КОГДА НА ДОРОГЕ ПОДСТЕРЕГАЕТ ОПАСНОСТЬ
Несмотря на принимаемые меры, в том числе по ужесточению ответственности водителей и пешеходов за нарушение правил дорожного движения, аварии происходят достаточно часто. Основная причина ДТП — недисциплинированность участников дорожного движения, прежде всего, водителей. По мнению экспертов, организацию, дорожного движения необходимо продолжать совершенствовать.
Без дисциплины нельзя
Уровень безопасности на дорогах зависит от целого ряда факторов — организации движения, состояния дорог, ответственности самих участников дорожно-транспортного движения. Как рассказал «ПК» начальник управления дорожной полиции ДВД Атырауской области, полковник полиции Мухамеджан Оспанов, для повышения дорожной безопасности в течение последних лет в правила дорожного движения и Административный кодекс республики внесен ряд существенных изменений, которые непосредственно влияют на систему «водитель — дорога — пешеход». Практически по всем составам правонарушений в области дорожного движения, по которым ранее предусматривался штраф, введены санкции в виде лишения права на управление транспортными средствами на срок 6 месяцев, если нарушитель будет пойман в третий раз. Размер штрафов по всем санкциям увеличен на 50-70%. В Атырауской области в этом году по сравнению с прошлым годом количество ДТП увеличилось на 42,6%. Число погибших возросло на 10,8%, раненых стало больше на 50,2%. За семь месяцев в Прикаспии зарегистрировано 278 ДТП, при этом погибли 63 человека и ранены 350.
Работая над повышением транспортной дисциплины и предупреждением дорожно-транспортных происшествий, инспекторы выявили 35517 нарушений правил дорожного движения, из них 1549 — за управление автотранспортными средствами в нетрезвом состоянии, 223 — за создание аварийной ситуации, 103 — за нарушение проезда железнодорожных переездов, 4643 — за нарушение скоростного режима. Если посмотреть в процентном отношении, то грубых нарушений правил дорожного движения, непосредственно способствующих ДТП, почти половина. К примеру, 2059 водителей были лишены права управления транспортным средством. Всего за нарушения правил дорожного движения было наложено штрафов на общую сумму более 304 миллиона тенге, пока взыскано свыше 229 миллионов тенге.
— Для решения задач, направленных на стабилизацию обстановки, принимается ряд мер. К примеру, увеличено количество целенаправленных отработок и плотность автопатрульных групп на автодорогах области, — поясняет Мухамеджан Оспанов.
Тем не менее, дорожная полиция нуждается в дополнительном техническом оснащении всеми необходимыми современными средствами контроля за дорожной ситуацией, что поможет повысить контроль за дорожным движением. Подвижки имеются. Например, с октября прошлого года по июнь 2013 года подразделения дорожной полиции были оснащены 56 автопатрульными специальными автомашинами. Для личного состава выделено 100 носимых радиостанций с более высоким диапазоном действия. 10 автопатрульных автомобилей оснащены видеофиксаторами, приобретено 4 мобильных скоростемера. Предусмотрено приобретение 18 мобильных скоростемеров.
Не звони мне!
Чтобы приструнить нарушителей, в правила дорожного движения Республики Казахстан и Кодекс об административных правонарушениях добавлены изменения и дополнения. Нововведения направлены на укрепление дорожной безопасности, с учетом изменений в законодательстве.
Например, Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (статья 461-1) предусмотрена ответственность за пользование водителем транспортного средства телефоном либо радиостанцией. Водителю запрещается пользоваться при управлении транспортным средством телефоном либо радиостанцией, за исключением случаев применения наушников или громкой связи. Но пока многие автолюбители игнорируют этот запрет.
Кроме того, внесены изменения, предусматривающие возможность на отдельных участках дорог в населенных пунктах двигаться с более высокими скоростями, но не более90 км/ч. В Атырау строятся новые и реконструируются существующие магистральные улицы с усовершенствованием покрытия.
— Количественный рост транспорта продолжает иметь место, это повышает аварийно-опасную ситуацию на улицах и дорогах региона, — информирует начальник управления дорожной полиции. — Только за семь месяцев нынешнего года на территории Атырауской области зарегистрировано 18301 транспортное средство, а за 2012 год этот показатель составил 33503 единицы автотранспорта. А светофоров мало — на весь областной центр лишь 26, да и то почти половина устаревших марок. Их надо заменить, переоснастить современными контролерами. Новые светофорные объекты нужны в местах сложных развязок и перекрестков города Атырау.
К слову, на автотрассах разрешено ездить еще быстрее. По правилам дорожного движения увеличена предельная скорость движения для транспортных средств на автомагистралях и на других загородных дорогах. Теперь на автомагистралях легковым автомобилям и мотоциклам разрешается движение до140 км/ч, грузовым автомобилям грузоподъемностью до 3,5 т, междугородним автобусам, микроавтобусам — не более110 км/ч. На остальных дорогах легковым автомобилям и мотоциклам — до110 км/ч.
— В целях дальнейшего повышения пропускной способности улиц и уменьшения заторов впредь запрещается остановка и стоянка транспортных средств ближе30 метровот края проезжей пересекаемой части, ранее было15 метров, — ставит в известность руководитель дорожной полиции области Мухамеджан Оспанов. — Остановка и стоянка запрещается теперь и в случаях, если это создает помехи для движения других транспортных средств и создает заторы.
Введены дополнительные требования, регулирующие движение в жилых зонах, запрещающие стоянку транспортных средств на клумбах, детских и спортивных площадках, подачу звукового сигнала, включение громкой музыки, наряду с грузовыми автомобилями запрещается стоянка и автобусов. Теперь за подачу сигнала в жилых зонах водители будут нести ответственность — штраф 5 МРП, при повторном нарушении — 7 МРП.
Лихачи во дворах
Множество нареканий вызывали проблемы по возмещению ущерба потерпевшим из-за транспортных происшествий во дворах, жилых массивах. По таким случаям не возбуждались дела об административных правонарушениях, не выносились постановления о привлечении виновного к ответственности, которые являлись основаниями для возмещения ущерба страховыми компаниями в рамках обязательного страхования гражданской правовой ответственности владельцев транспортных средств.
— В настоящее время исключено понятие «прилегающая территория» и внесены изменения в отдельные пункты правил, где это понятие используется. Принятые меры позволили отнести данные происшествия к рассматриваемым в рамках административного законодательства, соответственно, решить вопросы возмещения потерпевшим материального ущерба в соответствии с требованиями законодательства в области обязательного страхования гражданской правовой ответственности владельцев транспортных средств, — говорит Мухамеджан Оспанов.
Неоднозначное мнение в обществе складывается по поводу предоставления возможности отдельным категориям водителей и пассажиров отдельных видов транспорта, таких, как такси, оперативные службы, не пользоваться ремнями безопасности при движении автотранспортных средств. Такая возможность из правил исключена. Это сделано для защиты от гибели и травмирования в дорожно-транспортных происшествиях всех без исключения водителей и пассажиров.
Водитель, пропусти пешехода!
Внесена уточняющая поправка в правила касательно возможности пересечения пешеходами проезжей части, если в пределах видимости отсутствуют пешеходные переходы, по линии тротуаров или обочин. Поправка вызвана необходимостью определения конкретного фактора, виден или нет пешеходный переход пешеходу при выяснении признаков совершения правонарушения и исключения по этому поводу конфликтных ситуаций, знал или нет пешеход об имеющемся вблизи пешеходном переходе.
Уделено внимание маршрутным транспортным средствам. При въезде на остановочные площадки им создает препятствия останавливающийся там автотранспорт, о запрещении остановки немаршрутных транспортных средств на остановочных площадках было прописано недостаточно четко. Для исключения этого пробела в правила, в главу «Остановка и стоянка», внесены соответствующие поправки.
Для усиления мер безопасности детей с учетом международного опыта в главе «Перевозка пассажиров» правил изменен порядок перевозки детей в качестве пассажиров, запрещено перевозить детей до 12-летнего возраста на переднем сидении механического транспортного средства при отсутствии специального детского удерживающего устройства. Ранее запрещение не распространялось на грузопассажирские автомобили и на грузовые автомобили на базе легковых.
Кроме того, эксплуатация транспортных средств по дорогам общего пользования без регистрации и учета в подразделениях дорожной полиции запрещена, но имевшийся пробел в конкретных сроках постановки на учет автотранспорта позволял произвольно их трактовать. Было внесено дополнение, обязывающее владельцев регистрировать механические транспортные средства в дорожной полиции в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или не позднее 10 суток с момента приобретения или таможенного декларирования.
Опыт за «баранкой» важен
Работа над повышением безопасности дорожного движения продолжается. Разрабатывается законопроект по увеличению возраста водителей на получение права управления транспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров, имеющими более восьми мест для сидения, помимо сиденья водителя, — до 23 лет. В настоящее время водительское удостоверение категории «Д» можно получить с 21 года, при этом необходимо будет иметь стаж работы водителем 5 лет. Планируется, что это позволит сократить число фактов допуска неопытных водителей к управлению этой категорией транспортных средств, следовательно, и будет способствовать обеспечению безопасности дорожного движения и снижению аварийности на пассажирском транспорте.
Новые законы не за горами, самое главное, не отступать от них. Все в руках самих водителей и пешеходов. Не нарушайте правила безопасности, на дорогах будьте благоразумны.
Светлана НОВАК