Компетентность: вечный «товар»

Kompetentnost vechnyiy tovar Общество

«Наша задача — обучить человека первой рабочей профессии.

В то же время, эти профессии должны быть востребованы экономикой».

Нурсултан Назарбаев,

Президент Республики Казахстан

 

Новшества в системе технического и специального образования в нефтегазовой отрасли инициировали на V заседании Индустриального совета APEСPetroTechnic, организованном при участии Совета по развитию стратегических партнерств в нефтегазовой отрасли.

Обучить и трудоустроить

Данное заседание полностью созвучно контексту совещания, которое провел на днях Президент страны Нурсултан Назарбаев по вопросам дальнейшей модернизации системы образования в соответствии с направлениями октябрьского Послания «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». Так, в ходе совещания Елбасы остановился на ходе реализации проекта по обеспечению граждан бесплатным профессионально-техническим образованием.

«С прошлого года реализуется проект бесплатного ТиПО для всех. При этом дуальным обучением охвачено всего только 12 процентов студентов ТиПО. Все еще острыми остаются проблемы материально-технического и кадрового обеспечения колледжей», — сказал Президент.

В то же время была отмечена необходимость принятия системных мер по модернизации технического и профессионального образования, а также увеличения доли дуального образования. «В сфере высшего образования вузам предоставлена академическая свобода и самостоятельность. Следовательно, возросла и ответственность. Теперь следует поднять перед вузами вопрос о трудоустройстве своих выпускников. Если они не могут найти работу, то это означает, что вуз не выполняет свою роль», — отметил Глава государства.

 

СНИПы – одни, требования на рынке – другие

Если же вернуться к V заседанию Индустриального совета APEСPetroTechnic, то поднятые на нем вопросы коррелируют с поручениями Президента о повышении роли учебных заведений ТиПО в обучении кадров, востребованных экономикой, вопросах их дальнейшего трудоустройства, развития дуального образования. Более конкретно участники заседания обсудили вопросы внедрения единых стандартов обучения, сертификации и квалификации технических специалистов нефтегазовой отрасли, среди которых представители крупнейших нефтегазовых и нефтесервисных компаний, НПП «Атамекен», Ассоциации «КазЭнерджи», акиматаАтырауской области. Как известно, транснациональные нефтегазовые компании, работающие в Казахстане, вынуждены привлекать Центры Компетенции (OPITO, NCCER, IOSH и др.) зарубежных стран для оценки и обучения в целях получения гарантии по выполненным работам. К примеру, они оценивают уровень компетенции местных специалистов. Так, программы международных центров не адаптированы к СНИП и другой нормативно-правовой документации Казахстана. О том, как решить эту и другие проблемы средне-специального, технического образования в нефтегазовой отрасли, говорили участники заседания.

Так, касаясь этой проблематики, главный менеджер отдела производственной практики и развития коммерческих проектов ТОО «Высший колледж APEC PetroTechnic» РаушанНайзабаева высказала мысль о том, что нефтегазовые компании вынуждены вести «двойную игру»: получать документ государственного образца, а затем доучивать специалистов по международным стандартам центров компетенций Великобритании, США, Канады и других стран. Это не только пустая трата денег и человеко-часов, но и создает монополию на рынке тренинговых услуг, уводя капитал зарубеж. Проблема усугубляется тем, что средне-специальные учебные заведения в Казахстане пока с трудом адаптируются к реалиям современного рынка труда. Устаревшие принципы подготовки кадров и преподавателей, действующие стандарты и вышедшее из употребления оборудование приводят к закономерному дефициту кадров.

 

Не замахнуться ли нам, ммм, на Центр компетенции?!

Также РаушанНайзабаева подчеркнула: «Цель сегодняшнего мероприятия, точнее, V Индустриального совета — обсуждение проблем, связанных с подготовкой специалистов. Два года назад было предложение о введении скрининга наших студентов с участием заинтересованных сторон, чтобы на этапе конечной подготовки мы видели их слабые стороны и доучивали их до того уровня, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда на основе высказанных пожеланий и замечаний потенциальных работодателей. Благодаря этой работе мы добились трудоустройства наших студентов-выпускников до 90 процентов. Этот успех, во-первых, был определен тем, что обучение ведется на английском языке, и, во-вторых, достаточно высокое качество подготовки студентов. И в этом, я думаю, большая заслуга предыдущих заседаний Индустриального совета. Так как мы садимся за стол вместе с представителями нефтегазовых компаний, чтобы обсуждать, договариваться, знать потребности рынка труда. И приводить к этому стандарту наших выпускников. Но сегодня мы решили пойти дальше и предложили создать Центр компетенции по подготовке специалистов нефтегазовой отрасли здесь на базе APEC PetroTechnic. То есть, выработать единые стандарты для рабочих специальностей. А наше учебное заведение готово стать той маркой качества, проводя тестирование, оценивая выпускников из других колледжей, становясь неким фильтром, чтобы на рынок выходили только качественно подготовленные специалисты».

По общему мнению педагогов и специалистов APEC, как раз-таки создание Центра компетенции — уполномоченного органа, разрабатывающего и устанавливающего стандарты для специалистов в определенной области, стало бы одним из решений этой проблемы. Центр компетенции — это площадка для профессионального общения, обмена опытом, трансфера технологий, которая способствует созданию новых учебных программ и издательству учебных пособий, обеспечению производств квалифицированными кадрами по индивидуальным решениям, внедрению международных отраслевых стандартов. Учитывая вышеназванное обстоятельство и обозначенный круг проблем, участники V Индустриального совета рассмотрели идею и поддержали планы по созданию международного Центра компетенций на базе APEC PetroTechnic. Так, крупные операторы нефтегазовых проектов и другие компании Атырауской области обменялись мнениями и предметно обсудили эту идею, пообещав содействовать созданию отраслевого Центра Компетенции. А также проявили заинтересованность в решении других насущных проблем средне-специального, технического образования в нефтегазовой отрасли.

 

Быть на высоте

В свою очередь участник совещания, ведущий специалист по энергоменеджменту при руководстве Атырауского нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл» Денис Белоглазов высказал точку зрения относительно роли учебных заведений в подготовке специалистов. К примеру, в части, увеличения количества часов на лабораторные и практические занятия, осуществляя таким образом сплав теории и практики.

— Вузы должны, — говорит Денис Белоглазов, — зондировать почву производств, а не возлагать эту ответственность на производства, чтобы они сделали из этого студента суперспециалиста. Вузы должны сами сначала так подготовить студента, чтобы потом они могли сказать: «Ребята! Наш специалист будет квалифицированным, будет знать вашу специфику, с ним не надо будет тратить время, он «от» и «до» знает вашу работу». Вот о чем нам надо думать. Вузы должны изучить вообще стратегию развития страны, чтобы на сегодня они могли выпустить такого специалиста, который был бы подготовлен на международном уровне и мог бы с гордостью сказать, а я вот окончил такой-то вуз в нашей стране.

 

Каждому свои плюсы

«Развитие и модернизация технического и средне-специального образования открывают возможности, благодаря консолидированной работе нефтегазовых операторов, нефтесервисных компаний, учебных заведений и госорганов. Каждый получает свои плюсы от решений, принятых в рамках Совета. Бизнес получает, прежде всего, подготовленные под конкретные технологические процессы кадры, точно соответствующие требованиям предприятий. Колледж — актуализацию программы обучения под реальное производство. Студенты — овладевают реальными компетенциями и умениями для работы на производстве. Регион — получает эффективное управление системой ТиПО и обеспечение ее качества и снижение уровня безработной молодежи», — пояснил официальный представитель НПП РК «Атамекен» по взаимодействию с нефтегазовыми операторами (ТШО, НКОК, КПО) и развитию нефтесервисаАсылбекДжакиев.

Задача индустриального совета – поддержание актуальности существующих образовательных программ в целях соответствия реальным потребностям компаний нефтегазового сектора. На сегодня состав Индустриального Совета сформирован из числа представителей Ассоциации «KazEnergy», АО «Мангыстаумунайгаз», АО «КазТрансОйл», НКОК, ТОО «ТенгизШевройл», АО «ЭмбаМунайгаз», АНПЗ и других компаний.

Благодаря совместной работе Индустриального совета зародилась идея скрининговой системы оценки знаний студентов на разных этапах обучения, что способствует эффективному трудоустройству выпускников АРЕС PetroTechnic. Скрининг студентов в текущем году проводили компании Фиркрофт, Болашак Атырау, Schlumberger. Также выросло число студентов, обучающихся по Дуальной программе, то есть совмещение обучения и практики на производстве. В настоящее время более 85 процентов выпускников 2018 года трудоустроены или продолжают учебу в КБТУ.

Тимур КАЗИЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна