 981 брак, из которых 1 683 документа принято в режиме онлайн.

Бизнес по-цифровому

Также на egov.kz есть услуга регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной госрегистрации. Для оформления достаточно авторизоваться на портале и заполнить соответствующую заявку.

Еще одна цифровая услуга, которая доступна казахстанцам, это быстро и без особых усилий зарегистрировать ТОО. Для этого потребуется лишь смартфон и через банковское мобильное приложение при помощи биометрии пройти авторизацию и зарегистрировать свой бизнес. Остальное система сделает сама: автоматически уведомление направляется в органы госдоходов и статистики, параллельно для нового ТОО открывается счет в банке.

Сегодня в Атырау функционирует и цифровой центр обслуживания населения. В Digital ЦОНе государственные услуги полностью представлены в автоматизированном виде без участия операторов. Интерактивные помощники, установленные в компьютерах, выполняют роль IT-консультантов для жителей. В цифровом ЦОНе граждане отправляют заявления через установленные пункты общественного доступа, секторы самообслуживания «Connection point».

И если раньше корпорация ставила цель повысить цифровую грамотность населения, то сегодня мы получаем государственные услуги самостоятельно – без обращения к специалистам, при помощи смартфонов и планшетов.

На сегодняшний день, по словам руководителя филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», за семь месяцев 2023 года через отделы ЦОН Атырауской области было принято 356 733 документа, в электронном виде оказано 457 136 услуг.

Если мы оглянемся немного назад, то первые ЦОНы в Казахстане появились 16 лет назад и с тех пор усиленно совершенствуются. За это время с каждым годом увеличивается не только их количество, но и обособляется направленность оказываемых услуг. Так, для удобства людей созданы ЦОНы для автомобилистов, иностранных граждан, открыты цифровые офисы, мобильные ЦОНы, выезжающие в отдаленные населенные пункты.

Например, в настоящее время по городу Атырау функционируют три отдела Центров обслуживания населения, один отдел специализированного ЦОНа, отдел миграционных услуг.

– В районах работают семь отделов ЦОНа. Согласно реестру государственных услуг, утвержденному приказом министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 13 марта 2023 года №86/ОД, зарегистрировано 1 318 государственных услуг, из них 1 245 (94,4% ) – через Государственную корпорацию, 1 201 (91,1%) – через портал электронного правительства, и количество услуг, оказываемых через Государственную корпорацию, увеличивается, – рассказала исполняющая обязанности директора Гульмира Искалиева.

Кроме того, для удобства граждан, чтобы уменьшить бумажную волокиту и походы в ЦОН, корпорация проводит совместную работу с госорганами по выведению услуг в онлайн-формат. Сегодня жители пользуются порталом egov.kz, eGov Mobile, а также есть телеграм-бот и приложения банков второго уровня. Помимо этого, все цифровые документы были приравнены к оригинальным. В отделах ЦОНа значительно сократился запрос сканированных версий документов. Но некоторые услуги, например, сделать госакты на землю, документы на определение границ участков, все еще ждут своей цифровизации.

И.о. руководителя Г. Искалиева пояснила, что пока еще не все государственные услуги можно получить онлайн.

– Так, например, реестр документов для сдачи в госакт земли очень многочислен и требует сканирования и сопоставления с оригиналом. Для этого необходимо явиться в отделы ЦОНа. Вообще, нужно отметить, что электронные услуги пользуются спросом у населения. И со стороны граждан в большинстве случаев есть предложения по сокращению сроков готовности документов, снижению размера госпошлин, – сказала представитель госкорпорации.

Цифровые инструменты – в образование

В своей предвыборной программе Президент страны выдвинул инициативу о разработке Закона «О науке и технологической политике», где Касым-Жомарт Токаев озвучил, что законопроект, находящийся сейчас в стадии подготовки, должен отражать логику развития экономики именно на основе науки и инноваций. «Нужны не декларативные, а действенные меры поддержки….» Так вот, программа, внедряемая сегодня в нашей стране АО «Национальный центр «Өрлеу», как раз руководствовалась планом действий предвыборной программы Президента Республики Казахстан. В стране с 14 сентября впервые начались курсы по цифровизации учебного процесса в малокомплектных школах, которые сократят разрыв в IT-компетенции между учителями сельских и городских школ, тем самым предоставят учащимся сельской местности доступ к качественному образованию.

Планируется, что в нем примут участие более 5 000 педагогов из шести регионов страны, в том числе и Атырау.

Как сообщил председатель правления Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» Еламан Айбульдинов, сегодня внедрение инновационных способов преподавания дисциплин, перевод необходимых учебных материалов в цифровой формат позволят малокомплектным школам раскрыть свой потенциал. В этом и состоит общая задача всех уполномоченных органов, участвующих в проекте. Отметим, программы, разработанные в рамках пилотного проекта «Развитие потенциала малокомплектных сельских школ Актюбинской области с применением цифровых технологий», реализуются фондом «Қазақстан халқына», Фондом устойчивого развития образования, Министерством просвещения РК и акиматом Актюбинской области.

Вместе с тем хочется сказать, что и в Атырауской области внедряются новые цифровые инструменты. Так, при управлении образования планируется создание ситуационного центра, который объединит комплекс цифровых программ. В центре будут объединены все цифровые инструменты, с помощью которых местное ведомство сможет анализировать работу учебных учреждений, включая образовательный процесс, педагогический контент, менеджмент и другие аспекты. Также на следующий год местные исполнительные органы планируют создать туристический информационный центр при управлении туризма. Сегодня уже изучен опыт города Алматы, Актюбинской области, в которых ежегодно привлекается финансирование на различные туристические мероприятия: клубы, информационные кластеры, фестивали. И на будущий год подведомственным организациям управления спорта и туризма предстоит отработать данный вопрос.

Бдительность необходима

Несмотря на то, что цифровизация – это благо современного мира, обеспечивающее нам комфорт и дающее широкие возможности, все же не стоит забывать, что в этом вопросе нужно быть осторожным. Повсеместное внедрение информационных технологий привело к росту количества киберпреступлений. Так, по сведениям управления криминальной полиции Атырауской области, в нашем регионе за пять месяцев 2023 года было зарегистрировано 307 дел об интернет-мошенничестве, из которых завершено 67 и прекращено 211 уголовных дел («ПК» №65 от 16.08. 2023 г.).

Кроме того, по сведениям отдела по расследованию преступлений против собственности следственного управления ДП Атырауской области, за этот же период текущего года населению был причинен ущерб в размере 169 миллионов тенге: 314 атыраусцев подверглись интернет-мошенничеству, совершив предоплату за товары или услуги через интернет. На данный момент атырауский киберпол расследует восемь фактов хищения денег по поддельным ссылкам, 39 фактов мошенничества с оформлением онлайн-кредитов, шесть случаев с созданием поддельных аккаунтов под чужим именем («ПК» №46 от 7.06.2023 г.).

Поэтому, чтобы не стать жертвой мошенников, не кликайте сомнительные ссылки и никому не передавайте личные данные, даже если абонент на том конце провода представляется вам сотрудником правоохранительных органов или банковским сотрудником.

Вместе с тем, в Казахстане уже начали применять антифрод-систему, блокирующую звонки с незарегистрированных или подменных абонентских номеров, это стало возможным благодаря совместной работе министерств внутренних дел и цифрового развития. И согласно информации операторов связи, после интеграции системы в 2022 году было заблокировано свыше 19 млн фрод-звонков, а за пару месяцев текущего года удалось заблокировать уже 8 млн таких звонков. Сегодня сотовые операторы дорабатывают алгоритмы для полного исключения таких случаев.

В заключение хочется сказать, что цифровой Казахстан уже стал реальностью, в которой мы живем. И пользу от цифровых решений чувствует каждый из нас. За довольно короткое время наша страна вырвалась вперед по некоторым позициям среди стран СНГ и Центральной Азии, но вместе с тем работа будет продолжаться, и впереди нас ждут новые полезные сервисы и решения, которые позволят экономить наши время и деньги.

Справка

Главными целями программы «Цифровой Казахстан» являются цифровая экономика, которая должна расти темпами, значительно опережающими экономический рост в целом.

Цифровизация региона осуществляется в рамках национального проекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» и эталонного стандарта «умных» городов. В рамках эталонного стандарта «умных» городов реализуются проекты по 10 направлениям: образование, здравоохранение, безопасность, транспорт и логистика, туризм, культура и спорт, экология, жилищно-коммунальное хозяйство, городское управление и сельское хозяйство.

Анжелика КИМ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна