КАНЗИБА ИЗ МУКУРА — ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА ЛИНКОЛЬН
С героиней моего материала я познакомилась на одном из мероприятий, объединившем женщин. Признаться честно, учительница английского языка Мукурской средней школы Булекбаева Канзиба на общем фоне внешне особо ничем не выделялась. Но когда мне ее представили, и мы разговорились, я увидела в ней, как говорят, Народного Учителя. Она из плеяды интеллигентов, доброжелательна и приветлива, голос ровный и в то же время уверенный, мягкий, но в меру требовательный. «Как повезло ее ученикам!» — промелькнула в голове мысль. А «зацепил» меня, как журналиста, факт из ее профессиональной деятельности, когда она из полутора тысячи учителей английского языка, участвовавших в международном конкурсе, стала победителем и в награду получила возможность практической работы в одной из школ городов США.«Как преподаватель английского языка я поставила себе цель — внедрение в мировую систему образования. На этом пути в 2007 году приняла участие в конкурсе, состоявшем из трех туров, среди 150 учителей английского языка из 11 государств. В итоге 10 учителей, в числе которых была и я, отправились на двухмесячные курсы повышения квалификации в США. Я преподавала английский язык в школе «Culfer» в городе Линкольн. Данное событие стало для меня как наградой, так и большим испытанием. Меня спрашивали о моей стране, и я при первой возможности рассказывала детям о Казахстане», — вспоминала Канзиба.
В нашем городе повсеместно открываются курсы обучения иностранным языкам, потому что представить нашу жизнь без знания языков сегодня сложно. Чем отличается методика преподавания в школах США от нашей? Какой опыт можно перенять? Эти и другие вопросы закрутились в голове, но в тот раз времени было очень мало. Позже мы встретились вновь уже для обстоятельной беседы, суть которой хотелось бы передать в форме интервью.
— Канзиба, думали когда-нибудь, что судьба приготовит такой подарок?
— Нет конечно. Я работаю в сельской глубинке, у нас все-таки есть отличия, в том числе и в материальном обеспечении, от городских школ. Но дети везде одинаковые. Если учитель сможет заинтересовать ученика — будет результат. Я работаю именно в таком ракурсе, и он эффективен. Дети хотят знать язык, поэтому я горжусь тем, что мои ученики добились больших высот. К примеру, 60 моих учеников выбрали профессии, так или иначе связанные с английским языком. Из них четверо окончили среднюю школу в разные годы со знаком «Алтын белгі», а 20 получили аттестат с отличием.
Глава государства неоднократно отмечал, что система образования в нашей стране должна быть построена таким образом, чтобы любой гражданин, получивший образование в нашей стране, смог бы успешно работать в любой стране мира. Моя ученица Муханова Акмарал работает заведующей кафедрой Туссонского университета в штате Аризона в США, Султанова Арайлым работает в посольстве Казахстана в Англии — в Лондоне. Я считаю себя счастливым учителем, так как 8 учителей английского языка из 10, работающих в нашей школе, являются моими учениками.
— Таких успехов можно добиться только в результате постоянного поиска.
— Конечно, я участвовала в республиканских семинарах в 2008, 2009, 2010 годах в Алматы, Астане. Получила возможность обмена опытом с учителями первой Назарбаев Интеллектуальной школы в Астане, с учителями Казахско-Британской школы в Алматы. Участвовала в 2007 году в работе форума творчески работающих учителей, а в 2010 году избиралась делегатом на первый съезд учителей стран СНГ, прошедший в Астане. Неоднократно награждалась грамотами различного уровня, а в 2010 году была награждена Благодарственным письмом ректора Евразийского университета имени Л. Гумилева Б.Ж. Абдрайим за подготовку успешных учеников. По моему мнению, каждый специалист на своем месте должен работать с максимальной отдачей, а не искать каких-либо отговорок.
— Полностью согласна. В нашу область приезжала группа специалистов из Астаны, точнее из Министерства образования и науки РК, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина. Журналисты на пресс-конференции были ознакомлены с проектом государственного общеобразовательного стандарта начального образования. Но речь шла и о среднем образовании в целом. Данная тема журналистов заинтересовала. В системе образования за последние годы столько проведено реформ, но все еще идут споры, поскольку она связана с любой из семей, вопрос качественного образования касается всех. Я хотела обратиться к Вам с вопросами как к учителю-практику, учителю-новатору.
— Я тоже не против обсудить на страницах газеты проект данных стандартов.
— Самое главное — ставится цель системного обновления содержания среднего образования. Специалисты отмечали неоднократно, что не будет разницы между городской и сельской школами. Стандарты будут едиными. Цель новой модели — добиться результата. Отмечено, что будут переобучены 2500 учителей.
— При существующей системе образования учителем передается готовая (обработанная) информация, вследствие чего ученик ориентируется на простое усвоение знаний. Учитель доминирует. Ученик воспринимает учителя и учебник как источники учебной информации. По новой модели необходимо развивать в ученике инициативу, я всегда помогала активным ученикам, которые успевали выполнять все задания, и им было уже скучно на уроке. Для них готовлю уже более сложные задания и занимаюсь отдельно.
Хотела бы отметить, что из нашей школы трое учителей прошли переподготовку на трехмесячных курсах и в свою очередь обучают своих коллег новым методикам. Есть положительные отзывы, теперь учителя дают мало информации по предмету, заинтересовывают ученика, который самостоятельно занимается поиском информации. На следующем уроке, чтобы охватить как можно больше учеников, мы даем время для коллективного обсуждения темы в группе, и один ученик выходит к доске, чтобы озвучить мнение группы. Таким образом, мнение каждого ученика учитывается, он не пассивный слушатель, а активный участник учебного процесса.
— Какие есть различия в нашей и американской системе среднего образования?
— Самая главная разница в том, что классы формируются у них не по возрасту, как у нас, а по уровню знаний по каждому предмету. Это значит, что по истечении определенного промежутка времени ученики сдают тесты, по которым определяется их уровень знаний. Далее обучение проводится в зависимости от успеваемости ученика. К примеру, ученик по математике демонстрирует хорошие знания, а по литературе — низкий уровень. Значит, на урок математики он идет заниматься с учениками, которые могут быть старше его по возрасту, а после перемены идет на урок литературы в класс, где дети могут быть младше его. В этом ничего предосудительного нет. В свою очередь в классе учатся дети одного уровня, что намного облегчает работу учителя. А у нас есть «сильные» дети, есть «слабые» по предмету, нам, учителям, приходится ориентироваться на «середняка». Вследствие чего у нас и показатели средние.
— По этой причине родители жалуются, что учителя не дают глубоких знаний по предмету.
— Я об этом и говорю. Урок длится в штатах 52 минуты. Все школы оснащены необходимой техникой: компьютером, принтером и так далее. Школ много, они не перегружены. Учитель работает максимум с группой из 10 человек, считается, что если детей будет больше, то не будет эффекта. Успеваемость оценивается по 100-балльной системе. Есть возможность опроса всех учеников, домашних заданий нет. Все обучение проходит в школе. Учителя не пишут поурочные планы, работают по календарному плану. Если какой-либо ученик отстает, то, не дожидаясь конца года, собирается, так сказать, консилиум учителей-предметников, которые обсуждают, почему ученик отстает от своих сверстников.
У нас все годы ученик учится в одной школе, там же по окончании начальной школы ребята прощаются и уходят учиться в другую — среднюю. Окончив ее, прощаются и если желают продолжить обучение, то учатся в высшей школе с 10 по 12 класс, по окончании которой получают свидетельства об окончании курсов парикмахера, повара, шофера, тракториста и так далее. Одним словом, годы обучения не проходят зря. Есть желание учиться в вузе, нет желания либо средств — могут сразу же трудоустроиться по полученной в школе профессии.
— Как учатся дети, есть ли заинтересованность?
— Да, дети везде одинаковые. Работать с ними интересно. Большое внимание уделяется детям из эмигрантских семей — из Бразилии, Конго. Им сложнее выучить английский, поэтому, когда я сидела в библиотеке (там два зала: в одном — электронные книги, в другом — печатные), я видела, что ученикам удобно искать информацию по предметам на своем родном языке, а позже они ее переводят на английский. Когда я спросила: «Почему бы не искать материалы сразу на английском языке?» — они говорили, что родной язык им ближе и понятнее. Поэтому я считаю, что необходимо большое внимание уделять и обучению школьников на государственном языке и только потом на английском.
Сравнивая две системы в целом, считаю, что государственные стандарты, которые будут применяться в наших школах в ближайшем будущем, позволят достичь учителям и ученикам высоких результатов.
— Спасибо за интервью.
Гульжан ЕЛЕШЕВА