Общество

КАШАГАН: В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ

Возобновление добычи нефти на месторождении Кашаган, прерванное после обнаружения утечек в трубопроводах, запланировано на вторую половину 2016 года. К этому времени на искусственных островах завершится бурение добывающих скважин. Уже к концу 2017 года Кашаган выйдет на максимальный уровень добычи – это 370 тысяч баррелей в сутки. Кто же виновен в том, что трубопроводы вышли из строя? Какова стоимость гигантского проекта? Не будет ли он малорентабельным или вообще невыгодным в связи с падением цен на нефть на мировом рынке?

На эти и многие другие вопросы нашего корреспондента в эксклюзивном интервью для «Прикаспийской коммуны» ответил управляющий директор «НКОК Н. В.» Стефан де Майё.

-Г-н Майё, исполнился год, как вы возглавляете Северо-Каспийский проект. Можно ли считать, что вас назначили на роль кризисного менеджера, на которого возложили задачу выяснить все причины, которые привели к столь неожиданной приостановке проекта? На чем вы сконцентрировали свои усилия, внимание?

— Я бы не сказал, что наш консорциум находится в состоянии кризиса как такового. Как вы знаете, в ходе первоначального ввода в эксплуатацию объектов месторождения Кашаган в конце 2013 года были обнаружены дефекты на трубопроводах, вследствие чего мы вынуждены были приостановить добычу. Затем нами была проведена большая работа по установлению первопричины этих дефектов и разработке плана по замене трубопроводов. В настоящее время наши усилия направлены на выполнение этого плана и подготовку к безопасному и надежному возобновлению добычи. Это является приоритетной задачей нашей компании.

Одновременно мы ведем тщательную работу по интеграции и объединению деятельности, с целью постепенного перехода от текущей операционной модели с компанией оператором и несколькими агентскими компаниями к единой операционной компании.

— По всей видимости, это тоже связано с выявленными дефектами трубопроводов?

— Нет. Эти преобразования не являются следствием происшествия. Это решение носит, скорее, стратегический характер: оно было принято нашими акционерами в начале 2013 года и соответствующие работы начались до инцидента с трубопроводами.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я могу сказать, что моя роль заключается в том, чтобы сосредоточить все усилия компании на замене трубопроводов и подготовке к возобновлению добычи, и при этом осуществляя тщательную организацию перехода к единой операционной компании. Такую работу не всегда можно назвать легкой. Однако наши сотрудники доказали, что имеют соответствующие знания и опыт для достижения этих целей и способность справляться с трудностями, с которыми мы сталкиваемся.

Мы четко сформулировали свои приоритеты и планы, и в этом году, я надеюсь, нам вместе предстоит увидеть первые успехи по мере восстановления трубопроводов и обеспечения готовности к возобновлению добычи. Менее чем через два года мы надеемся возобновить безопасную и надежную добычу на месторождении Кашаган.

— Полагаю, что вы согласитесь с тем, что год – вполне достаточный срок, чтобы человек полностью вник в проект. Поэтому перейду к основному вопросу, который продолжает волновать общественность. Что же все-таки произошло с трубопроводами? Ошибка при проектировании? Человеческий фактор? Стечение нескольких обстоятельств?

— Для установления первопричины этой проблемы было проведено огромное количество испытаний и различных исследований, как со стороны консорциума, так и со стороны независимых экспертов, при поддержке профильных специалистов, предоставленных нашими акционерами. Трубные секции были направлены для анализа в ведущие независимые международные лаборатории. По результатам анализа был сделан следующий основной вывод: трещины, обнаруженные на некоторых трубах трубопроводов сернистой нефти и сернистого газа, были вызваны сульфидным растрескиванием под напряжением. Результаты исследований были предоставлены Полномочному органу по СРП. Главная цель проведенной работы заключалась в том, чтобы избежать подобных проблем при строительстве новых трубопроводов. Коммерческие последствия дефектов на первоначально установленных трубопроводах представляют собой отдельный вопрос, который изучается в настоящее время. Но эти вопросы составляют коммерческую тайну соответствующих сторон.

— Если честно, очень трудно понять все это, ведь заранее было известно содержание в нефти сероводорода и других примесей. Значит, трубы изготавливались по технологии, рассчитанной именно на кашаганскую нефть. И вдруг они начинают выходить из строя…

— Каждый трубопровод проектировался с учетом устойчивости к воздействию сероводорода, который содержится в пластовых флюидах на Кашагане. Материал, рассчитанный на условия Кашагана, выбирался на основании целого ряда факторов, в том числе устойчивости к сульфидному растрескиванию под напряжением, технологичности строительства и отраслевого опыта. Проектирование, аттестация и монтаж осуществлялись в соответствии с современными промышленными стандартами и методами эксплуатации в сернистых (содержащих сероводород) средах.

Тем не менее, проведенные исследования показали, что трещины образовались на отдельных участках внутренней поверхности кольцевых сварных швов и линейных труб с повышенной твердостью, превышающей проектные требования.

Как упоминалось ранее, анализ первопричины отклонений, вызванных повышенной твердостью, показал, что в случае сварных швов такие отклонения невозможно выявить с помощью неразрушающих методов испытаний, применяемых после монтажа, а в случае тела трубы их чрезвычайно сложно обнаружить любыми имеющимися способами проверки.

— Упрощу вопрос. Случилось ЧП. Кто виноват в этом? Была ли виновная компания наказана финансово?

— К счастью, ЧП не произошло, так как утечки в трубопроводах были обнаружены в ходе пуска объектов в эксплуатацию, после чего были оперативно приняты соответствующие меры. Людям, окружающей среде и нашим производственным объектам не было нанесено никакого ущерба. Трубы поставлялись двумя японскими компаниями, Sumitomo и JFE, а прокладка трубопроводов осуществлялась итальянской компанией Saipem.

— И еще вопрос о трубах. Если вышли из строя трубопроводы, ведущие с месторождения, то появляется вполне естественное опасение, что уже растрескались или в последующем могут растрескаться и те десятки километров труб, проложенных на территории завода «Болашак». Если они вне опасности, то вновь возникает вопрос: может, проложенные с месторождения трубы были заведомо несоответствующего требованиям качества или параметров?

Вполне ожидаемый вопрос. Особенно сложно было выявить и диагностировать проблемы, связанные с телом трубы. Было установлено, что обнаруженные в некоторых трубах локальные микроструктурные отклонения ранее не встречались в отрасли, их развитие не соответствовало какой-либо прогнозируемой схеме, а их наличие было чрезвычайно сложно установить с помощью методов, имеющихся в распоряжении на объектах изготовителей или на производственном участке.

Результаты анализа первопричины образования трещин подтвердили, что трубы без отклонений в микроструктуре, которые изначально применялись для строительства трубопроводов, пригодны для эксплуатации в условиях месторождения Кашаган.

Единственным вариантом, который обеспечит безопасное начало добычи на месторождении в кратчайшие сроки, является использование труб с плакировкой из коррозионно-стойкого сплава.

Что касается трубопроводов, проложенных на территории завода «Болашак», необходимо учитывать, что транспортируемые по ним флюиды отличаются от флюидов, подаваемых по трубопроводам с месторождения. В любом случае, чтобы избежать каких-либо рисков, была проведена комплексная проверка трубопроводов, подающих серосодержащие флюиды, которая не выявила никаких трещин или их признаков.

— Кстати, а в мире были подобные случаи, когда добыча надолго приостанавливалась из-за технических сбоев?

— Кашаган — это не первое месторождение, где технические сбои привели к необходимости приостановки добычи. В настоящее время нашей первой приоритетной задачей является исключение повторения такой ситуации и максимально безопасное возобновление добычи в кратчайшие сроки.

— Мы все время говорим только о трубах. Но почему-то речь не идет о превенторном оборудовании, установленном на скважинах, где концентрация вредных примесей самая большая. Не пострадали ли и превенторы? Запорное оборудование?

— Оборудование скважин месторождения Кашаган, подверженное воздействию пластовых флюидов, полностью изготовлено из коррозионно-стойких материалов, рассчитанных на эксплуатацию в условиях месторождения Кашаган. Например, хвостовик, насосно-компрессорные трубы и запорное оборудование изготовлены из специального сплава (25% хрома, 35% никеля, 2–4% молибдена).

В ходе первоначального ввода в эксплуатацию объектов месторождения Кашаган добыча велась из пяти скважин, которые, соответственно, подвергались воздействию пластовых флюидов. Ни на одной из этих скважин проблем не было выявлено, на всех ведется непрерывный контроль давления.

— И еще один вопрос, часто поднимаемый общественностью. Почему менять трубопроводы вновь поручили той компании, которая уже или не те трубы уложила, или не качественно их сварила?

— При разработке стратегии заключения контракта на строительство трубопроводов учитывались преимущества привлечения единого подрядчика, который несет ответственность за весь объем работ, что позволит Оператору более эффективно осуществлять контроль. Это снижает риски, возникающие при управлении взаимодействиями с несколькими подрядчиками по строительству, появляется больше возможностей для производственной синергии и оптимизации графика.

В 2014 году НКОК провел работу по изучению компаний, которые могли бы поставить необходимое оборудование и оказать услуги в соответствии с графиком и требованиями к качеству, предусмотренных проектом по замене трубопроводов. Выбранная компания обладает необходимыми производственными мощностями и имеет специализированную технику для выполнения данных строительных работ на море в установленные сроки.

Эта компания смогла взять на себя обязательства, позволяющие избежать задержек начала строительных работ и обеспечить их завершение ко второй половине 2016 года. Под контролем НКОК данная компания будет выполнять работы в соответствии с планами и процедурами, обеспечивающими соблюдение очень высоких требований к качеству и высокую степень уверенности в целостности новых трубопроводов.

— Давайте поговорим еще о деньгах. Теперь, когда уже все посчитано и просчитано, можете сказать, в какую сумму обойдется устранение неполадок в проекте? Есть ли договоренность с казахстанским правительством, что эти затраты иностранные участники проекта берут на себя?

— В прошлом году акционеры НКОК договорились с Правительством РК об отнесении расходов на первоначальные трубопроводы и их строительство к категории невозмещаемых в рамках СРПСК. Данное Соглашение также предусматривает исключение из категории возмещаемых расходов определенных затрат, понесенных на закупки и строительство новых трубопроводов. Поэтому с этой точки зрения будет справедливо утверждать, что финансовое бремя в связи с дефектами на первоначально установленных трубопроводах несут акционеры проекта, а не Республика Казахстан.

Оператор продолжит принимать необходимые меры по обеспечению максимального возмещения убытков, обусловленных заменой первоначальных трубопроводов. Кроме этого, подробная информация по данным вопросам в настоящий момент является конфиденциальной по Соглашению о разделе продукции по Северному Каспию.

— Думаю, сегодня уже можно говорить и об общей стоимости проекта? Постоянно появляются разные цифры.

— На август 2014 года размер капиталовложений в первый Этап освоения месторождения Кашаган составил 44,5 миллиарда долларов США.

— Г-н Майё, сколько бы ни стоил проект освоения Кашагана, в любом случае это огромные средства. Сейчас, когда цена на нефть упала, многие дорогостоящие проекты, в первую очередь морские, становятся нерентабельными. Не стало ли и освоение Кашагана, еще не начавшееся, нерентабельным?

— Действительно, на данный момент в освоение месторождения Кашаган инвестированы большие средства, и мы расстроены, что месторождение до сих пор не введено в эксплуатацию. Если бы такая сумма не была уже потрачена, с учетом текущей ситуации с низкими ценами на нефть, сегодня акционерам было бы сложно принять решение об инвестициях в освоение с экономической точки зрения. Однако дополнительные средства, которые требуются для начала добычи на месторождении, хотя и значительны, являются относительно небольшими по сравнению с уже потраченной суммой. Поэтому акционеры полностью поддерживают эти инвестиции, необходимые для ввода месторождения в эксплуатацию. Месторождение Кашаган отличается огромными запасами нефти и обладает значительным потенциалом по увеличению объемов добычи после завершения этапа опытно-промышленной разработки и начала эксплуатации. Дать уверенный прогноз относительно динамики цен на нефть невозможно. Но я убежден, что со временем потенциал месторождения Кашаган будет реализован полностью, и оно будет рентабельным.

— Но в любом случае повсеместно в мире идет оптимизация нефтяных проектов. Затронула ли она Северо-Каспийский проект? Разговор об этом шел. Но как прошла оптимизация, насколько сократилось число сотрудников, какие компании и чем они конкретно занимаются – неизвестно.

— Существуют различные методы оптимизации нашей текущей деятельности. Для обеспечения экономии в сфере кадров мы проводим оптимизацию штатного состава, включая сокращение количества иностранных сотрудников. Ведем обсуждения по изменению тарифов на кадровые услуги, управление которыми осуществляется с привлечением внешних ресурсов; работу по снижению ставок иностранных специалистов подрядного персонала; оптимизацию политики поощрения эффективной работы сотрудников; работу по обеспечению эффективности затрат при управлении политикой социального обеспечения.

В части экономии средств в области контрактов и закупок принимаются следующие меры:

оптимизация контрактов; пересмотр разных контрактов с целью снижения ставок с учетом изменения рыночной ситуации; поддержка в развитии местных предприятий посредством заключения рамочных соглашений, позволяющих компании выпускать наряды-заказы на основании предварительно согласованных ставок; содействие подразделениям компании в повышении экономической эффективности контрактов, включая оптимизацию планирования; перенос на последующие этапы работ, которые не требуются для возобновления добычи.

— Но в проекте произошли и структурные изменения. Расскажите о них.

— Согласно предыдущей модели управления Северо-Каспийским проектом существовали компания NCOC BV, в качестве операционной компании проекта, и 4 агентских компаний, каждая из которых отвечала за различные виды деятельности. Agip KCO – за работы по 1 фазе разработки месторождения Кашаган, NCPOC – за работы по добыче, SDK (Shell Development Kashagan – за работы по 2 фазе разработки месторождения Кашаган, EMКD (ExxonMobil Kazakhstan Drilling) – за работы по бурению для 2 фазы.

В IV квартале 2014 года началась реорганизация структуры управления проектом. Владение компанией «Аджип ККО» перешло от компании ЭНИ ко всем 7 акционерам и она изменила свое название на NCOC NV. В настоящее время компании NCOC BV и NCPOC присоединены к компании NCOC NV и филиалы данных компаний в Казахстане закрываются. Таким образом, компания NCOC NV стала правопреемником этих компаний и единым оператором Северо-Каспийского проекта.

Две другие компании — ExxonMobil Kazakhstan Inc и Shell Development Kashagan изменили свой статус и прекратили свою деятельность в качестве компаний-Агентов Консорциума.

Что сейчас делается, кроме замены трубопроводов? Используется ли образовавшееся время, чтобы пробурить новые скважины? Расширить технические возможности завода или что-то другое?

— На данный момент на месторождении Кашаган в общей сложности пробурено 44 скважины, включая разведочные, оценочные и эксплуатационные. Для добычи на этапе ОПР планируется использовать 40 скважин: 20 скважин на островах A и D, а также 20 скважин на островах EPC. Добыча на этапе ОПР начнется из скважин на островах A (8 скважин) и D (12 скважин), которые уже пробурены и закончены. Примерно через полгода 4 добывающие скважины на острове D будут переоборудованы в нагнетательные. На момент нашего с вами разговора завершается бурение скважин на островах EPC. Эти работы будут выполнены до возобновления добычи.

— И о будущем. Можете ли вы сказать, когда все-таки начнется добыча нефти на Кашагане?

— Строительство трубопроводов началось весной 2015 года. Его окончание запланировано на вторую половину 2016 года. Возобновление добычи планируется осуществить вскоре после окончания строительства трубопроводов.

— Какие объемы планируется добывать на первоначальном этапе? Когда проект выйдет на 300 тысяч баррелей в сутки?

— В первые месяцы после возобновления морских операций планируется добывать 90 тысяч баррелей нефти в сутки. В течение очень короткого срока добыча нефти на Каспийском море будет доведена до 180 тысяч баррелей в сутки. Такой объем мы планируем сохранить на протяжении 6 месяцев. Это необходимо, чтобы начать процесс закачки попутного газа обратно в подземные пласты. И уже к концу 2017 года Кашаган выйдет на максимальный уровень добычи по первой фазе разработки – это 370 тысяч баррелей в сутки.

Кстати, что будет с теми огромными объемами серы, которая образуется после очистки нефти? Не образуется ли на Карабатане второй Тенгиз с его предыдущими огромными терриконами серы?

— Основные элементы стратегии NCOC NV по управлению серой включают минимизацию производства серы посредством обратной закачки добываемого сернистого газа. До 67% попутного газа на месторождении Кашаган будет закачиваться обратно в продуктивный пласт.

В качестве базового варианта утилизации рассматривается полная продажа серы, производимой на этапе ОПР месторождения Кашаган.

Временное хранение серы на заводе «Болашак» будет осуществляться только в случае приостановки продажи серы на рынках по причинам, связанным с экспортной транспортной системой. На этот случай на установке комплексной подготовки нефти и газа «Болашак» предусмотрена складская зона, обеспечивающая возможность закрытого временного хранения до 4 миллионов тонн серы.

Сера будет храниться в герметично запечатанных блоках с соблюдением существующих стандартов и требований, что позволит предотвратить их разрушение под воздействием погодных условий. В целях минимизации возможного неблагоприятного воздействия серы на окружающую среду и здоровье людей, после полного формирования блока его верхняя часть полностью закрывается полимерной пленкой во избежание контакта серы с водой. Такой специально разработанный способ хранения блоков серы является уникальной технологией.

Планы управления утилизацией серы в период освоения месторождения Кашаган соответствуют передовой международной практике и утверждены госорганами РК.

— И последний вопрос, который тоже для нас всегда являлся важным, о кадрах. Я имею в виду замещение иностранных специалистов  отечественными.

В силу инновационного характера и технической сложности данный проект требует высочайшего профессионализма от персонала. К несомненным достижениям относится то, что из года в год увеличивается число местных специалистов, работающих на проекте. По состоянию на I квартал 2015 года 88% сотрудников, занятых в проекте освоения месторождения Кашаган, являются гражданами Казахстана. В 2013 году этот показатель составлял 77%. Так что судите сами.

— Господин Майё, спасибо за то, что нашли время и согласились ответить на наши вопросы.

Виктор СУТЯГИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button