Казахстанцы отмечают Национальный день домбры
Домбра — музыкальный двухструнный инструмент, который с незапамятных времён занимает очень важное место в жизни кочевников
В 2018 году Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев учредил Национальный день домбры, отмечаемый в первое воскресенье июля. В этом году в нашей стране его отмечают в 3-й раз, передает zakon.kz.
Указ Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева об учреждении Национального дня домбры был обнародован 13 июня 2018 года. Елбасы не устает повторять, что домбра – это «паспорт и бренд» казаха, часть его неповторимого облика.
Традиционно в этот день проходили концерты, выступления выдающихся домбристов, выставки литературы, посвященной исполнительству на домбре и демонстрацию эволюции инструмента. К примеру, в 2019 году на площади у монумента Қазақ Елі в Нур-Султане больше двух тысяч человек одновременно исполняли знаменитые кюи, на праздник в столицу домбристы приехали из разных уголков республики.
В этом году в связи с эпидемией коронавируса и введенным усиленным карантином, празднование Национального дня домбры проходит в режиме онлайн. Казахстанцы передают друг другу видео-эстафету, играя популярные и узнаваемые в народе кюи на домбре, учреждения культуры проводят прямые эфиры в социальных сетях. Мероприятие «День домбры» можно будет посмотреть в онлайн-режиме на телеканале «Казахстан»,
Домбра — музыкальный двухструнный инструмент, который с незапамятных времён занимает очень важное место в жизни кочевников. Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад. По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у кипчаков. До нас дошли кюи тех лет как: Ертіс толқындары (волны Иртыша), Мұңды Қыз (печальная девушка), Тепен көк (рысь),Ақсақ қаз (хромой гусь), Бозіңген (светлая верблюдица), Желмая (одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (топот кулана), Көкейкесті (глубокое переживание) и другие.
Великие музыканты степи — Курмангазы, Даулеткерей и многие другие создали немало кюев, масштабных по замыслу. Среди них, чья композиция «Адай», до сих пор популярна в Казахстане и не только.
Неслучайно среди народных инструментов фольклорист, «собиратель казахских песен и кюев» Александр Затаевич (1869-1936) отдает предпочтение домбре, допуская мысль, что она и была создана для исполнения именно кюев. Нотная запись кюев оказалось очень трудоемкой и сложной работой. Но Александр Викторович, постепенно, приобретая определенные навыки «импровизированной стенографии», записывает и включает в свой первый сборник около 20 пьес разных авторов. Полюбив музыку кочевого народа, он мечтает развить и углубить свой труд, записав «лучших казахских домбристов, слух о которых широко разносится по степи».
Эту цель ему удается достичь, подготовив и издав в 1931 году «500 казахских песен и кюев». В этот сборник вошли музыкальные пьесы таких замечательных кюйши, как Даулеткерей, Мусералы, Туркеш и Курмангазы.